Варлам Шаламов
О его религиозности Полищук, 1994. Апанович. Друми, 2007.
Варлам Шаламов в свидетельствах современников. Материалы к биографии. 2012 г. 435 с.
Варлам Шаламов о Солженицыне
(из записных книжек)
Почему я не считаю возможным личное мое сотрудничество
с Солженицыным? Прежде всего потому, что я надеюсь сказать свое
личное слово в русской прозе, а не появиться в тени такого, в общем-то,
дельца, как Солженицын...
У С/олженицына/ есть любимая фраза: «Я этого не читал».
Письмо Солженицына — это безопасная*, дешевого вкуса, где по выражению
Хрущева: «Проверена юристом каждая фраза, чтобы все было в «законе».
Недостает еще письма с протестом против смертной казни и /нрзб./
абстракций.
Через Храбровицкого сообщил Солженицыну, что я не разрешаю использовать
ни один факт из моих работ для его работ. Солженицын — неподходящий
человек для этого.
Солженицын — вот как пассажир автобуса, который на всех остановках
по требованию кричит во весь голос: «Водитель! Я требую! Остановите
вагон!» Вагон останавливается. Это безопасное упреждение необычайно...
У Солженицына та же трусость, что и у Пастернака. Боится переехать
границу, что его не пустят назад. Именно этого и боялся Пастернак.
И хоть Солженицын знает, что «не будет в ногах валяться», ведет
себя так же. Солженицын боялся встречи с Западом, а не переезда
границы. А Пастернак встречался с Западом сто раз, причины были
иные. Пастернаку был дорог утренний кофе, в семьдесят лет налаженный
быт. Зачем было отказываться от премии — это мне и совсем непонятно.
Пастернак, очевидно, считал, что за границей «негодяев», как он
говорил — в сто раз больше, чем у нас.
Деятельность Солженицына — это деятельность дельца, направленная
узко на личные успехи со всеми провокационными аксессуарами подобной
деятельности... Солженицын — писатель масштаба Писаржевского, уровень
направления таланта примерно один.
Восемнадцатого декабря умер Твардовский. При слухах о его инфаркте
думал, что Твардовский применил точно солженицынский прием, слухи
о собственном раке, но оказалось, что он действительно умер /.../
Сталинист чистой воды, которого сломал Хрущев.
Ни одна сука из «прогрессивного человечества» к моему архиву не
должна подходить. Запрещаю писателю Солженицыну и всем, имеющим
с ним одни мысли, знакомиться с моим архивом.
В одно из своих /нрзб./ чтений в заключение Солженицын коснулся
и моих рассказов. — Колымские рассказы... Да, читал. Шаламов считает
меня лакировщиком. А я думаю, что правда на половине дороги между
мной и Шаламовым. Я считаю Солженицына не лакировщиком, а человеком,
который не достоин прикоснуться к такому вопросу, как Колыма.
На чем держится такой авантюрист? На переводе! На полной невозможности
оценить за границами родного языка те тонкости художественной ткани
(Гоголь, Зощенко) — навсегда потерянной для зарубежных читателей.
Толстой и Достоевский стали известны за границей только потому,
что нашли переводчиков хороших. О стихах и говорить нечего. Поэзия
непереводима.
Тайна Солженицына заключается в том, что это — безнадежный стихотворный
графоман с соответствующим психическим складом этой страшной болезни,
создавший огромное количество непригодной стихотворной продукции,
которую никогда и нигде нельзя предъявить, напечатать. Вся его проза
от «Ивана Денисовича» до «Матрениного двора» была только тысячной
частью в море стихотворного хлама. Его друзья, представители «прогрессивного
человечества», от имени которого он выступал, когда я сообщал им
свое горькое разочарование в его способностях, сказав: «В одном
пальце Пастернака больше таланта, чем во всех романах, пьесах, киносценариях,
рассказах и повестях, и стихах Солженицына», — ответили мне так:
«Как? Разве у него есть стихи?». А сам Солженицын, при свойственной
графоманам амбиции и вере в собственную звезду, наверно, считает
совершенно искренне — как всякий графоман, что через пять, десять,
тридцать, сто лет наступит время, когда его стихи под каким-то тысячным
лучом прочтут справа налево и сверху вниз и откроется их тайна.
Ведь они так легко писались, так легко шли с пера, подождем еще
тысячу лет. — Ну что же, — спросил я Солженицына в Солотче, — показывали
Вы все это Твардовскому, Вашему шефу? Твардовский, каким бы архаическим
пером ни пользовался, — поэт и согрешить тут не может. — Показывал.
— Ну, что он сказал? — Что этого пока показывать не надо.
После бесед многочисленных с С/олженицыным/ чувствую себя обокраденным,
а не обогащенным.
«Знамя», 1995, № 6
|