Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
Помощь

Василий Григорьевич Васильевский

Сочинения:

Том 1.

Том 3 (жития Георгия Амастридского и Стефана Сурожского).

4-й том "Трудов В.Г.Васильевского" Академия Наук СССР издала в 1930 году, снабдив следующим комментарием: "Настоящее издание, принадлежащее к числу ранее приостановленных по техническим причинам, выпускается теперь в виду его научного значения, согласно постановлению Редакционно-Издательского Совета Академии Наук СССР, притом, в силу необходимости и во избежание излишних расходов, - в том виде, в каком издание было начато в свое время". Издание Трудов Васильевского было предпринято лишь после его смерти, в 1908 году, причем издание оборвалось в 1915 году на 3-м томе.

Василий Григорьевич Васильевский - известный византинист. Родился 21 января 1838 г., умер во Флоренции 13 мая 1899 г. Сын сельского священника; окончил курс в С.-Петербургском университете, где с 1870 г. состоял профессором всеобщей истории. Читал лекции на Высших женских курсах и в Александровском лицее; состоял членом Ученого Комитета министерства народного просвещения и редактором "Журнала Министерства Народного Просвещения"; в 1890 г. избран был в ординарные академики Императорской Академии Наук. В качестве профессора Васильевский сумел заинтересовать слушателей византийской историей и стал главой целой школы; почти все современные византинисты - его ученики. Его специальные работы по византийской истории можно назвать мастерскими. Даже при изложении фактов он находил в источниках то, чего не видели другие, и так талантливо исчерпывал предмет, что к избранным им темам не приходится возвращаться. В 1872 г. появилось исследование Васильевского "Византия и Печенеги". Печенежские набеги, представлявшиеся раньше маловажными и неинтересными, получили здесь совсем иную окраску и послужили к объяснению первого крестового похода. Чрезвычайно важны и содержательны статьи Васильевского, посвященные отношениям Византии к Руси ("Русско-византийские отрывки" и "Варяго-русская дружина", в "Журнале Министерства Народного Просвещения", 1874 - 78 г.). Первоначальная русская история предстала здесь перед ученым миром в новом свете. Относительно происхождения Руси выводы Васильевского отличались оригинальностью, не согласовались ни с теориями норманистов, ни с их малонаучными противниками в роде Иловайского. В новом освещении явились отношения к Византии Святослава и Владимира , образование и состав варяго-русской дружины. Васильевский много сделал для объяснения социального строя Византии; громадное значение имеют его исследования "Законодательство иконоборцев" и "Материалы для внутренней истории византийского государства". Он первый разъяснил новеллы византийских императоров и монастырские акты, понимание которых затруднено множеством неизвестных юридических и экономических терминов; первый разработал историю крестьян и византийской податной системы, представлявшейся знаменитому Цахариэ фон Лингенталю настолько темной, что он отказывался объяснить, о каких податях и повинностях говорится в византийских грамотах. Васильевский определил время издания Эклоги и Земледельческого закона, разъяснил, чем была крестьянская община, какие меры принимались в защиту крестьянского землевладения, и как разложилась свободная община, познакомил ученых с такими сторонами византийской жизни, о которых раньше почти ничего не знали. Им издан ряд текстов с переводами и комментариями. Найденные им "Советы боярина XI в." ("Журнал Министерства Народного Просвещения", 1881) и житие Мелетия Нового ("Прав. Палест. Сборн.", т. VI) ярко рисуют византийский быт, домашнюю жизнь, нравы и обычаи. Хождение в Святую Землю Епифания ("Прав. Палест. Сборн.", т. VI), переизданное Васильевским, снабжено им такими обширными примечаниями, что это настоящая хрестоматия по палестиноведению. Академия Наук издает собрание сочинений Васильевского. Список его трудов помещен в "Визант. Временн." за 1899 г. П. Безобразов.
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова