Вильям Фрей
Ист.: http://www.soc.pu.ru/projects/gallery/frei.shtml, 2005.
(1839-1888)
Настоящее имя - Владимир Константинович Гейнс. Русский последователь «позитивной
религии» О. Конта, общественный деятель и публицист.
В.К. Гейнс родился в семье генерала русской армии К.К. Гейнса. Родственники
по мужской линии происходили из дворян Эстляндской губернии, а мать были гречанка,
также из аристократической семьи.
Первоначальное образование В.К. Гейнс получил в Брест-Литовском кадетском корпусе.
В двадцать четыре года блестяще окончил Артиллерийскую Академию и получил место
профессора математики в инженерном училище. Одновременно произведен в капитаны
Генерального Штаба, что было весьма успешным началом карьеры для молодого человека
его возраста. Продолжив образование, В.К. Гейнс окончил курс по геодезическому
отделению военной академии Генерального Штаба. В качестве члена международной
научной комиссии участвовал и измерительных работах, которые велись Пулковской
обсерваторией под руководством знаменитого астронома Б. Струве.
С юных лет В.К. Гейнса привлекали идеи добра и справедливости. Еще будучи воспитанником
кадетского корпуса, он познакомился с запрещенными в то время статьями А. Герцена
и близко воспринял идею искоренения зла в общественной жизни. Годы учебы в Артиллерийской
Академии совпали с общественным подъемом 1860-х годов. Молодой Гейнс стал участником
кружка, где обсуждались произведения А. Герцена, Н.Чернышевского, А.Сен-Симона.
Р.Оуэна, вопросы справедливого переустройства общественной жизни. На становление
мировоззрения В.К. Гейнса оказало также влияние личное знакомство с Г.П.Лавровым,
бывшим в то время преподавателем математики в Академии. В середине 60-х годов
В.К. Гейнс сблизился с «Землей и Волей», однако не вполне принял позицию народовольцев:
сочувствуя целям организации, он считал недопустимым применение насильственных
методов в борьбе за эти цели. Невозможность реализовать свои стремления к практической
деятельности по улучшению общества в рамках знакомой ему народнической среды привели
В.К. Гейнса к тяжелому душевному кризису, в результате которого он едва не покончил
с собой.
Идеалом социального устройства Гейнсу представлялась община, и он полагал,
что организация коммуны была бы первым реальным действием в улучшении общества,
Гейнс считал, что в России политические условия не позволят ему осуществить свои
замыслы. Узнав об опыте организации социалистических коммун в Америке. Гейнс решил
эмигрировать и примкнуть в Америке к какой-либо общине.
В 1868 г. В.К. Гейнс женился на Марии Евстафьевне Славинской. которая разделяла
его убеждения и в последующие годы поддерживала все начинания мужа. В том же году
В.К, Гейнс оставил преподавание, отказался от предложенного ему важного военного
поста и уехал с - женой в Нью-Йорк. Покидая Россию, в знак начала новой жизни.
В.К.Гейнс взял псевдоним - Вильям Фрей (от англ. free - «свободный»). С начала
70-х годов он печатался и был известен за границей и в России под этим именем.
В начале пребывания в Америке Гейнс стал вегетарианцем и придерживался этой
системы питания до конца жизни.
В соответствии со своими намерениями Гейнс вскоре присоединился к одной из
американских утопических коммун, но вскоре она распалась. Совместно с несколькими
единомышленниками Гейнс попытался организовать свою коммуну в штате Канзас. Коммуне
принадлежал участок земли, который ее члены совместно обрабатывали, но главной
целью деятельности коммуны была не экономическая прибыль, а духовное совершенствование
общинников. Коммуна просуществовала несколько лет, а затем распалась из-за конфликта
между американцами, которые настаивали на придании коммерческого характера деятельности
коммуны, и русскими, выступавшими за исключительно моральные и социальные цели.
Неудачи коммуны укрепила В.К. Гейнса в мысли о том, что для успешного существования
коммуны недостаточно экономических условий, а необходима религия, которая создавала
бы духовное единство людей. Из публикации в журнале Гейнс узнал о «позитивной
религии» О. Конта и познакомился с одним из ее приверженцев - доктором Р. Гендерсоном.
Под его влияниям В.К. Гейнс стал религиозным позитивистом и пропагандистом новой
науки - социологии.
На основе «позитивной религии» Гейнс попытался создать новую коммуну. В этом
эксперименте приняли участие русские эмигранты А.Маликов и Н.Чайковский, известные
как основатели течения «богочеловечества» в народничестве. Очередная попытка построения
общины, как и предыдущие, закончилась неудачей,
В начале 80-х годов, прожив в Америке семнадцать лет. В.К. Гейнс с семьей переехал
в Лондон, надеясь перебраться в Россию и пропагандировать свою религию. В Лондоне
Гейнс посещал лекции и собрания Позитивистского общества и сотрудничал с теоретиками
религиозного позитивизма Дж. Бриджесом, Ф. Харрисоном, Э. Бисли.
В 1885 г. В.К. Гейнс познакомился с философскими произведениями Л.Н. Толстого.
Этико- религиозное учение Толстого показалось Гейнсу близким «позитивной религии»
О. Конта, и он надеялся, что если великий писатель примет новое учение, то это
сильно облегчит распространение «позитивной религии» и усилит ее влияние в российском
обществе. Осенью 1885 г. Гейнс посетил Толстого в Ясной Поляне и попытался убедить
его в истинности нравственного учения позитивизма и в том, что, проповедуя «позитивную
религию», Толстой принесет огромную общественную пользу. Однако Л.Толстой не изменил
своих отрицательных взглядов на позитивизм, но идею вегетарианства усвоил. Пробыв
несколько месяцев в России, Гейнс вернулся в Лондон, где, несмотря на бедность
и болезнь легких, продолжал активно участвовать в деятельности Позитивистского
общества и пытался создать Позитивное братство. Скончался В.К. Гейнс 5 ноября
1888 г. в Лондоне и похоронен на кладбище Эдмонтон. рядом с могилой Дж. С. Милля.
Социологические взгляды В.К. Гейнса изложены в его письмах Л.Толстому. Общество
в представлении Гейнса — это морфологическое единство, организм, все части которого
существуют лишь постольку, поскольку существует целое. Индивид - мельчайшая часть,
атом общественного организма.
Человек, по Гейнсу. - существо аффективное по своей природе, и именно чувства
- главная сила, управляющая его поведением. Гейнс полагает, что основным аффектом
в человеке является альтруизм, т.е. потребность в любви к другим людям и заботы
о некотором сообществе, часто в ущерб собственной личности. Это свойство человека
Гейнс называет «инстинктом альтруизма». «Инстинкт альтруизма» выступает как бессознательная
сила, которую люди слабо осознают. Гораздо яснее для человеческого сознания личные,
эгоистические интересы, которые подавляют «инстинкт альтруизма». Способность к
альтруизму создает основу тех социальных связей, благодаря которым достигается
интеграция общественного организма.
Эволюцию общества Гейнс рассматривает через понятие «прогресс», под которым
понимает упорядоченность роста социального организма в сочетании с возвышением
нравственности людей и уменьшением зла в обществе. Интенсивность прогресса зависит
от степени выраженности «инстинкта альтруизма» у членов общества. Когда альтруизм
ослабевает. общество приходит к упадку, что проявляется в росте преступности,
распространении индивидуалистических настроений и возникновении теорий, оправдывающих
эгоизм.
Функцию регулятора уровня альтруизма в обществе выполняет религия, Кроме «инстинкта
альтруизма» человеку присуща потребность в причастности к чему-то, что он считает
высшим, более сильным и прекрасным, чем он сам. Эту потребность Гейнс называет
«религиозным чувством». Религия представляет собой совокупность образов, воплощающих
в себе то высшее, к чему стремится человек. Она пробуждает в людях альтруистические
чувства и созидательное поведение.
По мере того как развивается человеческое мышление, религиозные системы устаревают
и постепенно заменяются новыми, более соответствующими уровню накопленных знаний
и критической способности человека. По мнению Гейнса, современное ему общество
переживает переходный период от устаревших религиозных представлений христианства
к новой религии. Этой новой религией Гейнс провозглашает учение О. Конта, названное
им «Религией Человечества». Образ Христа заменяется в ней образом «Человечества»
- Великого Существа. Новый Бог- «Человечество» олицетворяет собой все лучшее,
что есть в людях и единство всех людей в пространстве и времени.
Истинные знания о функционировании «Человечества» дает позитивная наука об
обществе - социология. Таким образом, позитивизм Гейнс понимает как учение, сочетающее
в себе науку и религию, а под предметом социологии подразумевает прежде всего
законы нравственной жизни общества.
Из общей социальной концепции В.К.Гейнса следует его система практической этики,
т.е. те принципы и правила нравственной жизни, которые он стремился проповедовать
в качестве новой религии.
Главный принцип «Религии Человечества» - братская любовь и ненасилие. Каждый
человек является частью общественного организма, и потому причинение вреда людям
означает совершение зла по отношению к высшему существу. Вторым принципом является
научность в восприятии мира. Наука дает знания о человеке и обществе, поэтому
в практической деятельности необходимо руководствоваться не метафизическими сущностями,
а научными фактами. Третий принцип - совершенствование личности. Совершенствование
каждого отдельного атома общества ускоряет совершенствование общего организма
и тем способствует социальному прогрессу.
Для того чтобы реализовать принцип любви, необходимо в своем поведении придерживаться
правила «жить для других», что в понимании Гейнса предполагает отказ от свойственного
людям стремления к счастью. Счастье возможно лишь при наличии свободы воли, но
таковая отсутствует у атома общественного организма. Стремление к счастью ложно
и лишь ведет к укреплению эгоистических чувств, которые не способствуют истинной
природе человека.
Совершенствование личности возможно лишь тогда, когда все стороны жизни человека
с их нравственными изъянами находятся на виду, и окружающие могут дать оценку
чувствам и поступкам, поэтому необходимо «жить открыто», что означает, во-первых,
отказаться от права на частную жизнь и, во-вторых, стремиться к общению.
По убеждению Гейнса, «позитивная религия» станет основой духовной реформы общества.
Если этические принципы любви и ненасилия, утверждаемые «Религией Человечества»,
станут социальной нормой и им будут следовать все социальные слои, то постепенно
изменятся государственные и экономические институты общества. Гейнс полагал, что
наибольшую поддержку «позитивная религия» найдет среди интеллигенции, т.к. именно
для этой социальной группы старая религия - христианство - в наибольшей степени
утратила значение регулятора нравственности. Лишь незнание истинного учения приводит
к тому, что лучшая часть интеллигенции ошибочно принимает революционные учения
за лучшее средство осуществления общественного идеала.
Этические принципы «позитивной религии» В.К.Гейнс пытался реализовать в уставе,
который определял порядок общежития и экономического устройства организованной
им коммуны. Эпиграфом данного документа были слова: «Все для одного и один для
всех, каждому по способностям». В уставе зафиксировано в качестве правила жизни
коммуны ежедневное публичное обсуждение нравственной стороны поступков каждого
из общинников, что называлось «критицизмом». Устав закреплял отсутствие у членов
коммуны какой-либо личной собственности и не давал права на выдел доли в случае
выхода из коммуны.
Организованные таким образом коммуны Гейнса оказались нежизнеспособны: возникали
конфликты внутри общины, а экономически коммуна не оправдывала себя.
В теоретических построениях Гейнса доминирует влияние позитивизма О.Конта,
которому Гейнс стремился следовать. Гейнс отвергает умозрение в качестве источника
истинного знания и является сторонником знания «позитивного», основанного на наблюдении
фактов. Трактовка Гейнсом смены религиозных систем в зависимости от этапов развития
человеческого мышления явно основана на «законе трех стадий», хотя Гейнс и не
ссылается на Конта в этом пункте. Как и Конт, Гейнс выделяет сферу чувств в качестве
детерминанты человеческого поведения.
Гейнс расходится с Контом в двух вопросах: первый касается соотношения эгоизма
и альтруизма в природе человека, второй - вида собственности, на котором должен
быть основан экономический порядок идеального общества. Конт, хотя и констатировал
развитие альтруистических склонностей человека в процессе истории, полагал эгоизм
первичной и неискоренимой основой человека. Гейнс, признавая наличие эгоизма как
временного и неистинного чувства, основой человека считает альтруизм. Проект реформирования
общества О.Конта предполагал сохранение индивидуального характера собственности.
Гейнс настаивает на придании собственности исключительно коллективного характера.
Концепцию В.К.Гейнса отличает характерная для русской социальной мысли этическая
направленность: поиск истинной моральной природы человека, интерес к нравственным
законам общественной жизни, подчеркивание моральных аспектов социального прогресса.
Однако решение этих тем через доктрину религиозного позитивизма позднего Конта
делает В.К.Гейнса необычной фигурой в истории отечественной социологии.
Реформаторские проекты В.К.Гейнса были утопичны, но его эксперименты по созданию
коммун на основе социальной теории О.Конта являют собой пример первых попыток
использования данных социальной науки для практического изменения социальных отношений.
Сочинения:
Фрей В. Американская жизнь. Письмо первое // Отечеств.записки. 1870.№ 1. С. 215-263;
W.F. <Гейнс В.К.> Женский вопрос в Америке // Отечеств.записки. 1872. №
4. С.503-538;
Фрей В. Письмо коммуниста // Вперед! 1874. № 3. С.120-146;
Ф. <Гейнс В.К.> Президентская кампания в Америке и появление третьей партии
// Отечеств.записки. 1877. № 2. С.415-453;
В.З. <Гейнс В.К.> Растрата общественных земель американским конгрессом //
Отечеств.записки. 1877. № 5. С.81-97;
Письма В.Фрея к Л.Н.Толстому. Geneve: M.Elpidine, 1877;
[Дополнение к письму (первому), написанному Льву Толстому от В.Фрея] // Русские
пропилеи. Т.1. М.: Типо-лит. Т-ва И.Н.Кушнарев и К, 1915. С.279-294;
[Третье письмо к Л.Н.Толстому] // Русские пропилеи. Т.1. С.342-362;
Frey W. Vegetarianism in connection with the Religion of Humanity. London: Ludgate
Circus. [1889];
Frey W. On religion. London: W.Frey and Brothers. [1889].
Литература:
Батуринский В. Гейнс В.К. // Русский биографический словарь. Т.4. М.: Тип.Г.Лисснера
и Д.Собко, 1914, С.355-359;
Большая энциклопедия. Т.19. СПб.: Типо-лит. книгоизд. т.-ва «Просвещение», 1904.
С.433;
Бирюков П.И. Л.Н.Толстой и В.Фрей // Минувшие годы, 1908. Сентябрь;
Венгеров С.А. Источники Словаря русских писателей. Т.1. СПб.: Тип. Имп.Ак.Наук,
1900. С.718;
Гершензон М. В.Фрей // Русские пропилеи. Т.1. М.: Типо-лит. Т-ва И.Н.Кушнарев
и К, 1915. С.276-279;
Гусев Н.Н. Л.Н.Толстой. Материалы к биографии с 1881 по 1885 г. М.: Наука, 1970.
С.490-496;
Знакомые. Альбом М.И.Семевского. СПб.: Тип. В.С.Балашева, 1888. С.247;
Ковалевский М.М. Соперничество немецкого, французского и английского влияний на
русскую интеллигенцию с середины прошлого столетия // Вестн.Европы. 1916. № 1.
С.220-227;
Оболенский Л.Е. Научные основания учения любви // Русс.богатство. 1886. № 1. С.1-28;
Перпер М.И. Предисловие к публикации письма Л.Н.Толстого к В.Фрею // Лит.наследство.
Т.69. Кн.1. М.: Изд-во АН СССР. 1961. С.533-536;
Першин П.П. Воспоминание о В.Фрее (В.К.Гейнсе) // Волжский Вестн. 1891ю № 292Ю
297;
Рейнгардт Н.В. Из истории 60-х годов: Необыкновенная личность (Вильям Фрей) //
Наука и жизнь. 1905. № 2, 3, 4;
Скороходов А.С. В.Фрей и Л.Н.Толстой: из истории позитивизма // Российская социология.
Историко-социологические очерки. М.: Изд-во Рос.гуманит.ун-та. 1997;
Теноромо И. Воспоминания о Л.Н.Толстом. СПб.: Изд.ред.журн. «Образование», 1907.
С.18-24;
Толстой Л.Н. Так что же нам делать? Гл.28-30 // Толстой Л.Н. Не могут молчат.
М., 1985;
Фаресов А.И. Семидесятники. СПб.: Тип. М.Меркушева. 1905. С.291-331;
Энциклопедический словарь. Т.27. СПб.: Тип.Акц.Общ.Брокгауз-Ефрон, 1902. С.713;
Beesley E.S. The life and death of William Frey. London: Reeves and Turner, 1888;
Maude A. The life of Tolstoy: later years. London: Constable and Com.Ltd. 1910.
P.212-221.
А. С. Скороходова
|