ФРИДРИХ ШЕЛЛИНГ
Ср. справочник
по истории Церкви. О нем Коплстон. См. история философии.
Шеллинг Ф. Сочинения в двух томах. М.: Мысль, 1989. Т. 2.
Шеллинг Ф. Идеи к философии природы как введение в изучение этой науки. СПб.: Наука, 1998. 517 с.
Шеллинг Ф. Философия откровения. 2 тт. СПб.: Наука, 2000.
Фридрих Шеллинг: Pro et Contra: Творчество Фридриха Шеллинга в оценке русских мыслителей и исследователей. Антология. СПб.: Изд-во Русского Христианского Гуманитарного университета, 2002. 689 с.
Видимо, его под псевдонимом:
Бонавентура. Ночные бдения. М.: Наука, 1990. 264 с.
Гулыга А. Шеллинг. М.: Молодая гвардия, 1984. 350 с.
Из "Библиологического словаря"
священника Александра Меня
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех томах фондом Меня (СПб., 2002))
К досье Меня
ШЕЛЛИНГ (Schelling) Фридрих Вильгельм Йозеф (1775-1854), нем. мыслитель,
классик идеалистич. философии. Род. близ Штутгарта в семье
лютеранского диакона, знатока Библии и древних языков (впоследствии
ставшего пастором). Идя по стопам отца, будущий философ поступил
в 1790 в Богословский ин-т при Тюбингенском ун-те, где особенно
тщательно изучал Писание и *языки библейские. Его взгляды, сыгравшие
значит. роль в богосл. толковании Библии, неоднократно менялись
на протяжении жизни, пройдя путь от натурфилософии до "философии
Откровения". В его творчестве выделяют три гл. периода.
B ранний период (до 1801) в воззрениях Ш. преобладает рационалистич.
элемент. Уже в студенч. годы он написал две работы, предвосхищавшие
тематику его поздних исследований: "Опыт критического и философского
истолкования древнейшей философемы о происхождении человеческого
зла по третьей главе Книги Бытия" (на лат.яз.) и "О мифах, исторических
сказаниях и философемаx древности" (изд. в 1793). B них Ш. отказывается
от "просветительского" отношения к *мифу как к басне, а стремится
открыть в нем глубокое смысловое содержание. Начав работу по историко-критич.
исследованию Библии, Ш. прервал ее, поскольку под влиянием Фихте
и *Спинозы в нем возобладали философ. интересы. Однако диссертация,
написанная им в год окончания ун-та (1795), относится еще к сфере
библеистики ("Об исправлении посланий Павла Маркионом"). В ней Ш.
пытался доказать, что *Маркион не сам сократил текст НЗ, а пользовался
рукописью, сокращенной до него. При содействии Гете и *Паулюса Ш.
в 23 года стал проф. Йенского ун-та, где его лекции привлекли массы
слушателей. В этот период он был одушевлен идеями "натурфилософии"
и пантеизма. Он стремился построить цельную систему, к-рая объясняла
бы все основные законы природы. Природу он мыслил как живое органическое
целое, сотканное из противоположных начал. Религ. взгляды Ш. тех
лет приближались к радикальному свободомыслию. Однако вскоре в них
наметился поворот к иным принципам. Ш. сблизился с кружком романтиков
(братья Шлегели, Тик, Новалис, Гельдерлин). Не без влияния романтиков
он пришел к мысли о синтезирующей роли искусства, к-рое способно
охватить действительность в ее целокупном единстве.
Средний период (до 1832) отмечен наибольшими успехами в карьере
Ш. Он — популярный университетский проф. (в Вюрцбюрге, Мюнхене,
Штутгарте, Эрлангене), чл. Баварской АН, генеральный секретарь Академии
художеств. В то же время личное горе (смерть жены) ускоряет его
отход от скептицизма. Ш. вновь возвращается к тайне зла и *теодицее,
постепенно преодолевая свой пантеизм. В работе "Философские исследования
о сущности человеческой свободы" ("Philosophische Untersuchungen
uber das Wesen der menschichen Freiheit", 1809; рус. пер.: СПб.,
1908) Ш. следует по пути, намеченному *Беме. Он рассматривает *Грехопадение
не в антропологич. и даже не в космич. плане, а ищет истоки того,
что обнаруживает себя в мире как зло, в бессознательном "темном"
иррациональном начале, из к-рого рождается Сам Бог. "Это, — по выражению
Ш., — непостижимая основа реальности вещей, неразложимый и, несмотря
ни на какие усилия, несводимый к разуму остаток, вечно остающийся
в основе вещей". Именно он позволяет твари удаляться от Бога, что
составляет самую суть Грехопадения.
Поздний период (после 1832) характерен работой Ш. над проблемами
мифа и *Откровения. Философ за это время не напечатал ни одной крупной
работы, поскольку постоянно стремился к усовершенствованию своей
системы (все труды этого периода изданы посмертно). В лекциях по
философии мифологии и философии Откровения Ш. пытался показать историю
мира и человечества как непрерывный процесс, в к-ром через дух и
материю открываются вечные замыслы Творца. Тем самым Ш. хотел преодолеть
антагонизм между двумя крайностями: спиритуализмом и механицизмом
(Ш. называл это "философией тождества" или "всеединства"). По словам
прот.*Булгакова, "Шeллинг на философском языке своего времени выразил
одну из самых основных истин христианства... ибо оно снимает
противоположность плоти и духа в своем учении о человеке, как воплощенном
духе: живом единстве обоих". Поздний Ш. окончательно реабилитирует
мифологию, видя в ней особую форму восприятия истины. Если в Библии
и содержатся элементы мифа, это не значит, что в ней есть ложные
представления. "Все дело, — пишет философ, — в смысле, значении,
содержании того или иного места в Библии. Вопрос об авторстве занимает
при этом вполне второстепенное место". Мироздание и история проходят,
согласно Ш., через ряд последоват. эпох Откровения. Первичная интуиция
Бога (*прамонотеизм) ослабевает в процессе становления *политеизма.
Но и в политеизме есть искры истины. "Вершиной и концом мира богов"
является Христос. В отличие от мифологич. образов древности, Он
не "идея", как утверждал *Штраус, а реальное историч. Лицо, в К-ром
Бог явил Себя миру. Исторически христианство коренится в *монотеизме
и поэтому в какой-то форме существовало до Христа. Но и Сам Христос
как Божественный Логос извечно существовал в Боге. Он есть "историческая
Личность, биография К-рой была написана yжe до рождения Ее". Тринитарная
тайна определяет тройственный характер истории и в частн. истории
Церкви. Три церковно-историч. фазы олицетворены тремя *Апостолами.
"Петр есть главным образом Апостол Бога Отца, его взор глубже всего
направлен в прошлое. Павел есть главным образом Апостол Сына, Иоанн
— Апостол Духа; он один находит в своем Евангелии слова, неизвестные
еще ни Евангелию Марка, написанному в духе Петра, ни Евангелию Луки,
написанному в духе Павла: именно превосходные слова о Духе, К-рого
Сын пошлет от Отца, о Духе истины, К-рый от Отца исходит,
и впервые наставит на всякую, т.е. на полную и совершенную истину".
Согласно Ш., Церковь ап. Петра — это Римская Церковь, Церковь ап.
Павла — протестантизм, Церковь ап. Иоанна — единая Церковь будущего.
Богосл. идеи позднего Ш., будучи итогом его мысли, существ. образом
приближаются к церк. умозрению. Не удивительно поэтому, что философ
оказал большое влияние на рус. религ. мысль. В той или иной мере
оно отразилось в творчестве *Чаадаева и *Хомякова, Киреевского И.
и Тютчева Ф.И., *Соловьева Вл. и Одоевского В., прот.Булгакова и
*Бердяева. В свою очередь, и Ш. живо интересовался Россией. На склоне
дней он говорил Одоевскому В.: "Не будь я так стар, я принял бы
Православие".
u Sammtliche Werke, Bd.1-13, Stuttg., 1856-61; Briefe und Dokumente,
Bd.1-3, Bonn, 1962-75; Historisch-kritische Ausgabe, Bd.1-3, Stuttg.,
1976-82; в рус. пер.: Философия искусства, М., 1966; Соч.: т.1-2,
М., 1987.
l Г у л ы г а А., Ш., М., 1982; Л а з а р е в В.В.,
Ш., М., 1976; Ф и ш е р К., Ш., его жизнь, сочинения и учение,
в его кн.: История новой философии, СПб., 1905, т.7.; ФЭ, т.5; ФЭС;
ЭСБЕ, т.39; иностр. библиогр. см. в указ. трудах.
|