Константин Константинович Апушкин
«Яичко на могилочку...»
http://vstrecha.uchkom.ru/archive/15/html/31.html
См. персоналии.
Его жена Елена Владимировна (сестра Быкова) в 1980 г. стала крестной матерью будущего свящ. домовой церкви МГУ Конст. Кобелева (http://www.kuraev.ru/forum/view.php?subj=55582)
Она же воспитывала свящ. Викт. Лахина - см. его мемуар о её мемуарах.
"Встреча", №15 – 2002
Дополненительные сведения к жизнеописанию
святителя Макария (Невского)
Главному редактору журнала «Встреча» иеромонаху
Петру (Еремееву) и автору статьи «Живой русский святой» («Встреча»,
№1 (14), 2001) Владимиру Нилову.
От души благодарю Вac за публикацию упомянутой
статьи. Я долгое время молился о упокоении митрополита Макария, а
ныне прошу его предстательства у Престола Божия.
Но последний раздел статьи — «Как бы мне
хотелось быть погребенным в Лавре» — нуждается в некотором
дополнении или пояснении. Из статьи непонятно, каким образом, откуда
пришла мысль в голову военного о возможности или желательности
перенесения тела Святителя из закрытой зоны, ведь 1957 год был
временем хрущевского гонения на Церковь Христову, когда о чем-либо
подобном сами военные не могли подумать. Ларец открывается просто. В
последние годы жизни Святителя за ним ухаживала Ольга Серафимовна
Дефендова (в монашестве Серафима. Скончалась в 1960 году. Похоронена
в Москве на Введенском кладбище, рядом с могилой отца Алексия Мечева
и Константина Константиновича Апушкина), и после кончины Святителя
она продолжала его почитать и с благоговением посещать его могилу,
не взирая на то, что военные чинили всевозможные препятствия. Был и
такой случай. В день Святой Пасхи монахиня Серафима в очередной раз
пришла на дорогую могилку, но военный перегородил ей дорогу и стал
прогонять. Тогда матушка обратилась к нему с мольбой: «Золотце мое!
Ты же видишь, что пришла к умершему старушка. Если мне нельзя
подойти к могиле, то, пожалуйста, положи на могилочку вот это
пасхальное красное яичко». Патрульный исполнил ее просьбу, а
одновременно заинтересовался и тем, кто же здесь похоронен.
Заинтересовались и другие. Вот так и узнали о человеке, имеющем
«высокий церковный сан». Думаю, что она и была той первой, которая
подсказала военному командованию о желательности перенесения
останков...
Другой вопрос, касающийся видения в
Успенском соборе Свято-Троицкой Сергиевой Лавры К.К.Апушкиным
(упоминался выше). Могу подтвердить достоверность данного сообщения
К.К.Апушкина, так как я был одним из первых, кто услышал из его уст
рассказ о явлении Святителя Макария в сонме Небожителей в тот же
день и год (28 августа 1957 года). В этот день я был во святой Лавре,
встречался с Константином Константиновичем, беседовал с ним в своей
комнате в МДА. Содержание сей беседы я сложил в своем сердце и
никому не открывал в те лихие времена, ибо было небезопасно.
Константин Константинович был священником,
рукоположенным «втайне» для сохранения священного сана, когда
безбожные власти намерены были полностью уничтожить иерархию Церкви
в Советской России. Я его никогда не видел в рясе и, тем более, в
облачении. Более того, до самой его кончины я не знал, что он
священник, хотя в 1958 году и породнился с ним — женился на его
старшей дочери Марии. Ходил он постоянно в храм святого пророка
Илии, что в Обыденском переулке города Москвы, исповедовался и
причащался (часто) по чину всех мирян. В двадцатые или тридцатые
годы (мне стало известно недавно) в ГПУ донесли, что он священник.
Отец Константин был арестован и подвержен жестокому издевательскому
допросу — его загнали под стол, а сидевшие вокруг стола инспектора,
задавая ему вопросы, били его «вслепую» сапогами. Страдалец старался
закрыть руками хотя бы лицо. После избиения он все-таки, по милости
Божией, был отпущен, но побои сказались на здоровье. Он скончался в
1965 году в возрасте 64-х лет.
Отец Константин был духовным чадом
священника Алексия и его сына Сергия Мечевых, ныне прославленных
святых.
К.Е.Скурат, профессор МДА |