Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

Норберт Элиас

О процессе цивилизации: Социогенетические и психогенетические исследования. М.; СПб, 2001.

Придворное общество. М.: Языки славянской культуры, 2002. 368 с.

Elias, Norbert. What is sociology. Columbia University Press, 1978.

Elias, Norbert. The Society of Individuals. New York: Continuum, 2001. 258 p.

Общество индивидов. М.: Праксис, 2001. 330 с. (заметки Кротова).

(англ. Norbert Elias, 22 июня 1897 - 1 августа 1990) - еврей, социолог, один из ведущих представителей исторической социологии и интеграционного подхода в социологии.

Норберт Элиас родился 22 июня 1897 в Бреслау, входившем тогда в состав Германии (Вроцлав). Он был единственным ребенком в семье предпринимателя. В 1903 году юноша поступил в классическую гимназию родного города, где получил первые знания. К окончанию гимназии в 1915 Элиас собирался продолжить свое образование на философском факультете университета Бреслау, однако планам помешала Первая мировая война. Два года он служил на фронте связистом, затем же получил возможность дослужить в качестве военного санитара в родном городе. Демобилизовавшись, Элиас смог осуществить свою мечту и поступить в университет Бреслау. Попытки заниматься сразу на двух факультетах (медицинском и философском) пришлось прекратить – времени хватало на что-нибудь одно, и он выбрал философию. Чтобы расширить свои знания, два летних семестра провел в других университетах: в 1919 он посещал Гейдельбергский университет, а в 1920 – Фрейбургский университет. Благосостояние семьи Элиаса было подорвано в 1920-х годах инфляцией, это вынудило его забросить науку и проработать два года управляющим на фабрике. Но с окончанием кризиса он снова получил возможность продолжить академическую карьеру. В 1924 Элиас защитил докторскую диссертацию по философии истории – «Идея и индивидуум».

С 1930 по 1933 Элиас работал ассистентом профессора Манхейма в университет Франкфурта-на-Майне. С приходом нацистов к власти он, как и другие ученые-евреи, эмигрировал из Германии. В 1935 социолог уехал в Лондон. Десять лет Элиас искал постоянное место работы. Проработав около года в Лондонской школе экономических и политических наук вместе с Манхеймом, он переехал в [Кембридж], где подрабатывал чтением лекций в качестве внештатного сотрудника. Только к 1954, в возрасте 57 лет, Элиас получил должность доцента в новом университете в Лейчестере. Проработав в этом университете до 1962, ученый понял, что его идеи не находят никакого отклика. Ситуацию усугубляло то, что за все время его работы в Великобритании ни одна из его книг не была переведена на английский – не только из-за непонимания значения его идей, но и из-за общего упадка внимания социологов к истории. Видимо, осознание невозможности войти в научное сообщество послужило толчком к тому, что последующие два года он проработал профессором социологии в Африке в столице Ганы. В 1960-е судьба Элиаса начинает меняться к лучшему, поскольку его главные труды, написанные еще в 1930-е, стали постепенно приобретать популярность в Германии и Голландии. В течение последующих лет и до конца жизни Элиас работал внештатным профессором ряда университетов Германии и Амстердама, продолжая писать многочисленные научные труды. После выхода на пенсию в 1975 он проживал в основном в Амстердаме и в Билефельде. В 1970-е его труды завоевали, наконец, высокое признание в общественных и научных кругах. В 1977 ему присудили очень престижную премию имени Т.Адорно. В 1983 социолог стал инициатором создания фонда имени Норберта Элиаса, который занимался проведением конференций, призванных распространять идеи своего создателя, а также давать возможность молодому поколению ученых высказывать свои идеи и теории, полемизируя с метром социологии. Именно этот фонд стал наследником социолога, продолжая популяризировать его идеи и после смерти. Умер 1 августа 1990 в Амстердаме.

Элиаса считают наиболее выдающимся представителем исторической социологии середины 20 в. В 1924 году он защитил докторскую диссертацию по философии истории – «Идея и индивидуум». С 1930 Элиас три года работал над темой, посвященной социологии придворного общества нового времени. Однако в 1933, когда истек срок ассистирования, в нацистской Германии его тема оказалась не актуальной, получить докторскую степень по социологии ему так никогда и не удалось, а диссертационная работа под названием «Придворное общество» была опубликована только в 1969. В ней Элиас проводит детальный анализ «куртуазной культуры», поведения и мышления аристократии. Главный тезис Норберта состоит в том, что усложнение социальной взаимозависимости, удлинение цепочек взаимосвязей на макроуровне вызывает утверждение все более жесткого контроля над аффектами, трансформации внешнего принуждения в самопринуждение. Когда в 1935м Элиас уезжает в Лондон, он получает грант от Еврейского комитета по делам беженцев и в течение трех лет занимается чистой наукой. Результатом его работы становится двухтомная монография «О процессе цивилизации», начатая еще в Париже. Она публикуется в 1939, но осталась незамеченной в научном мире; слава приходит к этой книге и к ее автору лишь после переиздания научного труда в 1969г. и последующем переводе на другие языки. Он обращал основное внимание на развитие бытовой культуры. Дискутируя с исторической социологией, он воспринял идею слитности развития общества и развития личности, но отверг концепцию определяющего воздействия экономического «базиса». Элиас считал,что культурная «надстройка» имеет собственную логику развития, и именно она и стала главным объектом его исследований. Элиас ввел понятие фигурации. Фигурация – это социальный процесс, в котором люди тесно взаимодействуют друг с другом (это явление социологи также называют «социальным общением», а экономисты – «институтами»). Фигурации постоянно изменяются и имеют свой неповторимый облик как на макроуровне (изменения «правил игры» в обществе), так и на микроуровне (изменения в поведении и психологии людей). Задача социологии, по мнению Элиаса, – изучить, как и по какой причине складывается та или иная фигурация. Ярким примером фигурационной социологии является его наиболее известная работа «О процессе цивилизации». В ней рассматривается постепенное «развитие цивилизации» на средневековом Западе (Элиас полагал, что на этом материале можно понять универсальные закономерности развития любой цивилизации). На ранних стадиях развития, указывал Элиас, люди могли просуществовать, не будучи зависимы от других людей. Разделение труда и конкуренция постепенно привели к тому, что возникла и начала углубляться дифференциация, различие между людьми. Теперь, чтобы выжить, человек уже не мог полагаться только сам на себя, он стал зависим от окружающих его людей. Так происходило постепенное удлинение «цепочек взаимозависимости» или, иначе говоря, расширение круга общения и зависимости от других людей. Это, в свою очередь, повлекло за собой существенное изменение в социальном строе. При абсолютистских монархиях нового времени концентрация власти в руках одного человека, короля, приводит к тому, что люди из его окружения вынуждены строже себя контролировать, следить за проявлением своих эмоций. С другой стороны, при королевском дворе продолжается удлинение «цепочки взаимозависимости», что тоже влияет на необходимость сдерживать свои чувства и повышает внимание к остальным людям. Если до формирования королевского двора люди были озабочены в основном тем, как избежать насилия и угрозы смерти, то теперь появляется возможность обратить внимание на опасности, которые раньше были менее значительными. Рассматривая конкретные примеры (поведение за столом, в спальне и т.д.), Элиас пришел к выводу об изменении «порога стыдливости». То, что было раньше вполне естественным и не осуждалось (например, прилюдное сморкание), со временем стало причиной сильного чувства стыда. Причиной всех этих изменений было изменений социальных фигураций – увеличивающееся количество взаимосвязей между людьми приводило к наложению запретов на импульсивные проявления человеческой природы. Первоначально такого рода запреты появлялись в высших слоях общества. Дальнейшее изменение фигураций – более тесное взаимодействие между представителями разных слоев общества, их взаимопереплетение – стало причиной распространения запретов на все остальные слои населения. Таким образом, западная цивилизованность есть не что иное, как увеличение самоконтроля, самоограничений с одной стороны, и возрастание чувствительности к окружающей действительности, с другой. Элиас видел главную особенность Запада в культе самоконтроля, но находил его истоки не в протестантской этике буржуазии, а в придворном аристократизме. Этот процесс формирования культуры королевского двора Элиас называл «рывком» в процессе цивилизации. Развитие цивилизации, по Элиасу, представляет собой набор такого рода «рывков», включая движение как вперед, так и назад, оно характеризуется несколькими стартами и даже остановками. Вся фигуративная теория Элиаса – попытка соединить воедино изучение общества и составляющих его людей. Процесс цивилизации есть одновременное изменение психики людей, их ментальности и трансформация социального строя.

Концепция Элиаса стала продолжением идей выдающихся немецких социологов начала 20 в. М.Вебера В.Зомбарта, М.Шелера. Она во многом перекликается с трудами французских историков школы «Анналов» и стала предвестием работ М.Фуко. Благодаря Элиасу началось изучение, во-первых, исторической роли аристократии, ранее считавшейся сугубо паразитной социальной силой, во-вторых, изменения простейших норм поведения, связанных с естественными жизненными процессами. В 70-80-е годы работы Н. Элиаса оказали значительное влияние на разработку таких проблем исторической антропологии, как история различных телесных практик (жестов, манер поведения) и история повседневности (дав импульс развития одноименного научного направления в Германии Alltagsgeschichte).

С 1980-х на основе идей Элиаса начала складываться школа его последователей – фигурационная социологическая школа. Последователи Элиаса создали миф об «одиноком мыслителе», который обратился к исследованию ранее неведомой области. На самом же деле, он продолжал работать над теми вопросами, которые ставились в начале века ведущими немецкими социологами. Несомненной заслугой Норберта является то, что он обращает внимание не столько на «высокую» культуру, сколько на простейшие формы поведения, связанных с отправлений телесных функций, прослеживает увеличение дистанций по отношению к телам других людей и к собственному телу. Книга швейцарской исследовательницы Габриеллы Шайдегген посвящена изучению взаимных представлений европейцев и русских друг о друге. В основе авторской концепции – теория Норберта Элиаса о цивилизационном процессе в западной Европе. Если брать только идеологическую сторону теории, то концепция «процесса цивилизации» помогает западному обывателю смотреть сверху вниз на «дикарей», т.е. тех, кто не прошел через долгий процесс становления дисциплины и самоконтроля. Уязвимыми для критики оказываются и многие другие стороны теории Элиаса. Например, тезис о превращении внешнего принуждения в самопринуждение. Даже последователи Элиаса обращают внимание на то, что из трех психоаналитических инстанций («оно», «я» и «сверх-я»), он сохраняет «оно» и «сверх-я», но практически не говорит о «я», оказывающемся каким-то эпифеноменом социального взаимодействия. Полемика по этому вопросу была начата в 80-е годы непримиримым противником Элиаса известным швейцарским антропологом Х.-П. Дюрром. Дюрр опубликовал уже четыре тома, под общим заглавием «Миф о процессе цивилизации», в котором указал на ошибки Элиаса.

Книги

Норберт Элиас. Общество индивидов. М., 2001.

Норберт Элиас. О процессе цивилизации: Социогенетические и психогенетические исследования. М.; СПб, 2001.

Норберт Элиас. Придворное общество. М., 2002.

 
 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова