РУССКИЕ ПИСАТЕЛИ-БОГОСЛОВЫ
Историки Церкви. Исследователи и толкователи Священного Писания
Биобиблиографический указатель. 2-е изд. М.: Пашков дом, 2001.
Номер страницы указан после текста на этой странице
К оглавлению
КАЗАНСКИЙ Петр Симонович
(1819—1878)
Мень о К.
Петр Симонович Казанский родился 19 ноября 1819 года в семье священника села
Сидоровского Звенигородского уезда Московской губернии. С 1832 по 1838 год обучался
в Вифанской Духовной семинарии, а с 1838 года — в Московской Духовной Академии.
По окончании Академического курса назначен в Московскую Духовную Академию бакалавром
по гражданской истории, а в 1850 году возведен в звание профессора. По преобразовании
Академии в 1870 году Петр Симонович был избран на должность помощника ректора
по церковно-историческому отделению. С 1864 года занимал должность члена Цензурного
комитета.
Петр Симонович Казанский прослужил в Академии тридцать лет. Как говорил в надгробной
речи один из его учеников В.А. Соколов, «мы твердо помним, что в своих Академических
чтениях ты пытался внушить нам, что исторические судьбы человечества должны служить
доказательством действия в них Божественного Промысла».
П.С. Казанский был действительным членом Общества истории и древностей российских,
Московского археологического общества, почетным членом Общества любителей духовного
просвещения. Его писательская деятельность не исчерпывалась многочисленными научными
трудами. Он написал несколько служб, акафистов и молитв, а также большое
количество духовно-назидательных статей... Несколько статей было им написано для
Археологического словаря. Его труд «Учебная книга всеобщей истории» был принят
в качестве руководства для обучения в семинариях.
Архив П.С. Казанского находится в Отделе рукописей Российской государственной
библиотеки, фонд 524.
Петр Симонович Казанский скончался 14 февраля 1878 года и был погребен на академическом
кладбище рядом со своим другом и учителем Александром Васильевичем Горским.
Печатные труды
318. Богородице, Дево, радуйся: Изъяснение богородичной молитвы. — СПб.: Печатня
В. Головина, 1870. — [4], 48 с. —Авт. установлен по изд: Памяти заслуженного профессора...
П.С. Казанского. — М., 1878.—С. 23.
319. Воспоминание об Андрее Николаевиче Муравьеве. — М.: Унив. тип., Ценз. 1877.
— 30 с. — Из: Душеполез. чтение. — 1877.—Март.
320. Жизнь и мученическая кончина свв. князей Бориса и Глеба. — М.: Сазонов, 1899.
— 80 с. — Печаталось в журн. «Душеполез. чтение», 1860, ч. 2, под загл.: Житие
св. благоверных кн. Бориса и Глеба.
321. Жизнь святителя Христова Тихона I, епископа Воронежского и Елецкого, с присовокуплением
избранных мест из его творений: (С портретом святителя и снимком с почерка его
руки). — М., 1861. — 162 с., 1 л. портр. — Авт. установлен по изд: Памяти заслуженного
профессора... П.С. Казанского. — М., 1878. — С. 23. — Загл. 2-го изд.: Жизнь новоявленного
угодника Божия Тихона.
Тоже. — 2-е изд., доп. — М.: Унив. тип., 1862. —214, IVс., 1 л. портр.
322. Жизнь святого Саввы, первого архиепископа Сербского. — М.: Тип. Готье, 1849.
— 52 с. — Авт. установлен по изд: Указатель ко Творениям св. Отцев в рус. пер.
— 1849. — Ч. 8.
323. Житие иже во святых отца нашего Тихона, епископа Воронежского, всея России
чудотворца: Для народного чтения / [Изд.]
f
V
70
71
Н. Елагина. — СПб.: Синод, тип., 1871. — 123 с. —Авт. установлен по изд: Правосл.
обозрение. — 1878. — Март.
324. Житие святителя Тихона, епископа Воронежского и некоторые из главных его
наставлений: (С изображением угодника Божия). — СПб.: Тип. Смирнова, 1862. — 36
с.: ил. —Авт. установлен по изд: Памяти заслуженного профессора... П.С. Казанского.
— М., 1878.—С. 23.
325. Житие святого благоверного великого князя Александра Невского, в иночестве
Алексия: Для народного чтения / [Изд.] Н. Елагина. — СПб.: Синод, тип., 1871.
— 61 с. —Авт. установлен по изд.: Правосл. обозрение. — 1878. — Март.
326. Земная жизнь Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа: Для народного чтения
/ [Изд.] Н. Елагина. — СПб.: Синод, тип., 1871. — 62 с. — Авт. установлен по изд:
Правосл. обозрение. — 1878.— Март.
327. Земная жизнь Пресвятой Богородицы: Для народного чтения / [Изд.] Н. Елагина.
— 3-е изд. — СПб.: Синод, тип., 1871. — 32 с. — Авт. установлен по изд: Правосл.
обозрение. — 1878. — Март.
328. Исправление церковно-богослужебных книг при патриархе Филарете — М.: Имп.
о-во истории и древностей российских при Моск. ун-те. — 1848. — [2], 26 с. — Отт.
из: Чтения в Имп. о-ве истории и древностей российских при Моск. ун-ве. — 1847—
1848.—Т. 8.
329. Историческое описание Троицкого Козловского монастыря. — М.: Тип. Семена,
1849. — 59 с. — Авт. установлен по изд: История Моск. Духовной Академии / С. Смирнов.
— М., 1879.
330. История православного монашества на Востоке. — М.: Тип. Семена, 1854—1856.
Ч. 1: Монашество в Египте. — 1854. — 287 с. Ч. 2.: 1856.— [4]. 305с.
331. История православного русского монашества от основания Печерскои обители
преподобным Антонием до основания Лавры Св. Троицы преподобным Сергием. — М.:
Тип. Семена, 1855. — 205с.
332. Кто были виновники соловецкого возмущения от 1666 до 1676 года?—М.: Унив.
тип., [1867]. — 10с. —Из.: Чтения в Имп. о-ве истории и древностей российских
при Моск. ун-те. — 1867. — Кн. 4.
72
333. Начало монашества в России: [В 3-х ст.]. — М., 1850— 1851. —Авт. установлен
по изд: Указатель статей, помещенный в Прибавлениях к изд. Творений св. Отцев
в рус. пер. — М., 1887. — С. 14. — Из: Прибавления к изд. Творений св. Отцев в
рус. пер. — 1850. — № 9: — 1851. —№ 10.
334. О времени сдачи поляками русским Кремля в 1612 году. — М.: Унив. тип., [1869].
— 10 с. — Из: Чтения в Имп. о-ве истории и древностей российских при Моск. ун-ве.
— 1869. — Кн. 3.
335. Об источниках для истории монашества египетского в IV и V веках—М.: Тип.
Готье. 1872.— 56 с.—Отт. из: Прибавления к изд. Творений св. Отцев в рус. пер.
— Ч. 24.
336. Общий очерк жизни иноков египетских в IV и V веках. — М., 1872. — 101с. —
Из: Прибавления к изд. Творений св. Отцев в рус. пер.— 1871. — Кн. 4.
337. Очерк жизни архимандрита Антония, наместника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.
— М.: Унив. тип., 1878. — 98 с. — Из: Правосл. обозрение. — 1878.
338. Покров Божией Матери над Москвою. — М.: Тип. Готье, 1861. —52с.
339. Покров Божией Матери над Москвою: По поводу торжества 500-летия пребывания
в Москве чудотворной иконы Божией Матери Владимирской (26 авг. 1395—1895). — М.:
Сазонов, 1895.— 96с.
340. Преподобный Иосиф Волоколамский. — М.: Тип. Семена, 1847. — 92 с. —Авт. установлен
по изд: Памяти заслуженного профессора... П.С. Казанского. — М., 1878. — С. 18.
— Из: Прибавления к изд. Творений св. Отцев в рус. пер. — 1847. — Ч. 5.
341. Родословная Головиных, владельцев села Новоспасского, собранная бакалавром
Моск. Духовной Академии Петром Казанским. — М.: Тип. Селивановского, 1847. — [6],
231 с.
342. Родословная Головиных, владельцев села Новоспасского, собранная П. К. — М.:
Тип. Селивановского, 1847. — [4], 230 с. — Авт. установлен по изд: Словарь псевдонимов
рус. писателей... / И.О. Масанов. — М., 1957.—Т. 2.—С. 318.
73
343. Свидетельства памятников египетской истории о пребывании евреев в Египте.
— М., 1864. — 67 с. — Отт. из: Сб. изданий Моск. Духовной Академии по случаю празднования
ее пятидесятилетия. — М., 1864.
344. Село Новоспасское, Деденево тож, и родословная Головиных, владельцев оного.
—М.: Г.П. Головин, 1847. — [14], 164 с., 1 л. табл. — Загл. обл.: Село Новоспасское,
Деденево тож, именуемое Влахерны.
345. Типик женского монастыря Пресвятой Богородицы Благодатной, основанного и
устроенного императрицею Ириною, женою императора Алексея Комнина. по ее повелению
и мысли составленный и изданный. — М., 1878. — [2], 18 с.
То же / С примеч. И.Д. Мансветова. — 1878. — [2]. 33 с. — Отт. из: Древности.
— 1878. — Т. 7.
346. Труды святителя Тихона I, епископа Воронежского по управлению Воронежскою
паствою. — М.: Тип. Готье, 1862. — 43 с. — Авт. установлен по изд: Энцикл. словарь/
Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. — СПб., 1901. — Т. 65. — С. 300. — Из: Прибав-ления
к изд. Творений св. Отцев в рус. пер. — 1862. — Кн. 2.
347. Учебная книга всеобщей истории: Составлено для употребления в семинариях.
— 2-е изд. — СПб.: Синод, тип., 1865. — Авт. установлен по изд: Энцикл. словарь
/ Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. — СПб., 1894. — Т. 26. — С. 902.
Ч. 1: Древняя история. — 1865. —X. 294 с.
348. Учение Православной Церкви об Ангеле-хранителе: Для народного чтения / [Изд.]
Н. Елагина. — СПб.: Синод, тип.. 1872. — 31с. — Авт. установлен по изд: Правосл.
обозрение. — 1878. — Март.
Литература о жизни и деятельности
349. Беляев А.А. Профессор Московской Духовной Академии П.С. Казанский и его переписка
с архиепископом Костромским Платоном.— Сергиев Посад, 1910—1916.
Вып. 1. — 1910. — 339 с. — Отт. из: Богослов, вестник. — 1905. 1906 и 1910.
Вып. 2.— 1916.— 372 с.
74
350. Воспоминания о профессоре Московской Духовной Академии Петре Симоновиче Казанском.
— Вырезка из: Правосл. обозрение. - [187—]- - С. 560-573, 709-732, 122-149.
351. Памяти заслуженного профессора Московской Духовной Академии Петра Симоновича
Казанского. — М., Ценз. 1878. — 24 с. — Библиогр.: с. 17—20. — Отт. из: Правосл.
обозрение. —
1878. — №3.
Из "Библиологического словаря"
священника Александра Меня
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех
томах фондом Меня (СПб., 2002))
К досье Меня
КАЗАНСКИЙ Петр Иванович (1838-1913), рус. правосл. церк. писатель. Род. во
Владимирской губ., в семье священника. В 1864 окончил МДА. После получения степени
магистра К. был направлен в Ярославскую ДС, где преподавал евр. язык. В 1866 он
вернулся в Сергиев Посад, в Вифанскую ДС, а с 1867 преподавал нравств. богословие,
педагогику и историю философии в МДА. Внимательный наставник и трудолюбивый ученый,
К. параллельно с преподавательской деятельностью занимался лит. работой и переводами.
Он входил в редакцию журн. ПрТСО и БВ, принимал участие в издании св. отцов на
рус. языке. Им были переведены толкования свт.*Кирилла Александрийского на пророков.
В 1897 К. оставил работу в МДА по состоянию здоровья. Академия избрала его своим
почетным членом.
Одна из первых работ К. была посвящена библ. истории. Эта монография «Об историческом
значении книг малых пророков» (ПрТСО, 1872, N 25) имела целью показать, как книги
пророков дополняют сведения *Исторических книг ВЗ. И в дальнейшем К. неоднократно
возвращался к библ. тематике: он написал комментарии ко мн. псалмам, в частн.,
«Изъяснение шестопсалмия» (М., 18942).
u Состояние Иудейского царства при Езекии, Манассии, Аммоне и Иосии, ЧОЛДП,
1875, № 2; Иудеи по возвращении из плена Вавилонского, там же, 1876, № 5; Изъяснение
псалма: «Благословлю Господа на всякое время», «Радость христианина», 1901, №
7-8/9; «Благослови, душе моя, Господа!», ДЧ, 1903, № 4.
l И з ю м о в М., П.И.К., проф. МДА, Серг.Пос., 1913; Я в о р с к и й В., К.П.И.,
ПБЭ, т.7, с.675-78; П.И.К. (Некролог), «Историч. вестник», 1913, № 2; П.И.К. (Некролог),
«Церков.Ведом.», 1913, № 12.
|