ВАСИЛИЙ ЖУКОВСКИЙ
О нем:
Из "Библиологического словаря"
священника Александра Меня
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех томах фондом Меня (СПб., 2002))
К досье Меня ЖУКОВСКИЙ Василий Андреевич
(1783-1852), рус. поэт и переводчик, представитель романтич. направления в лит-ре.
Будучи убежденным, искренним христианином, написал немало произведений на религ.
темы, в т. ч. и на библейские («Повесть об Иосифе Прекрасном», «Египетская тьма»,
«Смерть Иисуса», «Из Апокалипсиса», «Библия»). Кроме того, в период своего пребывания
в Берлине Ж. сделал перевод НЗ со слав. яз. на рус. язык. Стремясь приблизить
этот перевод к церк.-слав. языку, Ж. сохранил в нем много архаизмов. При жизни
поэта его работа не была напечатана. Ее опубликовали только в 1895 в Берлине;
в России же она увидела свет лишь в выдержках («Новый Завет Господа нашего Иисуса
Христа», пер. В.А.Ж., «Странник», 1902, № 4).
u Полное собр. соч., т.1-12, СПб., 1902.
l КЛЭ, т.2 (там же приведена осн. библиогр.); С и з е м с к и й Л.В., Поэт-христианин
В.А.Ж., СПб., 1902.
Канунова Ф.З., Айзикова И.А. Нравственно-эстетические искания русского романтизма
и религия (1820-1840-е гг.) Новосибирск: Сибирский хронограф, 2001.
Романтизм и религия (причем религия вообще). Шеллинг: "стремление конечного
к бесконечному" есть романтическое искусство, - или это не Шеллинг. Шлегель:
"Любое отношение человека к бесконечному является релиигей, и именно человека
во всей полноте его человечности". С. 4 со ссылкой на: Габитов Ф.М. Философия
немецкого романтихма. М., 1978.С. 58-59.
Жуковский стремился к религии, не будучи религиозен и будучи отчетливо антиклерикален.
Религия была для способом освободиться от интеллектуализма и материализма, перейти
от резкости к расплывчатости. Религия помогает приподнять покров, наброшенный
на мир - но что на мир наброшен покров, это утверждает не религия, это утверждает
Жуковский. Ему хочется "покрова", ему не хочется фотографии. Ему не
хочется быть механизмом, но как не быть механизмом без религии, он не знает. Грустно
тянуться к религии, презирая ее: "Но я только представляю это; я в себе не
нахожу того сильного внутреннего, неизгладимого чувства, которое должно быть первейшим
основанием религии. Все, что я видел вокруг себя по сию пору, должно было если
не отвращать, то по крайней мере поселять во мне совершенное равнодушие к религии
... несогласие чувств и дел с правилами и словами, всегда замечаемое мною с колыбели,
должно было произвести во мне это неуважение и равнодушие". (С. 9 со ссылкой
на: Письма В.А.Жуковского к А.И.Тургеневу. М., 1895. С. 18).
Еще более интерес к религии у этого поколения ("декабристского",
обездвиженного) в 1830-е и 1840-е годы. Религию они узнавали через немецкую философию
с ее идеями о человеке как микрокосме, самопознании и развитии. В эти годы они
уже скептически смотрели на эту философию, но и ничего иного не могли представить.
В неволе обратились к религии Кюхельбекер, А.Бестужев-Марлинский, А.Муравьев,
Е.Оболенский, М.Лунин. Жуковский считает, что в религии "и гражданство, и
свобода, и благородство души человеческой" (С. 10, ссылка на РБН. Ф. 286
(Жуковский). Оп. 1. Ед. хр. 70а. Л.1). Против рационализма: "Вера в Бога
есть предание, переходящее от отца к сыну" (С. 11, Жуковский В.А. Полное
собрание сочинений. В 12 т. СПб., 1902. Т. 11. С. 3-4).
Жуковский: "Вера в Бога есть действие нашей свободы" (С. 12 со ссылкой
на: РНБ. Ф. 286. Оп. 1. Ед. хр. 70а. Л. 13).
"Свобода личная определяется внутренним законом совести, инстинкт которой
вложен Богом и контролируется Богом" (С. 13 со ссылкой на: РНБ. Ф. 286. Оп.
1. Ед. хр. 60. Л. 1). В этом есть что-то изуверское, превращающее свободу в обязанность.
"Свободный человек - это человек поверивший" (С. 13, со ссылкой на:
РНБ. Ф. 20. Карт. 6. Ед. хр. 8. Л. 5).
Набор эпитетов, одинаково приложимых (прилагавшихся) к искусство как текста,
так и изображения: «чарующий», «величие» («нравственное величие»), «патриархальное»
(«патриархальная простота и правда»), «идеальный». Гоголь писал о том, что люди
устали как очаровываться, так и разочаровываться. «Жизнестроение».
В 1845 одновременно переводит «Одиссею» и Новый Завет.
Авеселовский, характеризуя «Агасфер» Жуковского, писал в начале ХХ в.: «Признание,
что всякая действительность разумна, было знаком бессилия. Тогда бросились искать
Бога». (Веселовский А.Н. В.А.Жуковский. Поэзия чувства и «сердечного» воображения.
СПб., 1904. С. 471. Цит. на с. 38).
Гоголь в письме Жуковского от 29 декабря 1847 г.: «Искусство вносит стройность
в порядок в общесве. Так же, как религия, искусство помогает жить на Земле» (цит.
на с. 29).
Поэтика «невыразимого» («покрывало», «намек»). Слова поэта – «атомы всеобъемлющего
Слова Божия Слова» (Жуковский В.А. Эстетика и критика. С. 328-330. Цит. на с.
29.)
Дневник 1829 г.: «Религия христианская дала им (людям) душу. К высоким понятиям
о Божестве она присоединила чувство. До Иисуса Христа обращение человека к Богу
являлось отвлеченным суеверием. В Спасителе Божество явилось земле, и отвлеченные
суеверные понятия ума обратились в ясное … убеждение сердца» (цит. на с. 39).
В балладах мотив греха и раскаяния (умиление). Художник как ангел, посылаемый
миру для раскаяния.
Сатана действует якобы во имя свободы, но разрушает все, потому что сомневается
в вере и потому равнодушен ко всему, в том числе к себе.
Образ завесы – в статье о «Мадонне» Рафаэля легенда о том, что живописец увидел
образ во сне, а сперва холст долго был пуст (подобие отпечатка совершается).
Проблема наполеонизма (5 гл., Канунова).
Пушкин о Наполеоне: «Хвала! Он русскому народу Высокий жребий указал И миру
вечную свободу Из мрака ссылки завещал». Жуковский: «И все, что рушил он, природа
Уже красою облекла, И по следам его свобода С дарами жизни протекла!» Пушкин писал
на смерть Наполеона, Жуковский – на отречение. Парадокс: Наполеон поправил самодержавием
ту самую свободу, которую нес как революционер. Наполеонизм как частный случай
революционизма. Поэтому так легко описывается казус Сталина как бонапартистский.
У Цедлица смотр умерших солдат – Елисейские поля, место блаженных. У Жуковского
– еженощное движение (мучение?) проклятых, неупокоенных душ.
Жуковский, 1841: «Наша вера во Христа основана на нашей вере в говорящую о
нем церковь. Я верю во Христа, потому что церковь говорит мне: ерь; но я верю
в церковь, потому что она установлена Христом. … я верю во Христа посредством
церкви; и верю церкви посредством Христа – которая из двух вер должна предшествовать?
… Порочный круг, из которого весьма трудно вырваться» (Жуковский В.А. Мысли и
замечания. С. 56-57, цит. на с. 143).
1 июля 1805 г. Жуковский пишет в дневнике: «Неясность и отдаленность всегда
имеют трогательное влияние на сердце … глядишь с чувством на небо; любишь Бога,
т.е. сильно его чувствуешь» (цит. на с. 167).
28 октября 1817 г. Жуковский пишет в дневнике: «Я бы каждое прекрасное чувство
назвал Бог. Оно есть Его видимый, или слышимый, или чувствуемый образ» (С. 173).
Дневники изданы: СПб., 1903.
Реферат сделал Кротов, 7.11.2002
|