Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

Родни Старк

 

Stark, Rodney. The Victory of Reason: How Christianity Led to Freedom, Capitalism, and Western Success. Random House. 2005. Профессор общестенных наук в Бейлорском ун-те выступает в защиту консервативной католической историографии: "успех Запада" объясняется, по его мнению, не Реформацией, не промышленной революцией, не секуляризацией, а благодаря тому, что католическая теология (а) рациональна, поощряя в политике личную свободу, а в коммерции капитализм; (б) содержит в себе веру в прогресс, которая вдохновляла многие инновации в монастырях. Старк ссылается как на предшественников на Анри Перенна (1865-1935), Броделя, Уайтхеда, которые перенесли акцент с протестантской этики на схоластику как предтечу современности.

Старк по образованию журналист (Денверский ун-т), работал репортёром в 1950-е. Потом стал изучать социологию, специализируется на "новых религиозных движениях". Ещё студентом издает статью, посвящённая проблеме обращения из "унаследованной" религии в новую (Becoming a World- Saver: A Theory of Conversion to a Deviant Perspective,” American Sociological Review of 1965) вместе с John Lofland. Пишет также в соавторстве с William Bainbridge из Вашингтонского ун-та. В 1071-2003 в Вашингтонском ун-те, с 2004 в Бейлорском (в Уэйко, Техас).

Идея Старка проста: обращению способствуют кризисные состояния в жизни личности, у кого нет проблем, у того нет и интереса к другой религии. Но не все, у кого есть проблемы, меняет религию, и Старк исследовал условия, благоприятствующие переходу. В целом он сводит эти условия к личным связям, конформизму - переходят туда, куда перешли уже друзья или родственники. Старк решительно против того, чтобы считать решающим фактором искусство миссионера. Решающим являются связи с друзьями, которые уже пережили обращение.

См. его показания в суде против сектофоба, атаковавшего Витнесса Ли: http://www.contendingforthefaith.com/libel-litigations/god-men/experts/stark.html

Предсказал бурный рост мормонов в конце ХХ в. Сокрушается относительно того, что газеты употребляют слово "культ" в пейоративном смысле, а не в техническом (религиозное меньшинство - например, христиане в Индии): "Я один из тех идиотов, которые пытаются использовать слово "cult" в техническом, социологическом смысле для обозначения религиозного движения, которое не принадлежит к основной традиции исследуемого общества".

Готовит в 2005 г. монографию: Christianizing the Urban Empire: A New Approach to Early Church History.

Вообще издавал очень много, но в основном в соавторстве.

В своём интервью www.touchstonemag.com 2000 г. подчеркивает, что раннее христианство отнюдь не было религией бедняков (ссылается на то, что Ераст, уп. в Кор., был городским казначеем, - надпись, найденная в 1920-е). Советует понимать, что обращения не были массовыми, а цифры в Деян. носят символический характер. Полагает, что в Иерусалиме всего жило в 35 г. 25 тысяч человек, так что об обращении 8 тысяч речи быть не могло. Резко критикует средневековую католическую модель, при которой люди просто не были христианами, миссия заменялась договорами с королями, и хвалит конкуренцию: поэтому католическая Церковь в США сильнее латиноамериканской. Подчёркивает оригинальность античного христианства в его борьбе с абортами (которые, как и детоубийство, защищали Платон и Аристотель).

Вырос в лютеранской семье, не считает себя верующим, но и не хочет называться атеистом. Естественно: ведь он заявлял, что быть неверующим есть иррациональное и антисоциальное поведение, сравнивая неверие с криминальным поведением.

Старк не является католиком и вообще приверженцем какой-либо религии, но католические фундаменталисты с удовольствием ссылаются на него. Неверующий рационалист оказывается ближе верующему фундаменталисту, чем верующий модернист.

Слабое место Старка в том, что он недооценивает роль власти в религии. Возможно, это связано с тем, что он американец и не чувствует, насколько властные отношения до сих пор доминируют в религиозной жизни остального мира, редуцируя роль личностных факторов (которые его интересуют) почти до нуля.

http://www.rodneystark.com/

Rodney Stark and Massimo Introvigne. Dio e? Tornato: Indagine Sulla Rivincita Delle Religioni in Occidente (God Is Back: An Enquiry into the Revival of Religions in the West). Casale Monferrato: Piemme. 2003.

For The Glory of God: How Monotheism Led to Reformations, Science, Witch-Hunts, and the End of Slavery. Princeton: Princeton University Press, 2003. Paperback edition, 2004.

One True God: Historical Consequences of Monotheism. Princeton: Princeton University Press, 2001.

The Rise of Christianity: A Sociologist Reconsiders History. Princeton: Princeton University Press, 1996. Книга переведена на 6 языков, номинировалась на Пулитцеровскую премию.

Roger Finke and Rodney Stark, The Churching of America - 1776-1990: Winners and Losers in Our Religious Economy. New Brunswick:Rutgers University Press, 1992.

Rodney Stark and William Sims Bainbridge, The Future of Religion: Secularization, Revival and Cult Formation, Berkeley and Los Angeles: University of California Press, 1985.

Rodney Stark and Charles Y. Glock, American Piety: The Nature of Religious Commitment, Berkeley and Los Angeles: University of California Press, 1968.

Charles Y. Glock and Rodney Stark, Christian Beliefs and Anti-Semitism, New York: Harper and Row, 1966.

Charles Y. Glock and Rodney Stark, Religion and Society in Tension, Chicago: Rand McNally, 1965.

См. куррикулум: http://www.baylor.edu/sociology/index.php?id=17661

Сайт www.contendingforthefaith.com посвящен защите Уотчмана Ни и Уитнеса Ли от нападок сектофобов.

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова