Священник Михаил Рождественский
(1901—1988)
Напечатано по журналу «Возвращение», №2(10), С.-Пб., 1997.
Ист.: http://www.ipc.od.ua/bib04.html, 2001 г.
Отец Михаил Васильевич Рождественский родился в 1901 году, происходил
из потомственного духовенства и был рукоположен во иерея ещё новомучеником
Святителем Иосифом (Петровых), митрополитом Петроградским († 1937).
Послужить на приходе довелось ему недолго — в бывшей придворной
Преображенской церкви подстоличной дворцовой мызы Стрельна*. Трудился
он там вместе с братом о.Измаилом до злосчастного 1927 года. Акт
решительного неприятия «Декларации» Заместителя Патриаршего Местоблюстителя,
митрополита Нижегородского Сергия (Страгородского) († 1944) был
подписан братьями-священниками в числе первых — под номерами 51
и 52. После того о. Измаил был арестован 12/25 февраля 1928 года**,
а о.Михаил был вынужден скитаться: ночевал у знакомых по одной ночи,
а иногда переживался и на вокзалах. В конце 1929 года его всё-таки
арестовали и отправили затем на строительство Беломоро-Балтийского
канала — место ссылки многих духовных лиц. Существованием впроголодь
и тяжелыми работами — доставкой песка на тачках — было ознаменовано
тамошнее его заточение. Лишь в 1938 году пришло освобождение, но
без права проживания в столичных городах, так что в Петербург о.Михаилу
пришлось возвратиться нелегально, служить в домах, а с собственными
детьми видеться по ночам, украдкой, уходя рано утром, чтобы никто
не заметил. С началом войны о.Михаил остался в осаждённом городе,
продолжал служить на квартире, не имея права на получение даже тех
ста двадцати пяти граммов хлеба с опилками, что были положены неработающим
обывателям. Поистине чудом он выжил в страшную зиму 1941-1942 годов.
Но в 1943 году на самый день праздника Крещения Господня во время
Божественной литургии, но еще до Херувимской песни, раздался звонок
в дверь, и на глазах испуганных богомольцев священник был арестован
энкаведистами... По пути в тюрьму, в «воронке», следователь вдруг
сказал арестованному о.Михаилу:
— Михаил Васильевич, какой вы счастливый...
— Большое счастье — в тюрьму везут, — отвечал ему о.Михаил.
Оказалось же, что вчера, 5/18 января, произошел прорыв
блокады, и смертная казнь по этому поводу была отменена!
— Если бы вас успели арестовать ещё вчера утром, то
непременно расстреляли, — пояснил следователь.
При таких «счастливых» обстоятельствах, после скорого,
по обычаю тех времен, «суда» о.Михаил был этапирован в Воркутинские
лагеря на десять лет, а по истечении срока в 1953 году на основании
лжесвидетельства был добавлен и новый десятилетний срок заключения.
Окончание сталинского правления обусловило появление
в Воркутлаге комиссии, которая, однако, не поспешила освобождать
ни в чём не повинного пятидесятидвухлетнего старика, но, отметив
его дистрофическое состояние, определила «отпустить на поруки».
Лишь после того, как сын о.Михаила, живший в зырянском городе Печора,
приехал и оформил необходимые документы, в 1955 году о.Михаил был
отпущен из лагеря. Но два года ему пришлось жить в Печоре в землянке,
тайно служить в домовой церкви и регулярно отмечаться у оперуполномоченного.
В 1957 году он смог наконец переехать с погибельного севера в Брянскую
землю, но по-прежнему оставался под надзором властей. Жизнь была
нелегкая, все хозяйственные заботы лежали на о.Михаиле, но неопустительно
совершались на дому богослужения. В 1962 году вновь явились с обыском:
искали рацию и пытались обвинить в убийстве одной старушки. И когда
ничего не нашли, что можно было бы поставить в вину пожилому иерею,
уходя сказали:
— Молись — хоть лоб разбей. Но чтоб не было ни одного
человека. А если застанем — обижайся на себя!
Служение на дому пришлось временно прекратить. Два раза
в год о.Михаил уезжал — как будто к сыну — а на самом деле совершал
требы в городе и ездил в другие места, так как началось полное оскудение
священства... Необходима была великая осторожность, чтобы и сына
не подвести. Поэтому не знали, как войти, как выйти из дома, чтобы
никто не видел — всё делалось под большим страхом.
Конечно, такое состояние постоянного нервного напряжения
не могло не сказаться на здоровье, и так подорванном в лагерях.
В 1985 году последовало и ещё одно испытание. Весной о.Михаил находился
у своих духовных чад в Белоруссии. И вместе со своей паствой ему
довелось пережить ужас Чернобыльской катастрофы... Но несмотря на
резкое ухудшение здоровья — у него определили рак лёгкого — до конца
своих дней о.Михаил старался служить, совершать требы и никому не
отказывать в духовной помощи.
16/29 августа 1988 года — на праздник перенесения Нерукотворенного
Образа — он совершил последнюю свою Божественную литургию, а с 28
августа/ 10 сентября слёг. На самый день Воздвижения Креста Господня
в одиннадцать часов ночи он мирно отошел ко Господу в возрасте восьмидесяти
семи лет. Перед смертью он говорил:
— А может быть, Господь пошлет вам ещё священника...
Когда же я сказала, что это невозможно, он ответил:
— У людей невозможно,
а у Бога все возможно. Кими же веси судьбами...
ПРИМЕЧАНИЯ:
* Храм этот был закрыт 21 апреля/4 мая 1932 года и обращён
в ресторан; в 1941 году, в первый день германской оккупации Стрельны,
здание сгорело.
** Протоиерей Измаил
Васильевич Рождественский у противников иосифлян снискал прозвание
«стрельнинского фанатика» за его вдохновенные проповеди, обличающие
«Сергиевскую церковь», которую он называл не иначе, как «вавилонскою
блудницей», а служение сергиан и обновленцев, между которыми он
не делал никакой разницы, именовал служением сатане. Арестованный
в третий раз в 1937 году, он был сослан в Сибирь, где и расстрелян.
В 1981 году Архиерейским Собором РПЦЗ причислен к лику святых в
сонме Новомучеников и Исповедников Российских (запечатлён на иконе
Собора Новомучеников). Память его поныне почитается в Петербурге
и Стрельне. О нём см.: Краснов-Левитин А. Лихие годы. 1925-1941.
Париж, 1977, с.106; Польский М., протопр. Новые Мученики Российские.
Джорданвилл, 1957, т. II, с. 227; Вареник О. Стрельнинский Новомученик.
— «Петергофский вестник», 1996, № 46.
Напечатано по журналу «Возвращение», №2(10),
С.-Пб., 1997.
|