Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

Михаил Петрович Погодин

Азбучный список русских князей до монгольского ига. 1854.

Алексей Петрович Ермолов. Материалы для его биографии. М., 1864. 454 с.

Древняя русская история до монгольского ига. М., 1871.

Исследования, замечания и лекции о русской истории. 7 томов.

Историко-политические письма и записки в продолжении Крымской войны. 1853-1856. М., 1874. 391 с.

Лекции по Герену о политике, связи и торговле главных народов древнего мира. Ч. 1. 1835. 313 с.

Николай Михайлович Карамзин, по его сочинениям, письмам и отзывам современников. Материалы для биографии. М., 1866. Ч. 1. 415 с.

Семнадцать первых лет в жизни императора Петра Великого. 1672-1689. М., 1875. 415 с.

(11 (23) ноября 1800, Москва — 8 (20) декабря 1875, там же) — русский историк, коллекционер, журналист, писатель, публицист, беллетрист, издатель, профессор Московского ун-та. П. — представитель того слоя разночинцев, который служил дворянской монархии. Вначале общественно-литературной деятельности (в период издания "Московского вестника", 1827—1830) у П. слышались кое-какие мотивы протеста против угнетенного положения широких общественных слоев, в повести "Нищий" он даже высказывается против крепостников. К этому времени преимущественно и относится деятельность П. как беллетриста (Литературная энциклопедия.-М., 1935. - Т.9).

Из Брокгауза:

Сын крепостного, получившего вольную в 1806. Окончил Московский университет (1821). В 1823—1825. Примыкал к литературно-философскому кружку «любомудров», в который входили Д. В. Веневитинов, И. В. Киреевский, С. П. Шевырёв, В. Ф. Одоевский и другие.

Сын крепостного дворового человека графа И. П. Салтыкова, его "домоправителя", и внук крепостного крестьянина графа Чернышева, П. принадлежит к разряду "русских самородков", являясь носителем природных свойств великорусского племени, разнообразных и противоположных одно другому: ширь натуры соединялась в нем со скопидомством и тонким денежным расчетом, щедрость мирилась со скупостью, "себе на уме" шло об руку с сердечностью, задушевностью и откровенностью, добродушие — с хитростью, грубость нрава и привычек — с деликатностью чувства, неряшливость в обработке научных вопросов — с мелочной педантичностью в детальных и библиографических разысканиях; сознание своих ученых достоинств уживалось у него с преклонением перед сильными мира, П. был религиозен, но религиозность его была также на великорусско-московский лад, приближаясь к "древлему благочестию" и заключаясь в преданности обрядовому ритуалу, который не был одухотворен широким и глубоким пониманием христианства. Столь же типически-великорусскими являлись у Погодина и политические убеждения. Его нельзя считать ни консерватором, ни реакционером, ни легитимистом, ни националистом — все эти западноевропейские политические определения к нему не подходят; он был сторонником русского политического строя в том виде, как этот строй сложился жизнью, историей и исповедовал триединые начала русской самобытности: православие, самодержавие и народность. Поэтому он тяготел к единокровным и частью единоверным нам славянским племенам и изучал их язык, быт и историю; но П. не был славянофилом: его ум был ум практический, чисто великорусский, чуждый теоретическим построениям, чем, наоборот, в особенности отличались славянофилы. — Более всего и всего плодотворнее П. занимался русской историей, которой посвятил всю многолетнюю свою ученую деятельность; но в русской истории, как и в жизни, он не был теоретическим мыслителем. Русскую народность П. знал и любил, как плоть от плоти своей, кость от костей своих. Он видел в ней остатки старины и увлекался этими остатками: он жил прошлым родной страны, инстинктивно стремясь к этому прошлому: вот где следует искать ключ к его поклонению перед русской историей, которая для него являлась миром чудес и исключительных особенностей. До десятилетнего возраста П. обучался дома, и уже в эту раннюю пору жизни в нем стала развиваться страсть к учению; знал он в то время одну лишь русскую грамоту и с жадностью прочитывал "Московские Ведомости", тогдашние журналы: "Вестник Европы" и "Русский Вестник" и переводные романы. С 1810 по 1814 год П. воспитывался у приятеля своего отца, московского типографщика А. Г. Решетникова; здесь учение пошло систематичнее и успешнее, но в эти четыре года произошло общеисторическое событие, расстроившее, наряду со всеми обитателями Москвы, все житье-бытье семьи Погодина и произведшее на мальчика глубокое впечатление. Разумеем злосчастный 1812 год, когда дом отца Погодина погиб в пламени московского пожара, и семья Погодиных должна была искать спасенья, вместе с другими жителями пылавшей первопрестольной столицы, в одном из провинциальных городов средней России. Погодины перебрались в Суздаль. С 1814 по 1818 г. П. обучался в Московской, тогда единственной, губернской гимназии, а с 1818 по 1821 год в Московском Университете, по словесному отделению, соответствовавшему в то время теперешнему историко-филологическому факультету. В гимназии и в университете П. еще более пристрастился к чтению и стал усердно изучать русскую историю, главным образом, под влиянием появившихся в год его поступления в университет первых восьми томов "Истории Государства Российского" Карамзина и девять лет до того изданного начала русского перевода Шлецеровского "Нестора". Эти два труда имели решающее значение в ученых работах и воззрениях Погодина: он стал убежденным, но не слепым, поклонником русского историографа и первым и самым ярым из природных русских историков последователем исторической критики Шлецера и его "норманнской теории" происхождения Руси. В Университете на П. оказали сильное влияние своими чтениями профессор Мерзляков и Тимковский. Первый поселил в П. уважение к русским классическим писателям XVIII в. и способствовал развитию в его речи, устной и письменной, восторженности и напыщенности; второй, знаток римской литературы, обладавший учеными приемами филологической критики, — развил в Погодине филологический экзегетизм, впоследствии приложенный им к изучению русских исторических памятников письменности. По окончании курса в Университете молодой кандидат П. был определен преподавателем географии в Московском Благородном пансионе и занимал эту должность до 1825 г., давая вместе с тем частные уроки в семействе князя Н. П. Трубецкого и готовясь на магистра русской истории. В 1823 году он сдал этот экзамен, а в 1824 году напечатал магистерскую диссертацию "О происхождении Руси", посвятив ее Карамзину и защитив публично в Москве, в январе 1825 г. После защиты П. поехал в Петербург и лично "представился" Карамзину, и, по его собственному выражению, "получил как бы его благословение". Диссертация П. составляет свод всех мнений о происхождении Руси, начиная с Байера, и, на основании большой и малой критики Щлецера, доказывает непреложность норманнской теории происхождения Руси. Магистерство открыло перед Погодиным двери университетского преподавателя, но не сразу удалось ему получить кафедру излюбленного им предмета — отечественной истории. С 1825 по 1828 г. он преподает всеобщую историю лишь на первом курсе словесного отделения, а в 1828 г. получает место адъюнкта, но не на словесном, а на этико-политическом отделении, для преподавания новой истории XVI — XVIII вв., истории русской. Адъюнктуру на чужом для него отделении (в настоящее время юридический факультет) Погодин занимает до 1833 г. и лишь в этом году, после увольнения от службы профессора всеобщей истории Ульрихса, ему поручается на высших курсах словесного отделения временное преподавание всеобщей истории, которое он и ведет в течение шести лет до возвращения из-за границы в 1839 г. намеченного на эту кафедру министром народного просвещения, С. С. Уваровым, кандидата T. Н. Грановского, впоследствии столь известного профессора Московского университета, оказавшего благотворное просветительное влияние на целый ряд русских поколений. Только в 1835 году удается Погодину занять, наконец, кафедру русской истории в звании ординарного профессора, но это профессорство продолжается всего девять лет. В 1844 году П. оставляет службу в Московском университете, сохраняя лишь звание академика по Отделению русского языка и словесности, каковое он был избран в 1841 году. С 1844 года до самой смерти П. предается кабинетным занятиям и отчасти публицистическим, в качестве редактора основанного им в 1841 году журнал а "Москвитянин" и других периодических изданий и автора отдельных политических брошюр.

В доме Погодина у Девичья Поля (ул. Погодинская, дом 12А) жили Н.В. Гоголь и А.А.Фёт, которого Михаил Петрович готовил к поступлению в университет.

Позднее интерес к славянству и славянской истории, понимание самобытности русской истории сближало его со славянофилами.

В магистерской диссертации «О происхождении Руси» (1825) обосновывал норманскую теорию возникновения русской государственности. Профессор всеобщей истории Московского университета (1826—1835), затем в 1835—1844 профессор русской истории. Занимался изучением древнерусской и славянской истории, процессов закрепощения русского крестьянствая, причин возвышения Москвы. Защитил докторскую диссертацию «О летописи Нестора» (1834). Открыл и ввёл в научный оборот ряд важных исторических источников и памятников русской словесности.

Собрал «Древнехранилище» — значительную коллекцию икон, медных и серебряных крестов, различных предметов старины, монет и медалей, оружия, рукописей, старопечатных книг, автографов российских и зарубежных деятелей науки, литературы, искусства, а также государственных, военных, политических, церковных деятелей. Часть собрания была приобретена для Публичной библиотеки в Петербурге и Эрмитажа.

Издал литературный альманах «Урания. Карманная книжка на 1826 г.», к участию в котором привлёк Е. А. Баратынского, Д. В. Веневитинова, А. Ф. Мерзлякова, Ф. И. Тютчева, А. И. Полежаева, С. П. Шевырева, П. А. Вяземского, при содействии которого А. С. Пушкин предоставил пять своих стихотворений. Сам Погодин опубликовал в альманахе свою, написанную в Знаменском летом 1825 года, повесть "Нищий" (с. 15-30). В 1834 году Белинский писал, что повесть «Нищий» замечательна «по верному изображению русских простонародных нравов, по теплоте чувства, по мастерскому рассказу» (Белинский В. Г. Полн. собр. соч.,Т.I., с. 94). После событий 14 декабря Погодин опасался, что навлек на себя подозрения властей.

В 1827—1830 издавал журнал «Московский вестник». Совместно с С. П. Шевырёвым издавал и редактировал журнал «Москвитянин» (1841—1856).

Автор повестей «Нищий» (1825), «Как аукнется, так и откликнется» (1825), «Русая коса» (1826), «Суженый» (1828), «Сокольницкий сад» (1829), «Адель» (1830), «Преступница» (1830), «Васильев вечер» (1831), «Чёрная немочь», «Невеста на ярмарке» и других (изданы отдельно в сборнике «Повести», ч. 1—3, 1832), также исторической трагедии в стихах «Марфа, посадница Новгородская» (1830).

Сочинения: Проза:

Повести Михаила Погодина. Ч. 1 – 3. М., 1832.

Погодин М. Невеста на ярмарке. Повесть: В 2-х ч. М., 1837.

Погодин М. Повести. Драма. М., 1984.

 

Дневниковая и автобиографическая проза Погодина:

1.Дневник М. П. Погодина. 1820-1822 // ОР РГБ. Ф. 231/I. К. 30. № 1.

2. Дневник М. П. Погодина. 1822-1825 // ОР РГБ. Ф. 231/I. К. 31. № 1.

3. Дневник М. П. Погодина. 1840-1845 // ОР РГБ. Ф. 231/I. К. 33. № 1.

4. Погодин М. Автобиография // ИРЛИ, ОР, Ф. 26; 18 ед. хр.; 1826-1876.

 

Путевые очерки:

Погодин М. Год в чужих краях (1839). Дорожный дневник. Ч. 1 – 4. М., 1844.

Погодин М. Псков (Из дорожных заметок). Псков, 1881. Шифр: 18.156.3.186

Погодин М.П. Прогулка в Новгород. 1859. Шифр: 18.10.3.135

 

Корсаков Д.А. Погодин М.П.: биографический очерк. СПб., 1902. – 12 с.

Языков Д.Д. М.П.Погодин. М., 1901. – 28 с.

Бестужев-Рюмин К.Н. М.П.Погодин. СПб., 1892. – 9с.

Бестужев-Рюмин КН. Биографии и характеристики. (Летописцы России). М., 1997.

Павленко Н.И. М.Погодин: жизнь и творчество. М., 2003.

Анненкова Е.И. Н.В.Гоголь и М.П.Погодин. Эволюция творческих отношений // Н.В.Гоголь. Проблемы творчества. СПб. 1992.

Виролайнен М.Н. Молодой Погодин // Погодин М.П. Повести. Драма. М., 1984. С. 3-18.

Умбрашко К. Б. М. П. Погодин: Человек. Историк. Публицист. М., 1999 // http://www.library.cjes.ru/online/?a=con&b_id=617

Душечкина Е.В. Русский святочный рассказ. СПб., 1995. С. 103 – 112.

Вацуро В.Э. От бытописания к поэзии действительности // Русская повесть 19 века. Л., 1973. С. 200 – 244.

Манн. Динамика русского романтизма. М., 1995. Глава 7. С. 233 – 235.

Виролайнен М.Н. «Сделаем себе имя»: Велимир Хлебников и М.П. Погодин: миф числа// Имя-сюжет-миф. – СПБ.,1996. – С. 149-159.

Двирник Е.В. Исповедь как форма диалога с читателеи// Актуальные проблемы изучения литературы и культуры на современном этапе. – *Саранск, 2002. – С. 151-155.

Капитанова Л.А. Светская повесть М.П. Погодина //Филология = Philologica. Краснодаор, 1994. - №3. –С. 40-41.

Кузнецов И.В. Повесть М.П. Погодина «Преступница» и традиции древнерусской словесности// Материалы к словарю сюжетов и мотивов русской литературы. Новосибирск, 2002. – Вып. 5. – С.97-105.

Ломова Е.А. Ирония в русской повествовательной прозе 20-40-х годов 19 века: (На материале повестей Одоевского, Павлова, Сомова,Погодина)//Жанрово-стилевые искания и литературный прцесс. – Алма-Ата, 1998. – С.42-51.

Мельник В.И. Проблема народа в прозе 1830-х годов: (М.П. Погодин и Н.А. Полевой)// Вопросы филологии. – Ульяновск, 1998. – С. 3-14.

Федорова С.В. Развитие М.П. Погодиным жанра повести о творческой личности: (Сб. «Повести М. Погодина», 1832 г.)// Жанр и стиль. – Йошкар-Ола, 1988. –С. 103-114.

Душечкина Е.В.Русский святочный рассказ: становление жанра. – СПБ, 1995.

 

 

 

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова