Ролан де Во
О нем:
Из "Библиологического словаря"
священника Александра Меня
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех томах фондом Меня (СПб., 2002))
К досье Меня
ДЕ ВО (De Vaux) Ролан, иером. (1903-71), франц. католич. библеист,
археолог, кумрановед. Род. в Париже. Учился в Сорбонне и духовной
семинарии. В 1929 стал священником Парижской епархии и вскоре вступил
в Доминиканский орден. Тогда же началась его преподавательская деятельность.
Вначале занимался проблемой влияния арабов на ср.-век. культуру
Запада. В 1933 был направлен в *Иерусалимскую библ. школу, и с тех
пор его деятельность была тесно связана с ней. Д.В. читал там лекции
по *археологии библейской, аккадскому языку и *экзегезе ВЗ. В 1945-65
был директором Иерусалимской Библейской школы, одновременно исполняя
обязанности ред. «Библейского обозрения» («Revue Biblique»). В 1961-63
совместно с *Кенион К. вел раскопки в Иерусалиме. Принимал активное
участие в кумранских исследованиях и в издании рукописей Мертвого
моря. Ученый с мировым именем, Д.В. состоял членом многочисл. обществ
и академий. Ему принадлежит проект Иерусалимской Библии, для к-рой
он подготовил Кн.Бытия (1951) и 1-4 Цар (1949-53), а также библ.
главы для «Новой Кембриджской истории древнего мира». По словам
сотрудника Д.В. *Бенуа, «он осуществлял свои исторические исследования
и археологические проекты как священник и монах, посвятивший себя
служению Богу... Идеалом его жизни оставалась проповедь Иисуса Христа».
Гл. труды Д. В. носят итоговый характер. Среди них: «Институты
древнего Израиля» («Les institutions de l’Ancien Testament», v.1-2,
P., 1958-60), своего рода энциклопедия, освещающая различные стороны
ветхозав. жизни (семья, социальные и хозяйств. структуры, военные
правила, времяисчисление, культ, праздники, обряды и обычаи). К
книге приложена обширная библиография. Незаконченным остался труд
Д.В. «Древняя история Израиля» («Histoire Аncienne d’Israёl», v.1-2,
P., 1971-73), второй том к-рого вышел уже посмертно. В 1-м томе,
к-рый охватывает период до Иисуса Навина, Д.В. признавал, что библ.
сказания о *патриархах и Исходе записаны значительно позднее самих
этих событий, но, в отличие от нем. школы *Альта и *Нота, Д.В. не
считал, что сказания Быт и Исх отражают в большей степени веру Израиля,
чем подлинные факты. В то же время он не следовал целиком взглядам
америк. школы *Олбрайта и *Брайта, к-рые, по его мнению, слишком
прямолинейно толкуют свидетельства предания. Д.В., однако, учитывал
роль *устной традиции, к-рая существовала задолго до того, как была
записана в Библии. Разделы, посвященные истории религии, «представляют
большой интерес с богословской точки зрения, ибо дают исключительно
ценный материал для разработки библейского богословия с учетом различных
библейских преданий и исторических данных» (П.Богарт). Книга Д.В.
— не только история, но и исчерпывающий справочник по ветхозав.
истории.
u Les Patriarches h№breux et les d№couvertes modernes, RB, 1946-49;
L’arch№ologie et les manuscrits de la mer Morte, L., 1961; Les sacrifices
de l’Ancien Testament, P., 1964. Список трудов Д.В., см. в: Ephemerides
theologicae Louanienses, v.40, Louvain, 1964, р.185-90.
l *А м у с и н И.Д., Кумранская община, М., 1983; Б
о г а р т П.М., Рецензия на 1-й т. «Древней истории Израиля»,
«Логос», 1972, № 8; Ш т о л ь Г.А., Пещера у Мертвого моря,
пер. с нем., М., 1965; B e n o i t P., Le P–re Roland
de Vaux, «Lettre de J№rusalem aux amis de l’№cole Biblique et Arch№ologique
Fran›aise», 1971, № 3; NCE, v.16, p.122.
|