ДЖЕЙМС ЭНСОР
Ср. Библия в живописи.
Художник, о котором в 2010 г. Горбунова-Ломакс писала: "Кажется, всех противнее Джеймс Энсор: этот по всем трем параметрам основательно загноился. Впрочем, он и в символистах походил недолго, только разгон взял... Фелисьен Роопс перед Энсором – дитя чистое, невинное. Он рисовал своих бесов и покойников, не сливаясь с ними внутренне, как бы только называя их. А Энсор упивается своими героями - адскими масками, расчлененными трупами, скелетами в шутовских нарядах. Он превоплощается в них сам - как в этом автопротрете в мастерской, он погружает в эту среду своих друзей и близких - как в этом портрете своей мертвой матери..." (http://mmekourdukova.livejournal.com/25084.html).
В 50-е годы XIX в. обозначилась роль маленького государства Бельгии в культурной
жизни огромной и противоречивой Франции. Множество литераторов и художников буквально
«бежали» из Парижа в гостеприимные Брюссель и Антверпен в надежде обрести признание
или хотя бы найти спокойное место для работы. Впервые этот путь проделал Шарль
Бодлер, мучимый желанием скрыться подальше от осудившей «Цветы зла» французской
общественности. В Брюсселе он читал свои лекции по литературе, читал главы из
«Искусственного рая». Говорят, правда, что публики в зале во время выступлений
поэта было крайне мало. Рассерженный Бодлер вернулся в Париж, где вскоре умер.
Через полтора десятилетия лет его стопами отправились сотни французов, среди которых
были Верлен, Рембо, О. Редон. Одновременно в Бельгии подрастало и начинало творить
поколение, прославившееся именами Верхарна, Роденбаха, Метерлинка, сочетавших
традицию французского символизма с собственно бельгийской – истоки которой были
в произведениях де Костера и членов объединения «Молодая Бельгия». Помимо этого,
часть старинной Фландрии, Бельгия, хранила дыхание офортов Калло, картин Вермеера
Дельфтского и Рембрандта, художников «фламандской школы» XYII в.
Именно в этой Бельгии, в Остенде, 13 апреля 1860 г. родился Джеймс Энсор,
великий символист, оставшийся в истории европейской живописи благодаря своим мистическим
полотнам. Как и все западноевропейские художники XIX столетия, он не сомневался
в необходимости академического образования – поэтому в 1877 г. приехал в Брюссель
и поступил в Академию Художеств. Проучился до 1881 г. Потом вернулся в родной
Остенде, где прожил, творя, еще около семидесяти лет (до 1949 г.).
В Академии Художеств Энсор написал первые известные широкой публике картины:
«Портрет художника», «Орест, мучимый фуриями», «Художник за работой» (1879), «Ламповщик»,
«Рыбы», «Вазы», «Русская музыка» (1880), «Черная дюна», «Канал», «Фландрская улица
в Остенде», «Отец художника» (1881). По окончании Академии Энсор продолжает писать
по десять-пятнадцать картин в год. Шедевры его кисти - «Устрицы» (1882), «Раковины»
(1883), «Во ржи» (1883), «Крыши Остенде» (1884) - приносят ему славу. 6 февраля
1884 г. дебютирует выставка художественного объединения «XX». В ней участвуют:
Перикл Пантазис, Гийом Фогельс, Вилли Финч, Дарио де Регойо, Теодор Верстрат,
Гийом Ван Эз, Пьет Верхар, Жан Дельвен, Ашиль Шене, Поль Дюбуа, Энсор и др., всего
двадцать художников и скульпторов. Выставка сразу обрастает скандалами и попадает
под газетную критику. Молодых художников поддерживают немногочисленные старшие
коллеги. С точки зрения организаторов выставки, достигнуто главное – доказано,
что в Бельгии отныне существует собственная живопись. Не последнюю роль в этом
доказательстве сыграла живопись Энсора.
В последующие годы Энсор увлекается мистикой. Картины на сюжеты из Священного
Писания он рисовал и раньше. Но с 1885 г. отражение Символа становится главным
делом его жизни. Наряду с пейзажами, натюрмортами, гравюрами, офортами, портретами,
Энсор, как когда-то Босх и Брейгель, создает ряд мистических полотен. Среди них
– «Христос, идущий по морю» (1885), «Скелеты и пьеро» (1886), «Въезд Христа в
Брюссель» (1888), «Се Человек» (1890), «Интрига» (1896), «Ужасные музыканты» (1891).
Энсор затрагивает две группы сюжетов. Первая – традиционные сюжеты Новозаветной
Истории, вторая – истолкование средневековых «Плясок смерти». Энсор пытается показать,
что священное, как и нечто ужасное, не поддающееся разуму, происходит рядом с
человеком, в толпе: Христос въезжает в современный художнику Брюссель (хотя в
Евангелии такого предания, разумеется, нет), движется среди толпы, массы народа;
на других картинах присутствует образ Смерти, интригующей с Арлекином или наводящей
ужас на людей, истребляющей население городов («Смерть, избивающая человеческое
стадо» (1896)). Энсор отказывается от реализма Курбе или Домье, даже импрессионисты
кажутся ему не столь актуальными. Он находит учителей в Средневековье и эпохе
Возрождения. Их технику он изучает и отчасти перенимает. Эмиль Верхарн писал об
Энсоре, что тот «… ничего, или почти ничего не должен мэтрам прошлого. Он пришел
в свое время, чтобы взять лишь уроки рисования предметов», - очевидно имея ввиду,
самобытный характер произведений художника. Однако утверждение Верхарна не совсем
верно. Его можно отнести к старшим современникам Энсора – таким, как Ш. де Гру,
Курбе, Милле, Мане. Но, безусловно, существовал и целый ряд тех проникнутых мистикой
картин, которые в период 1885-1910 гг. казались Энсору идеальными – картин Босха,
Гойи, Брейгеля Старшего, Вермеера Дельфтского. Этих мастеров он, вероятно, как
раз считал своими учителями в данный период творчества. Что это было? Озарение?
Внутренний переворот? Обращение к вере? В историю живописи Джеймс Энсор вошел,
как художник-символист. Пожалуй, одного из немногих, Энсора можно назвать именно
Символистом - с большой буквы.
Это отнюдь не значит, что художник оставил другие темы. «Вид Брюсселя», «Вид
на маяк Остенде» (1885), «Цветы и фрукты» (1886), «Огонь искусства» (1887), «Синяя
ваза» (1894) – говорят о противоположном. Энсору удавалось совмещать и мистику,
и вполне «мирную» реальность – рисовать уютные домики, вазы, цветы, многочисленные
городские виды, портреты друзей и родственников. Его работы выставлялись в музеях
Бельгии, Энсор стал национальным художником. И даже в 1920-30-е гг., когда в моду
в Европе вошло новое искусство – модерн, авангард, сюрреализм – Энсор оставался
для бельгийских художников абсолютным авторитетом.
ЭНСОР Джеймс Ensor James (I860 Остенде 1949 там же) бельгийский
художник Сын англичанина и фламандки Энсор рано проявил способности к рисованию
он брал уроки у двух художников в Остенде. С 15 лет Энсор исполняет на картоне
небольшие виды окрестностей города отличающиеся точностью видения и точной передачей
атмосферы ("Фламандская равнина" 1876 Брюссель частное собрание). В 1877-1880
Энсор посещает Академию художеств в Брюсселе где учился в основном у ее директора
Яна Порталса который ввел в бельгийское искусство ориентализм. Поняв что официальное
образование ему не подходит Энсор внимательно изучает старых мастеров делает многочисленные
наброски с произведений Халса Рембрандта Гойи Калло а также Тёрнера Домье Мане.
В 1879 начинается "темный период" его творчества который продлится приблизительно
до 1882. В это время он пишет три небольших автопортрета для которых характерна
тревожная острота видения подчеркнутая как ни странно пастозностью. Бельгийский
вариант импрессионизма который придавал больше значения полутонам чем четким цветам
смягчает буржуазные интерьеры образы которых навеяны повседневной жизнью Остенде
("Дама в голубом" 1881 Брюссель Кор. музей изящных искусств; "После полудня в
Остенде" 1881 Антверпен Кор. музей изящных искусств). Эта же реалистичность и
мастерство исполнения характеризуют и натюрморты Энсора созданные в те годы ("Натюрморт
с китайскими безделушками" 1880 Антверпен Кор. музей изящных искусств) и оказавшие
влияние на Пермеке. В 1882 осветление палитры сопровождается быстрой эволюцией
самого духа творчества художника. Энсор страдающий от посредственности культурной
среды Остенде ("Сочинения Джеймса Энсора" Брюссель 1944) находит приют и понимание
в Брюсселе у Эрнеста и Марьетт Руссо которые стали первыми покупателями его картин.
Он начинает выставляться хотя и не без трудностей и принимает участие в таких
выставках в Брюсселе как "Кризалид" Эссор . В 1884 он становится одним из основателей
группы "Двадцати" которая однако никогда полностью не принимала его взглядов.
Отныне особое место в тематике его картин занимают маски карнавала в Остенде с
их психологическими и эстетическими отношениями. Маска появляется в 1879 как сцена
карнавала ("Маска смотрящая на неграфокусника" частное собрание) но наиболее значительные
картины на эту тему были созданы в 18871891. Как развитие темы масок появляется
скелет который часто играет роль травести ("Маски дерущиеся за повешенного" 1891
Антверпен Кор. музей изящных искусств) или оказывается неизбежным завершением
человеческой жизни ("Скелет смотрящий на китайские статуэтки" 1885 частное собрание).
Эта картина является шедевром художника черный юмор которого смягчается нежностью
колорита. В 1887-1890 Энсор пишет религиозные картины отмеченные смелостью и богатым
звучанием тонов ("Искушение св. Антония" 1887 Нью-Йорк Музей современного искусства)
ирреалистической манерой и подвижным пространством ("Падение мятежных ангелов"
1889 Антверпен Кор. музей изящных искусств; "Христос успокаивающий воды" 1891
Остенде Музей Энсора). Картина "Въезд Христа в Брюссель" (1888 Остенде музей Энсора)
отвергнутая группой "Двадцать" отражает всю суть творчества Энсора но здесь сатирическая
язвительность не сочетается с пленительностью. В картине к религиозному сюжету
добавлена тема маски. Полотну предшествовало шесть больших этюдов углем (18851886)
названных "Ореолы Христа или чувствительность света". Картина является развитием
третьего "ореола" "Живой и лучистый вход в Иерусалим" (1885 Гент музей). Но художник
значительно изменил несколько мистический и символистский эскиз. В некотором роде
Энсор здесь сводит счеты с обществом в котором он вынужден жить. Это выражается
в форме фламандских "моралите" XVI в. Босха Брейгеля и маньеристов в которых библейская
тема соседствует с социальной сатирой. Хрупкая и миниатюрная фигура Христа похожа
на проблеск безмятежности который уносит огромная волнующаяся толпа. Лица на первом
плане похожи на маски и символизируют ложь. Шероховатая фактура и пестрота карнавальных
масок позволили художнику расширить выразительные средства живописи диссонансом
красок и гротескными преувеличениями. Энсор писал: "Маска дает мне свежесть тонов
сверхострую выразительность пышный декор неожиданные широкие жесты хаотичность
движений изысканную неугомонность". Лучшие картины Энсора написанные после 1888
продолжают тему въезда Христа ("Интрига" 1890 Антверпен Кор. музей изящных искусств;
"Скорбящий Христос" 1899 Гент частное собрание). "Въезд Христа" был исключительным
явлением и не нашел последователей в Бельгии. Его отзвуки появились позже у ван
ден Берге. В течение всего этого плодотворного периода Энсор не оставляет занятия
пейзажем (виды пляжа и порта Остенде) и натюрмортом которые он пишет в очень светлых
тонах часто используя белую краску. Энсор был и замечательным рисовальщиком и
офортистом (первые офорты исполнены в 1886). Офорты тех лет не уступают живописным
произведениям художника. Он использовал рембрандтовские линию и эффекты светотени.
Его офорты часто повторяют сюжеты его картин хотя возможно наоборот картины писались
на сюжеты гравюр. Встречаются и оригинальные композиции ("Собор" офорт 1886 и
1896) и очень лиричные композиции ("Фонарь" офорт 1888). В "Банях в Остенде" (офорт
1899) с помощью быстрой и прерывной линии с юмором передан эффект толпы. Автопортреты
Энсора будь они написаны нарисованы или выгравированы свидетельствуют об огромном
интересе к самому себе Они затрагивают пародийное ("Энсор в яркой шляпе" 1883
Остенде музей Энсора) неприличное мрачный бурлеск (офорт "Мой портрет в 1960 году"
на котором он представил себя в виде скелета). После 1900 богатство воображения
и твердость руки изменили Энсору. Его творчество укладывается в двадцать лет но
художнику оставалось прожить еще полвека. Лихорадочная работа лишила его возможности
восстановить свои силы; отныне он "систематически занимается автоплагиатом" (по
выражению П. Хасартса в книге Джеймс Энсор Брюссель 1957). Так умножаются виды
Остенде исполненные в очень бледной тональности ("Порт Остенде" 1933 Париж частное
собрание). В 1929 Энсор получает титул барона. Он живет в Остенде окруженный поздно
пришедшим уважением ценности которого он не переоценивает. Часами он играет на
пианино; задолго до своей смерти он оставляет живопись. Хотя Энсор был предтечей
сюрреализма и экспрессионизма эти два течения европейской живописи развивались
независимо от путей открытых Энсором. С 1886 по 1922 он исполнил 138 гравюр к
ним можно прибавить и две серии литографий: "Сцены из жизни Христа" (31 литография
1921) и "Гамма любви" (22 литографии 1929). Произведения Энсора представлены в
музеях Антверпена Брюсселя Остенде НьюЙорка (Музей современного искусства) и Парижа
("Женщина в смятении" 1882 музей Орсэ) а также в крупных частных собраниях. Его
выставки прошли в 1983 в Цюрихе и Антверпене и в 1990 в Париже (Пти Пале). |