Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

Вильгельм Райх

Райх В. Психология масс и фашизм. М.: АСТ, 2004.

Вильгельм Райх родился 24 марта 1897 года на Буковине в селе Добрынивцы, (теперь Заставнянского района Черновицкой области), тогда — немецко-украинской части Австро-Венгрии.

Его отец — еврейский крестьянин среднего достатка — был властным (как и отец Фрейда, отца психоанализа), ревнивым и вспыльчивым мужчиной. Его красивая жена была полностью подчинена ему, хотя и страдала от его характера.

Вильгельм рос в изоляции от местных еврейских и украинских детей. Несмотря на еврейские корни, его отец считал себя немцем по культуре, поэтому в доме разрешалось говорить только по-немецки. Своего младшего брата Вильгельм воспринимал не только как товарища, но и как соперника. К матери Вильгельм испытывал сильные сыновние чувства и боготворил ее. Несмотря на ревнивый характер мужа, она имела связь с домашним учителем, о которой Вильгельм рассказал отцу; в результате, когда Вильгельму было 14 лет, его мать покончила жизнь самоубийством. Смерть жены сломала отца, он вскоре подхватил воспаление легких, перешедшее в туберкулёз, и умер, пережив жену всего на три года, так что в 17 лет Вильгельм стал полным сиротой. От туберкулёза, этой «болезни бедности» умер в возрасте 26 лет и брат Вильгельма. После смерти отца Вильгельм Райх, продолжая учиться, взял управление фермой в свои руки, но в 1916 году Первая мировая война разрушила эту семейную собственность. Вильгельм принял решение оставить дом и поступить на службу в австрийскую армию. Став офицером, он сражался в Италии.

В 1918 году Райх поступил в медицинскую школу Венского университета, а уже в следующем, 1919 году стал членом Венского Психоаналитического общества и приступил к психоаналитической практике. Здесь же, в университете он познакомился со своей первой женой — будущим медиком Анни Пинк, которая впоследствии тоже стала заниматься психоанализом. Психоанализ и марксизм были популярными в студенческой среде учениями, и Райх был одним из тех, кто стремился соединить учения и Фрейда и Маркса.

В 1922 году Райх получил медицинскую степень и стал первым клиническим ассистентом доктора Фрейда, в том же 1922 году основавшего клинику в Вене, а впоследствии дорос до вице-директора этой клиники. В 1924 году Райх стал директором первого в стране учебного института психоанализа; теперь уже преподавал и сам.

Фрейд часто конфликтовал со своими учениками, когда те начинали настаивать на своих собственных взглядах. В 1927 году не избежал такого конфликта и Райх, придерживавшийся марксистских взглядов, а также полагавший, что в основе каждого невроза лежит отсутствие сексуального удовлетворения.

«Что будет пациент делать со своей естественной сексуальностью, освобожденной от подавления? — Фрейд ничего не говорил по этому поводу, даже не признавал самого этого вопроса, как выяснилось позже. Наконец, из-за избегания этого центрального вопроса, Фрейд сам создал гигантские теоретические трудности, постулировав биологический инстинкт страдания и смерти». (Из письма В. Райха)

В последующие годы Райх стал ещё более активно проявлять себя в политике, а также вступил в Коммунистическую партию. В 1929 году он вместе с другими создает клиники сексуальной гигиены для рабочих. В этих клиниках рабочие могли бесплатно получить сведения о контроле рождаемости, воспитании детей и даже сексуальном образовании. Подвергаясь порицанию психоаналитиков за свою политическую деятельность, он переезжает их Вены в Берлин. В Берлине, чувствуя себя куда более свободно, чем в Вене, Райх стал уделять больше внимания коммунистически-ориентированному движению психического здоровья — здоровья трудящихся. Он читает лекции и организует гигиенические центры по всей Германии.

Однако вскоре его деятельность неожиданно прерывается на самом пике, поскольку ни психоаналитики, ни марксисты её не одобряют, и почти одновременно, в течение всего полугода, его исключают и из психоаналитической ассоциации, по иронии судьбы носившей название Интернациональной, и из Коммунистической партии Германии.

Идеи Райха, проводимые в его клиниках, намного опережали своё время и не устраивали современное ему общество. Его программа, в настоящее время выглядящая совершенно нормальной, включала следующие главные моменты. Интенсивное образование в области контроля рождаемости. Предоставление контрацептивов всем желающим. Разрешение абортов. Разрешение разводов. Отказ от признания законности брака значимой. Сексуальное образование как средство профилактики венерических заболеваний и сексуальных проблем. Обучение сексуальной гигиене врачей и учителей. Отказ от наказания преступников, совершивших преступления на сексуальной почве; лечение таких преступников на основе психоанализа. [1]

Кризис карьеры Райха совпал с политическим кризисом в стране — в 1933 году, устраняя своих противников, пришёл к власти Гитлер.

С 1930 по 1933 год Райх пишет свою ставшую впоследствии знаменитой книгу «Психология масс и фашизм». Фашизм, с точки зрения Райха, служит выражением иррациональности характерологической структуры обычного человека (что признается позднейшими исследователями фашизма[источник?]), первичные биологические потребности которого подверглись подавлению на протяжении целых тысячелетий. В книге подробно анализируется социальная функция такого подавления и показывается решающее для этого подавления значение авторитарной семьи и церкви. Книга была запрещена нацистами.

Райх уезжает в Данию. Свою первую жену, так и не разделившую его профессиональные и политические взгляды, он оставляет в Берлине. Через некоторое время в Данию переезжает член ячейки Райха балерина Эльза Линденберг, которой Райх увлёкся годом раньше, и Райх женится на ней.

Но его теории не признают ни в Дании, ни в Швеции, и из обеих стран его быстро (в течение шести месяцев) изгоняют. Переехав в Норвегию, он, начиная с 1935 года, ведёт свои биологические и психололгические исследования в течение 5 лет в Осло.

Новое для Райха увлечение биоэнергетикой не проходит для него даром — в газетах его начинают травить, оспаривая даже сексуальную основу неврозов — основу фрейдизма. Как бы подтверждая положение его программы об отказе от значимости брака, от него в самый тяжёлый для него момент жизни уходит вторая жена.

В 1939 году руководство Новой школы социальных исследований приглашает Райха в Нью-Йорк, куда он перезжает вместе со своей лабораторией. Здесь его ассистентом становится немецкая эмигрантка Ильза Оллендорф, на которой он впоследствии женится.

В Нью-Йорке Райх вводит третий компонент в свое интегративное учение и основывает Институт оргона, который является базой его исследований по биоэнергии, энергии жизни, иначе называемой оргонической энергией. Её он наблюдает в своих лабораторных экспериментах как фундаментальную жизненную энергию, присущую всем живым организмам. Эта энергия, по Райху, лежит в основе фрейдовской концепции либидо, являясь биологической силой. Эти воззрения оказали влияние на доктрины современного экологизма и космизма.

В 1950 году он пытается создать аккумулятор этой энергии и лечить при его помощи различные болезни, такие как рак, стенокардию, астму, переутомление, эпилепсию.

В 1954 году Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов, не признавая его практику, добивается запрета всей его деятельности, несмотря на успешное лечение.

Райх продолжает свою деятельность, утверждая, что Управление не может быть компетентным в этих новых методах. В конце концов его сажают в тюрьму на два года за неуважение к суду (пренебрежение запретом на производство оргонных аккумуляторов), а Управление добивается решения о сожжении его книг и публикаций, имеющих отношение к производству оргонных аккумуляторов.

В 1957 году Вильгельм Райх умер в федеральной тюрьме от сердечного приступа.

«Разработанная Райхом леворадикальная критика семьи была продолжена в 60-е годы представителями Франкфуртской социологической школы (Адорно и М. Хоркхаймер), экзистенциализма (С. Бовуар, автор книги «Другой пол»). Она оказала также влияние на ряд направлений демократического движения: «новых левых», неофеминизм (К. Миллет, автор книги «Сексуальная политика»), негритянское движение в США (Э. Кливер, один из руководителей «Чёрных пантер») и даже на творческую интеллигенцию (драматургию Жана Жане)». [2]

«В последние годы жизни, несмотря на внешние успехи, у Райха нарастает чувство тревоги за судьбу своего учения и вместе с тем, видимо, развивается мания преследования. У него растет опасение, что «грязные умы» используют его авторитет, чтобы поднять еще невиданную волну грязи и порнографии. Спустя восемь лет после его кончины эти опасения сбылись. Идеологи «новых левых», в частности, битников, вроде Аллена Гинзберга и Уильяма Берроуза, подняли его имя на щит после почти полного забвения и, сумев соединить аргументацию Райха и его пафос с проповедью гомосексуализма, всевозможных половых извращений, а затем и потребления наркотиков, объявили его своим прямым идейным предшественником»[3], — так пишет в придисловии к книге Райха «Страсть юности» профессор Павел Семенович Гуревич — в наиболее объективном материале о В. Райхе. [4]

Несколько организаций по настоящее время продолжают исследования, начатые Райхом.

Массовая психология фашизма // Архетип, 1995, № 1, с. 91-97

Массовая психология фашизма // Свободная мысль, 1992, № 10, с. 113-21

Посмотри на себя, маленький человек. М., 1997. - 111 с

Психология масс и фашизм. СПб., 1997. - 380 с [5] Критика книги [6]

Сексуальная революция. СПб.-М., 1997. - 352 с

Сексуальная революция. Борьба за "новую жизнь" в Советском Союзе. Тверь, 1992. - 113 с

Функция оргазма. Основные сексуально-экономические проблемы биологической энергии. СПб. - М., 1997. - 303 с

Характероанализ. М., 1999. - 303 с

Страсть юности

Анализ личности

Анализ характера

Посмотри на себя, маленький человек!

 

 

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова