Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
Помощь

Александр Введенский

См.: обновленчество.

Книга о нем Левитина, 1990. Тут и некоторые статьи Введенского, стенограмма диспута с Луначарским. Отсюда фотографии.

Его проповеди.

Введенский А.И. Церковь и государство. Очерк взаимоотношений Церкви и государства в России, 1918-1922. М., 1923. 282 с.

См. мемуар Смирнова о его сыне в 1960-е гг.

Александр (Введенский Александр Иванович). Отец - Иван Андреевич, гимназический учитель, затем директор гимназии, статский советник
мать - Зинаида Саввишна (ум. 1939)

Родился 30 августа 1889 года. Назван в честь св. Александра Невского.

Окончил Историко-филологический факультет Петербургского университета. В 1912 г. женился на дочери провинциального предводителя дворянства. В 1914 году за полтора месяца экстерном сдал экзамены и получил диплом Петербургской духовной академии. Женат. В июле 1914 года рукоположен в священника епископом Гродненским Михаилом (Ермаковым) и назначен в один из полков, стоявших под Гродно. С 1916 года священник церкви в честь Сошествия Св. Духа Николаевского кавалерийского училища [есть указ. и на другую церковь - Свт. Николая при офицерской кавалерийской школе].

Митрополит Александр Введенский.Один из организаторов и секретарь Союза демократического православного духовенства и мирян, возникшего 7 марта 1917 года в Петрограде.

Член Предпарламента в качестве представителя демократического духовенства.

Был много лет (после 1919 г.) настоятелем церкви Захария и Елизаветы в Ленинграде.

В конце 1910-х - нач. 20-х гг. экстерном получил еще несколько высших образований (юриста, биолога, физика и др.).

В 1921 г. возведен в сан протоиерея.

В истории Русской Православной Церкви является основоположником обновленческого раскола и его ересиархом и апологетом.

Был выдающимся церковным деятелем и проповедником до раскола, таким оставался в годы раскола.

Был активным участником 2-го обновленческого т. н. "Всероссийского Поместного Священного Собора" 1923 года, на котором позорно подписал постановление Собора о лишении сана и монашества Свят. Патриарха Тихона. /См. Деяния II-го Всерос. Поместн. Собора Пр. Ц. М. 2-е мая 1923 г. с. 6-7/.

6 мая 1923 года хиротонисан во епископа Крутицкого, викария Московской епархии.

В 1924 году возведен в сан митрополита и назначен управляющим Московской епархией.

Назывался "митрополитом-Апологетом-Благовестником". Был постоянным членом обновленческого Священного Синода.

В 1924 году назначен на профессорскую кафедру как доктор богословия при обновленческой Московской Богословской Академии и преподавателем Ленинградского обновленческого Богословского Института по курсу Основы Богословия и Апологетики.

1/V-1928 г. присутствовал на заседании расширенного пленума обновленческого Священного Синода.

С 1932 года — профессор и ректор Московской Богословской Академии.

В 1933 году Советом Московской Обновленческой Богословской Академии удостоен степени доктора Христианской философии.

В эти же годы был настоятелем храма Христа Спасителя в Москве.

Со 2/XII-1936 года — настоятель Пименовской церкви в Москве.

С апреля 1940 года — зам. Первоиерарха Православной Церкви в СССР.

С 10/X-1941 года назначен первоиерархом Православной Церкви в СССР.

В октябре 1941 года, как первоиерарх, принял титул "Святейшего и Блаженнейшего Великого Господина и Отца".

Священный обновленческий Синод примерно в 40-41 г. вынес постановление о восстановлении патриаршества, причем предрешено было это звание преподнести Святейшему Блаженнейшему Благовестнику мира митрополиту Александру Введенскому, путем избрания его на предстоящем у них Всероссийском Церковном Соборе.

Скончался от паралича 26 июля 1946 года.

Погребен на Калитниковском кладбище гор. Москвы, отпет Филаретом, митрополитом Свердловским.

Труды:

Причины неверия русской интеллигенции // Странник. 1911.

Божественная литургия и Иоанн Кронштадтский // Божия нива. 1918 (февр.).

За что лишили сана бывшего патриарха Тихона: (Речь прот. А.И. Введенского, произнес. на заседании 2-го Всерос. Свящ. Поместн. Церков. Собора 3-го мая [1923 г.] в Москве).- М.: Красная Новь, 1923. - 60 с.

Церковь и Государство: (Очерк взаимоотношений Церкви и государства в России 1918-1922 г.).- М., 1923. (Мосполиграф). - 253 с.

Церковь патриарха Тихона. - М., 1923.- 79 с.

Основные статьи об обновленчестве:

1) Крепите обновленческие ряды // "Церк. Обновл." 1925 г. № 2, с. 1.

2) О пастырстве // Там же № 11 с. 86-87.

3) Современное положение православия // Там же № 14 с. 112-116.

4) Что же делать? // Там же № 1 с. ?

5) Идем к победе // "Вестн. Свящ. Синода Пр. Рус. Церкви". 1928 г. № 10/33/ с. 3-5э

6) Важные достижения обновленчества // Там же № 3-4. с. 9.

7) К празднованию 10-летия обновленчества // Там же 1931 г. № 5-6 с. 2-3.

8) О современном положении православия // Там же 1928 № 6 с. 9-10.

В разных обновленческих журналах кроме этого помещал еще много статей и заметок, описал свои выступления более чем на 100 диспутах при своих поездках по Югу, Волге и Сибири.

Литература:

В центральных областных, краевых и городских газетах помещались заметки об его диспутах на Юге, по Волге и в Сибири, исследование которых нам недоступно.

Литература о нем обширна, особенно в периодической советской печати. Библиографические изыскания в этой области очень затруднительны.

"Вестн. Свящ. Синода Прав. Рус. Церкви". 1926 г. № 12-13, с. 7, 24; 1928 г. № 10/33/.

"Протоколы" № 1 с. 5; № 3 с. 7.

"Церк. Обнов." 1924 № 15-16, с. 68.

Во всех печатных официальных изданиях обновленческого Священного Синода имеются ссылки о его деятельности.

ФАОС дело № 4.

Кат-АМ № 9.

Кат-ЯВ № 5 с. 3.

Кат-ЕС № 2 с. 1, п/№ 3.

Ко входу в Библиотеку Якова Кротова