КАРЛ БРЮЛЛОВ
Ср. Библия
в живописи.
Статья из Брокгауза:
Брюллов
(Карл Павлович), род. в Петербурге 12 дек. 1799 г. Отдаленные его предки были
французы, но отец — немец с французской фамилией Brulleau; который был скульптор
резчик и живописец миниатюр. Сын уже с малых лет выказывал особенные способности
к рисованию и получил первые уроки в этом искусстве от отца. Десяти лет, Карл
был отдан в Академию художеств и скоро стал удивлять всех своими успехами в рисовании;
но был слаб в науках, которых преподавание в то время велось в академии. Что же
касается искусств, то в этом отношении Б. во все время пребывания в академии считался
первым между сверстниками; его наставниками были А. Иванов (Старший), А. Егоров
и В. Шебуев. В 1821 г. молодой Б. получил золотую медаль за картину: “Явление
Аврааму трех ангелов у дуба Мамврийского”, и вместе с тем право на отправку заграницу
на казенный счет. Но в том же году состоялось постановление, чтобы молодые художники
были отправляемы заграницу лишь спустя три года по окончании ими курса в академии.
Общество поощрения художников пришло на помощь молодому Б., постановив, не ожидая
истечения трехлетнего срока, послать его на свой счет заграницу, что и было сделано
в 1822 г. По высочайшему повелению он должен был изменить свою фамилию Брюлло
в Брюллова. В то время русские художники проводили значительную часть своей жизни
заграницей, обыкновенно в Риме, где и писали свои лучшие картины. Бруни и Басин
уже три года работали в Риме, когда прибыл туда Б. Басин всего прожил заграницею
11 лет, Б. — 13, а Бруни и гораздо более. Первое время пребывания своего в Италии
Б. писал картины из римской жизни; между прочим, он написал две женские поясные
фигуры, известные под названием: “Утро и Полдень”, и скопировал для петербургской
академии художеств “Афинскую школу” Рафаэля. Лучшее и колоссальное его произведение:
“Последний день Помпеи” было написано в промежуток времени 1830 — 33 года по заказу
А. Демидова. В Италии эта картина произвела фурор и в честь ее был устроен настоящий
триумф. Потом она была выставлена в Париже, где ее приняли, хотя и с меньшим восторгом,
но все же с большим одобрением. Гравер Жирар исполнил в Париже с картины Б. большую
гравюру черной манерой с подправкою резцом. В Россию эта картина прибыла в 1834
г. и была вознесена художниками и публикой на такую высоту, какой достигали лишь
лучшие произведения лучших художников прежнего и нового времени. Когда в 1836
г. Б. возвратился в Петербург, совершив из Италии путешествие чрез Грецию, Турцию
и Малую Азию на юг России и оттуда в Москву, то его ожидала чрезвычайно почетная
встреча в недрах академии, члены которой устроили ему торжественный обед в той
самой зале, где была выставлена его знаменитая картина. Впоследствии, когда наступила
пора преобладания реализма в живописи, критика старалась унизить произведение
Б., не находя в нем ни исторических, ни даже характерных черт человеческих страстей,
которые бы соответствовали событию; но пора этой второй крайности тоже миновала.
“Последний день Помпеи” (в русской школе Эрмитажа), как и “Медный змий” Бруни,
составили эпоху в русской живописи. Картина Б. получила широкую известность и
в тех местах, где она никогда не была видана, благодаря прекрасной большой гравюре,
о которой было упомянуто выше. Один петербургский художник писал масляными красками
с “Посл. дня Помпеи”в уменьшенном виде много раз и тем существовал несколько лет.
Из других больших произведений Б.: “Распятие”, находится в Петропавловской лютеранской
церкви в Петербурге. Торс распятого Христа был почти окончен в один день; присутствовавший
при этом бывший учитель Б., профессор А. Егоров, в удивлении от искусства своего
ученика, воскликнул: “Карл, ты кистью Бога хвалишь!” В Казанском соборе находится
большой запрестольный образ работы Б.: “Взятие Божией Матери на небо”, рядом с
нею “Покров Божией Матери” — Бруни и “Введение Богородицы во храм” — Васина. В
Сергиевской пустыни (близ Петербурга) “Св. Троица” — Б. Кроме того, он написал
несколько образов для церкви на Аптекарском острове, “Спаситель во гробе” (в домовой
церкви гр. Адлерберга). Большие работы религиозной живописи в Исаакиевском соборе,
порученные Б. в 1842, а именно — плафон, двенадцать фигур апостолов в подкупольной
башне и еще четыре картины, были сочинены и нарисованы Б. в виде картонов, но
по причине его болезни были написаны Басиным. Только живопись плафона была начата
Б.; эта огромная картина в 1600 кв. аршин (около 800 кв. м.), тоже оконченная
Басиным, изображает молящуюся Богоматерь, окруженную св. Иоанном Крестителем и
св. Иоанном Богословом и сонмом святых, соименных членам Императорской фамилии.
По исторической живописи
Б., кроме “Последнего дня Помпеи”, написал еще “Смерть Инесы де Кастро”, и “Осаду
Пскова” (оставшуюся только начатою); обе картины находятся в Академии художеств.
Он сделал также эскиз картины: “Нашествие Гензериха на Рим”. Большая часть фигур
его исторических картин изображены им в сильном движении и в техническом исполнении
видны скорость и решительность. Б. был сильный колорист и превосходный рисовальщик;
в последнем отношении — благодаря своим учителям, профессорам академии, и требовательности
отца, заставлявшего его многократно рисовать с античных статуй. В картинах неисторического
содержания отчасти продолжается та же особенность, как напр. в Эндимионе и Диане,
также в бытовых итальянских, но в других — покой. Б. был также замечательным портретистом;
из произведений этого рода упомянем про портреты: кн. А. Голицына во весь рост
(гравирован на стали Ройтом), герцога М. Лейхтенбергского и собственный портрет
художника, писанный им во время болезни, — в особенности последний. Этот портрет
был литографирован Тиммом в его русском “Художественном Листке”; но более замечательна
гравюра, исполненная резчиком по меди Пожалостиным. Б. писал не только масляными
красками, но был и отличным акварелистом. Сюжеты акварели были жанровые, но Б.
иногда унижался и до грубо эротических произведений. Болезнь заставила Б. в 1849
г. отправиться для лечения на остров Мадеру, где он был одновременно с герц. М.
Лейхтенбергским. Пребывание на этом острове восстановило было его силы, но с приездом
в Италию, он опять почувствовал себя худо и 12 июня 1852 умер в местечке Марчиано,
близ Рима. Он похоронен на кладбище Монте-Тестаччио в Риме. Б. при жизни имел,
конечно, обширнейшие знакомства, особенно в обществе служителей искусства, но
особенно близок он был к писателю Н. Кукольнику, композитору М. Глинке и актеру
В. Самойлову. В числе учеников Б. некоторые получили впоследствии большую или
меньшую известность. Федотов — жанрист-сатирик, ничем не похожий на своего учителя;
Петровский, умерший почти в начале своего художественного поприща; Моллер — автор
картин “Поцелуй” и “Проповедь Иоанна на острове Патмосе”; Михайлов (“Девушка ставит
свечу перед образом”); Капков (“Вдовушка” и “Татьяна, читающая свое письмо к Онегину”),
известный выразительностью своих головок, и Шевченко. Но Б., несмотря на силу
своего таланта, не создал школы. Было упомянуто о портрете Б., писанном им самим;
в “Последнем дне Помпеи” он изобразил себя на втором плане в виде художника; в
Академии художеств в Петербурге находится гипсовый снимок с бюста Б., работы И.
Витали. Несмотря на крупную художественную личность Б., его полная биография не
написана и точная оценка его значения для русского искусства еще не сделана. Критич.
этюд Стасова о Б. (“Рус. Вест.”, 1861), во многих отношениях для него неблагоприятный,
недостаточно определяет его значение. Однако, надо признать, что результаты художественной
деятельности Б. не находятся в соответствии с его большим талантом.
Ф. Петрушевский.
|