Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

ИРВИНГ, ДЖОН (УИНСЛОУ) (Irving, John) (р. 1942), американский прозаик, своеобразие литературной манеры которого определяется тем, что он живописует характеры и конфликты, облекая их в диковинно мрачную форму, и дает обыкновенной жизни людей неожиданную трактовку.

Родился 2 марта 1942 в Экзетере (шт. Нью-Хэмпшир). Окончил Академию Филипса Экзетера, где занимался спортивной борьбой и был капитаном команды (этот вид спорта найдет отражение в его романах). Учился в университетах Питсбурга (1961–1962), Вены (1963–1964), Нью-Хэмпшира (степень бакалавра с отличием, 1965) и Айовы.

Первый роман Выпусти медведей на волю (Setting Free the Bears, 1969) был высоко оценен критикой, включая К.Воннегута. Похвалами были встречены и две следующие книги – Человек, которому прописали водолечение (The Water-Method Man, 1972) и Супружество весом 158 фунтов (The 158-Pound Marriage, 1974).

Настоящую известность принес Ирвингу роман Мир глазами Гарпа (The World According to Garp, 1978). В центре этой многостраничной саги медсестра Дженни Филдз, заблудшая овца в аристократическом семействе из Новой Англии, ее внебрачный сын, писатель Т.С.Гарп (он носит фамилию и инициалы отца, которого не знал), а также его жена и двое сыновей. Выпустив ставшую бестселлером автобиографию, Дженни становится лидером феминистского движения. Писательские амбиции Гарпа велики, но еще больше он предан жене и детям. В калейдоскоп событий, разыгрывающихся в доме, вовлечены праведники и нечестивцы, учителя и проститутки, дилетанты и бездельники, пройдохи и льстецы, транссексуалы, наемные убийцы и др.

Книга пугала – и тем самым была привлекательна в глазах критики. Отмечалось, что жестокость современной жизни раскрыта автором во всех ее проявлениях, роман изобилует сценами насилия, убийств, самоубийств, однако грань трагического и комического, по мнению рецензентов, размыта. Сам Ирвинг признался в одном из интервью, что какой бы мрачный сюжет он ни взял, у него все равно выйдет комедия. Ирвинг-писатель ассоциируется именно с этой книгой. Триумфально прошел по экранам одноименный фильм (1982, реж. Дж.Р.Хилл) с участием автора и двух его сыновей.

Сенсационный успех книги привел к тому, что новый роман Ирвинга Отель Нью-Хэмпшир (The Hotel New Hampshire, 1981) неизбежно проигрывал в сравнении со своим предшественником. Оставаясь в рамках семейной хроники, Ирвинг развертывает историю четырех поколений преследуемого неудачами семейства Берри, снова обыгрывая инцест, терроризм, самоубийство, групповое изнасилование с тем мрачным юмором, что стал фирменным знаком его прозы. Берри и масса второстепенных персонажей поселяются в конце концов в трех отелях, один из которых находится в Нью-Хэмпщире, другой – в Вене, третий – в штате Мэн. Роман был экранизирован в 1984 с участием Джоди Фостер, Роба Лоу и Бо Бриджес.

Следующий роман Правила Дома сидра (The Cider House Rules, 1985), действие которого происходит в начале 20 в., вызывает в памяти романы Ч.Диккенса и Ш.Бронте. Благородный мечтатель доктор Ларч и его медсестры трогательно заботятся об обитателях своего сиротского приюта. Зная, в каких тяжелых условиях, несмотря на все его старания, живут брошенные дети, он тем не менее никогда не уговаривает незамужнюю женщину сделать аборт, хотя и не отказывает ей в этом, если она сама так решила. Название романа связано с нелепыми правилами, существовавшими в те времена для сезонных рабочих, – они сыграют решающую роль в сюжетном конфликте. Роман вызвал полемику в прессе, в нем справедливо усматривали призыв вернуться к традиционным моральным ценностям, а многие критики полагали, что автор хочет привлечь внимание к проблеме абортов. Отвечая на вопрос, дидактичен или полемичен его роман, Ирвинг заявлял, что в нем есть и то и другое. По написанному им сценарию в 1999 был снят фильм. Майкл Кейн, сыгравший Ларча, получил «Оскара» за лучшую мужскую роль. О работе над фильмом писатель рассказал в книге Мой кинобизнес (My Movie Business, 1999).

В центре романа Молитва об Оуэне Мини (A Prayer for Owen Meany, 1989) – проблемы добра и зла и их взаимного перерождения. Уподобленный Христу, герой романа Оуэн Мини знает свою судьбу, знает, когда и как умрет. По мнению Ст.Кинга, «никто еще не показывал Христа так, как Ирвинг в своем романе».

Следующий его роман, Сын цирка (A Son of the Circus, 1994), как и все романы Ирвинга, насыщен персонажами и темами, однако многих рецензентов книга разочаровала. В 1996 увидел свет сборник Спасая Пегги Снид (Trying to Save Peggy Sneed), куда вошли рассказы и воспоминания писателя. В том же году была опубликована Воображаемая подружка (The Imaginary Girlfriend), подробно рассказывающая о его занятиях борьбой и тренерской работе и касающаяся некоторых моментов его писательской карьеры.

В 1998 вышел девятый роман Ирвинга Вдова на год (A Widow for One Year), получивший такую же известность, как и Мир глазами Гарпа. Была отмечена особая притягательность этой «многослойной», житейски мудрой любовной истории, исполненной, как всегда у Ирвинга, комизма.

Боголепова Тамара Георгиевна. Евангельские мотивы в романе Джона Ирвинга "Молитва по Оуэну Мини". // Тезисы конференции "Христианство и американская культура" 8-12 декабря. - Москва, МГУ, 2000 .

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова