РОУЛИ (Rowley) Гарольд Генри
Из "Библиологического словаря"
священника Александра Меня
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех томах фондом Меня (СПб., 2002))
К досье Меня
РОУЛИ (Rowley) Гарольд Генри (1890-1969), англ. протестантский
библеист и миссионер. Род. в Лестере. В 1917-22 был баптистским
пастором, а затем проповедником Евангелия в Китае (1922-30). Преподавал
ветхозав. историю и евр. язык в ряде англ. учебных заведений, в
том числе в Манчестерском ун-те (1945-59). Был секретарем "Общества
ветхозаветных исследований" и членом др. библ. обществ. Под его ред. вышли пересмотренные изд. словаря *Хейстингса и
комментария *Пика. Ун-ты Упсалы, Цюриха и Страсбурга удостоили его
степени доктора "гонорис кауза". Неутомимая творческая деятельность Р. развернулась преимущ. после
2-й мировой войны. Десятки его книг и статей были посвящены проблемам
*боговдохновенности, *единства Библии и ее актуальности. Он не разделял
широко распространенного среди баптистов фундаментализма и считал,
что принципы *критики библейской и выводы *новой исагогики не препятствуют
пониманию Библии как Слова Божьего. Он был убежден, что духовный
опыт ВЗ и ранней христ. Церкви, отраженный в Писании,
имеет высокую ценность для человека наших дней. Признавая, что библ.
религия претерпевала определенное развитие, Р. тем не менее считал,
что ее сущность нельзя объяснить одной естественной эволюцией идей.
Хотя ВЗ и мог испытывать ханаанские и др. влияния, его уникальность
имеет не историческое, а Божественное происхождение. Сам процесс
*Откровения носил богочеловеческий характер, и поэтому для понимания
Библии так важно знать историю. Однако земными, историч. элементами
она не исчерпывается.
Всеобщее признание получила книга Р. "Содержание и смысл Апокалиптики"
("Relevance of Apocalyptic", L.-Redhill, 1944; неоднократно переиздавалась).
В ней прослеживается история *апокалиптической лит-ры от кн. прор.Даниила
до Иоаннова Откровения и раскрывается сущность и ценность апокалиптич.
писаний. Свой метод сочетания богосл. и историч. подхода Р. применил
в кн. "Новое открытие Ветхого Завета" ("The Rе-Disсоvегy of the
Old Testament", L., 1946), где он, в частн., утверждал ведущую
роль Моисея как основателя ветхозав. религии. В 1951 Р. выступил
с гипотезой, согласно к-рой *ритуальный Декалог не был связан с
традицией Исхода и, возможно, происходил из кенитской среды. Что
же касается *этичеcкого Декалога (Исх 20:2 сл. и Втор 5:6 сл.),
то он был дан через Моисея. Р. отстаивал историчность сказаний о
*патриархах, опираясь на данные древневост. библейской *археологии.
В этом он полностью был солидарен с *Балтиморской школой", однако предлагал
собств. хронологию событий. В кн. "От Иосифа до Иисуса Навина" ("From
Joseph to Joshua", L., 1950) он расположил их в следующем порядке:
Авраам — ок.1650, Иосиф – ок.1370, Исход – ок.1230 (первые две даты
не нашли поддержки у большинства библеистов). Значительный вклад
внес Р. в понимание смысла ветхозав. жертв, в трактовку проблемы
страдания в ВЗ и во внебиблейских религиях. Ему также принадлежит
ряд очерков о *Кумранских текстах. Общий контур ветхозав. богословия
обрисован Р. в кн. "Вера Израиля. Аспекты ветхозаветной мысли" ("Тhе
Faith of Jsrael. Aspects of Old Testament Тhоught", L., 1956; многократно
переиздавалась). В этом труде, снабженном, как и все работы Р.,
обширной библиографией, описано историч. развитие и духовный смысл
ветхозав. учения о Боге и Откровении, о человеке как личности и
члене общества, о *посмертном бытии и *эсхатологии. По его
словам, "фундаментальное единство Библии обусловлено тем,
что за ней, за описанными в ней великими событиями истории и за
великими личностями Израиля стоит Бог". "Beтхий Завет, – говорит
Р., – является не всей христианской Библией, и я нахожу в ней единство
Откровения, к-рое познается через оба Завета".
u The Relevance of the Bible, L., 1942; Submission in Suffering,
Cardiff, 1942; The Missionary Меssage of the Old Testament, L.,
1945; Recent Disсоvеrу and the Patriarchal Age, Manchester, 1949;
The Authority of the Bible, Birmingham, 1949; The Growth of the
Old Testament, L.-N.Y., 1950; The Meaning of Sacrifice in the Old
Testament, Manchester, 1950; Tbe Biblical Doctrine of Election,
L., 1950; Moses and the Decaloque, Manchester, 1951; The Servant
of the God and Other Essays on the Old Testament, L., 1952; The
Book of Ezekiel in Modern Study, Manchester, 1953; The Unity of
the Bible, Louisville-L., 1953; Nehemiah's Mission аnd Its Background,
Manchester, 1955.
|