КАРЛ РАНЕР
О его концепции анонимного христианства Стасюк, 2001.
Из "Библиологического словаря"
священника Александра Меня
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех томах фондом Меня (СПб., 2002))
К досье Меня
РАНЕР (Rahner) Карл, иером. (1904-84), нем.
католич. богослов, член Общества Иисусова (с 1922). Рукоположен
в 1932. Высшее богосл. образование получил в ун-тах Фрайбурга
и Иннсбрука. Проф. догматич. богословия в Инсбруке (1949-64),
Мюнхене (1964-67) и в Мюнстере (с 1967). Под его ред. выходило
новое изд. "Церковного и богословского словаря" ("Lexikon fur
Theologie und Kirche", Bd.1-10, Freiburg, 1957-65).
Р. явился одним из вдохновителей католич. "обновления",
к-рое было санкционировано II *Ватиканским cобором. Он вел
осторожную, но настойчивую борьбу с духом схоластики, стремясь
cделать богословие живым исповеданием веры. "Теология, – писал
Р., – не есть нечто сухое, застывшее. Она постоянно обращается
к уму и сердцу по-новому". Оставаясь укорененным в католич. традиции,
Р. открывал в ней новые аспекты, к-рые помогают современному человеку
услышать голос христианства. Р. не был экзегетом, но неоднократно
обращался к герменевтич. проблемам Писания и вопросу о *боговдохновенности.
Последней теме он посвятил спец. монографию, включенную в его
"Богословские сочинения" ("Schriften zur Theologie", Einsiedeln-Z.-Koln,
1954-84, Bd.1-16). В ней Р. не ставит под сомнение общехристианский
догмат о боговдохновенности; для него Бог – Автор Библии; но в
то же время, по его словам, "люди, писавшие Библию, не просто
секретари, работавшие под диктовку Божественного Провидения. Они
не являются секретарями и в том смысле, что с полным сознанием
и согласием приняли внушенное им Богом. Они — подлинные авторы".
В Писании сосуществуют в тесном единстве Божественное и человеческое.
Р. подчеркивал, что боговдохновенность свящ. книг не вытекает
непосредственно из самого текста: она утверждается верой Церкви.
Более того, Библия является самосвидетельством церк. веры, продолжающей
жить и сегодня. Этот факт снимает кажущееся противоречие
между авторитетом Библии и авторитетом *Церкви, к-рое было заострено
*протестантской экзегетикой. Библия создана Церковью, в Церкви
и для Церкви, к-рая несет Слово Божье в мир. В центре *Домостроительства
– народ Божий; Библия — хранилище его "памяти". Христианская Церковь
принимает ВЗ "как элемент предопределенной Богом истории Церкви".
Впрочем, Писание нельзя сводить только к "памяти" о прошлом. История
спасения еще не завершена. *Откровение продолжает жить в самом
церк. бытии, в Свящ. *Предании, и "полностью не может объективироваться
в Писании". Боговдохновенность, по Р., не исключает роли личных
дарований и особенностей свящ. авторов, а также *"жизненного контекста"
и лит. *жанров, определяющих конкретную форму книг Библии. Все
это должно учитываться экзегетами, но им нельзя терять из виду
"главного жизненного контекста всего Писания": божественного происхождения
Церкви, в недрах к-рой Библия сформировалась и была канонизирована.
u Kleines Theologisches Worterbuch, (mit Vorgrimber H.), Freiburg
im Breisgau, 1961 (англ. пер.: Concise Theological Dictionary,
Freiburg, 1965); в рус. пер.: Размышление в день св. Иосифа, "Лoгoc",
1974, ? 3-4; a также многочисл. статьи в LTK.
l К у з м и ц к а с Б.Ю., Теология "жизненной действительности"
К.Р., в кн.: Философия. Религия. Культура, М., 1982; Bilan de
la th№ologie du ХХ-е si–cle, P., 1970, t.1; М е t z J.B.,
Karl Rahner, TTS, S.513-18; ODCC, p.1155-56.
|