АРИСТАРХ СТАНКЕВИЧ
БИОГРАФИЯ-ИНТЕРВЬЮ
АРХИЕПИСКОПА ГОМЕЛЬСКОГО И ЖЛОБИНСКОГО АРИСТАРХА:
О ЦЕРКВИ, О СЕБЕ, О ЛАВРЕ
http://www.predely.ru/Paper/N8/aristarch.htm
Нижеприведенная
биография в своей искренности и, если так можно выразиться, православности
уникально и подробно передает атмосферу, в которой учился и возрастал
духовно архиепископ Аристарх. Для многих она будет интересна новизной,
другие же, особенно архиереи, найдут в ней знакомые имена и знакомые
ситуации.
- Согласно нашему семейному преданию, я родился в конце 1938-го
под Андрея Первозванного поэтому в миру меня назвали Андреем. Я
очень хорошо помню начало войны: как самолеты-разведчики летали
над нашей деревней, как немцы в лесу нашу деревню взяли в плен.
Как немцы подошли, мы в лес все убежали, а нас нашли и везут снова
в нашу деревню. Я очень сильно плакал – перепугался... Даже помню
почему: немцы подходят к нашему шалашу, в лесу, я посмотрел и говорю:
«О, к нам партизаны идут», а старший брат как глянул на этих партизан,
так и дунул в лес. Сижу на возу, плачу.. И тут один из немцев взял
большой кусок белого хлеба, намазал маслом и отдал мне - я успокоился.
По-видимому, это были не немцы. Может быть, чехи или венгры, потому
что потом один из них ночью подошел и сказал старшим, чтобы мы убегали
в лес, потому что «вас увезут в Германию».
Поскольку мы по лесам скитались - документов на меня не сохранилось.
И после уже войны определяли мне возраст по наружному виду. Пришла
комиссия: «Сколько ему лет? Маленький, щупленький, пиши его с 9
июня 1941 года.» Власть есть власть: так и пошло, и метрики, и паспорт.
Поэтому мой неофициальный день рождения мы праздновали сейчас (в
декабре), а официально по паспорту будет немного попозже.
Родился я и жил до окончания 10 класса в деревне Осовецкая Буда
бывшего Петриковского, а ныне Мозырского района. Отец - Станкевич
Евдоким Даниилович - умер в 1943 году от тифа, на фронт его не взяли
по старости. Мама - Ева Андреевна Станкевич - осталась с нами, и
всех нас восемь душ терпела. По национальности мы - белорусы. Всегда
ими были.
У нас большая семья, восемь детей было у мамы: пять братьев и три
сестры.
Я - самый младший. Самый старший - Василий - стал игуменом Венедиктом,
потом к нему присоединился в Почаеве еще один брат Арсений, который
стал архимандритом Апелием, он сейчас еще живой пока. И еще два
брата - светские, один в Петрикове живет, другой в Мозыре. Они уже
пенсионеры. Один работал бухгалтером, а другой долгое время был
в колхозе бригадиром.
Два сестры живут в Мозыре, а третья в Минске - бывшая учительница.
Все они пенсионеры. Только я еще молодой, ха-ха.
Мой самый старший брат игумен Венедикт (Станкевич Василий Евдокимович,
1919 г.р.) являлся моим духовным отцом. Он воспитывал меня, направил
в семинарию и дальше в Лавру, в Сергиев монастырь. Он чуть ниже
меня ростом, похудее, посветлее меня, и был очень шустрый, подвижный.
Всю войну провел в партизанах, был немножко подслеповат - носил
большие очки и его не взяли в армию. Потом он из нашей глухой Белоруссии
пробился по чьему-то совету на Украину и попал году в 1948 в Почаевскую
лавру. В 1959 году когда на лавру начали сильно нажимать, его оттуда
вытесняют и он служил по приходам года до 1997, пока не скончался
на Украине в Тернопольской области.
После того как я в 1956 году закончил десять классов в селе Осовец
(Осовецкая Буда - маленькая деревушка в пяти километрах от Осовца),
я пошел работать в город Мозырь. Здесь в 1958 году я окончил водительские
курсы, получил права, работал в речном порту, учился на электросварщика.
Немножко работал электросварщиком, работал на хлебозаводе, в котельне,
и пошел служить в армию.
Служил с 1960 года до декабря 1963. Я считаю, что три года - это
самый нормальный срок для службы. Год под Минском (там в Дзержинском
районе есть такое прекрасное село Станьково) из нас готовили ракетный
дивизион тактических на гусеничном ходу установок, а затем направили
в Германию для подкрепления танкового полка. По-моему, это был районный
такой городишко Риза и село Цейтхайм, солнечный Цейтхайм. Я был
рядовой, водитель, и все время имел дело с машиной.
- Когда возникло желание поступать в семинарию?
- Мы выросли в
вере, наша мама была очень верующим человеком. Я этого не помню,
но старший брат мой, игумен Венедикт, говорил мне, когда мы немножко
подросли, что она была безграмотная женщина, но сама как-то выучила
молитвы - утренние, вечерние; и в детстве: «Стойте со мной. Кто
не может стоять, ложитесь. Что я говорю, повторяйте за мной». Там
«Отче наш», «Верую». И она вечером, перед сном деток ставила по
росту, и детки за ней повторяли, так она учила детей молиться.
Впоследствии она рассказывала дочкам: «Знаете, детки, когда я выходила
замуж и стояла под венцом - просила Бога: Господи, если у меня будут
дети, пусть они будут верующими».
В детстве меня мама водила, в Никольский храм в Петрикове. Это мой
первый храм, мы ходили туда пешком 25 километров из нашей деревни,
нас старшая сестра брала за руку - и пошли пешочком.
Когда я попал в Мозырь, естественно, я пошел в церковь - Свято-Михайловскую,
это сейчас кафедральный собор Туровско-Мозырской епархии. Здесь
был отец Алексей Задерковский - крупный, рослый батюшка в очках.
Спокойный такой. Потихоньку стал меня воцерковлять, я что-то читал
на клиросе, помогал петь. Первый раз поступал я в Минскую духовную
семинарию по его рекомендации в 1959 году. Подал документы, но поелику
семинарию в том году готовили к закрытию, документы наши взяли,
а потом выслали обратно.
Когда о.Алексий умер, я не помню. Помню только последнюю встречу
с ним. Я учился уже в Академии и жил в Лавре, и как-то встретился
с о.Алексием на вокзале в Гомеле. Я ехал из Москвы, добирался до
своей деревни, а он, выйдя за штат, уже в Мозыре не служил, но жил
там на квартире, а служил где-то в Калуге. И он оттуда ехал к своей
матушке в Мозырь.
Отслужил я в армии. В 1963 году пришел домой, и меня старшая сестра
Евгения пригласила к себе в Минск, где жила она вместе с мужем.
Муж был там директором небольшого завода, она учительницей работала
и они хотели помочь мне устроиться в жизни. Меня устроили работать
водителем в городской автобусный парк на улице Маяковского.
Я был молодой, где-то немножко погулял, то, другое, потом в 1964
году поступил на заочное отделение в Политехнический институт, вроде-бы
начал учиться, но чувствую, что не то. Душа подсказывает, что это
не твое, ну не идет дело, а брат Венедикт все пишет с Украины письма
и меня ругает: «почему ты не поступаешь в духовную семинарию». И
благодаря его разумным наставлениям, внушениям, тактичному подходу,
я оставляю Минск.
В наше время было поступить в семинарию не так-то просто. Это сейчас
уже двери открыты - кому надо, кому не надо - все поступают, например,
чтобы избежать армии. В 1966 году я снимаюсь с учета в Минском районе,
еду к брату на Украину. Там становлюсь на временный учет в сельсовете
села, где служил брат - устраиваюсь на работу, подаю документы в
Одесскую духовную семинарию (рекомендацию мне, наверное, брат написал)
и тут же снимаюсь с учета. Это на случай, если придет сигнал уполномоченному,
что, мол, от вас поступает молодой человек, задержите его. Сижу,
жду вызова в семинарию. Вызов пришел, я поехал, и меня зачислили
в семинарию.
В 1966 я поступил на первый курс. Потом меня со второго на четвертый
перекинули. Так что три года учился в семинарии. Надо сказать, что
мне очень нравилось там учиться. Я обрел себя. Я очень любил заниматься.
Сидим - обычные занятия, потом перерыв, все уходят, а я продолжаю
читать дополнительную духовную литературу - так мне было интересно.
Очень любил письменные работы, у меня это получалось хорошо. Естественно,
пел на клиросе, я любил это, много светских песен пел, когда коров
пас когда-то в детстве.
- Вы с кем-нибудь
из семинарии поддерживаете отношения?
- Все как-то нарушилось из-за развала Союза. Да и других забот сейчас
много. Встречаемся, но довольно редко. Недавно я был в Одессе, у
нашего бывшего ректора - он был раньше архимандритом, сейчас митрополит
Агафангел (Саввин).
В 1969 году я подаю документы в Сергиев Посад в Академию. Я неженатый.
Отца у меня нет. Что мне оставалось делать? Со стороны семи-нарии
написали мне характе-ристику и осенью 1969 года я поступил. Почему-то,
после семинарии я тяжело привыкал к Академии, может, искушение какое-то
было. Тянуло в Одессу, хотелось вернуться в родные стены. Потом
с месяц прошло, я уже успокоился, прижился к этому месту, пошли
новые друзья, новые хлопцы - очень интересная была компания. Молодежь.
Студенты есть студенты.
Я еще мало кого знал из этих хлопцев, и как-то в один день пошел
в город, в баню. Морозец, снежок поднимается. Вернулся, захожу в
спальню (она большая была - коек, наверно, девять или восемь), смотрю
- у меня на койке лежит бутылка коньячная и наполовину налита коньяком.
Я - никогда!.. Приходит помощник инспектора: «Станкевич! Это что
такое у вас на койке лежит?» А хлопцы взяли бутылку, налили чаю
туда и мне подложили, ха-ха-ха, чтобы подшутить. Самодеятельность
такая.
- Откуда там был
народ, в Академии? Из разных мест?
- В основном, были окончившие Загорскую семинарию. Из Одесской пришли
только двое - Борис Мозаев и я. Мозаев сейчас служит на приходе
где-то на Украине.
- С той компанией сейчас отношения поддерживаете?
- Когда я жил в Лавре, то ко мне многие приезжали. Например, у меня
был товарищ из Молдавии, гагауз, отец Николай Чогок. Мы с ним поддерживали
очень тесные контакты, очень толковый парень, самостоятельный, спокойный,
неженатый тогда. Он сейчас где-то в Молдавии служит священником.
Но как-то прервались у нас с ним контакты, я подзабыл его адрес,
не могу написать.
В начале 1970 года под Сретенье я ухожу в Троице-Сергиеву лавру
послушником. Я учился и никогда не мыслил, что я буду семейным человеком.
Я знал, что буду жить один. Только я не представлял, как у меня
это получится. Некогда было об этом думать - учеба, занятия, спевки,
все бегом, бегом, бегом. И вот, в один из осенних вечеров приезжает
мой старший брат, отец Венедикт, ко мне в Академию и так спокойненько,
тихонько спрашивает: «Как ты здесь живешь? В братию монастыря принимают
из студентов?» - «Принимают». Он: «Немедленно пиши прошение!» И
все. Я сразу написал прошение, чтобы меня отправили в монастырь.
Он был очень эмоциональный, умел это внушить.
И так я написал прошение, поелику у меня была неплохая характеристика
от семинарии, то меня благословили на поступление в братию Троице-Сергиевой
Лавры.
Монашеский постриг был у меня 11 июня 1970 года. Патриарх Алексий
подписал благословение.
Нас собирались постричь Великим постом, но тут, как раз в его конце,
на Страстной неделе, умирает Святейший патриарх Алексий I и наш
постриг отлагается - не до этого. И уже потом, Петровым постом,
11 июня 1970 года нас троих (покойного епископа Кронида (Мищенко,
+1993), о.Вонифатия и меня) постригли в монашество. Постригал покойный
епископ Платон (Лобанков, +1975). Он тогда был архимандритом, наместником
Лавры.
Кронид потом все время был в ризнице просворником. Мы с ним ежедневно
друг с другом сталкивались лбами. Очень был хороший человек. Туго
верующий, церковный, хороший как священник и как человек. Просто
приятно было с ним работать.
Отец Вонифатий - сейчас он в Лавре живет. Высокого роста, и как
написано в житии, что Вонифатий был рыжий, этот - тоже рыжий. В
основном, у него клиросное послушание, он пел первым тенором и ходил
на исповедь. Уже после меня у него было тюремное послушание - в
тюрьму ходил.
14 июня 1970, на Троицу, меня рукополагают в иеродиаконы. Должен
был рукополагать ректор Академии епископ Филарет (Вахромеев, нынешний
митрополит Минский), но он отдал мою хиротонию гостю, приехавшему
из Франции, епископу Корсунскому Петру (Л’Юилье, с 1979г.
архиепископ Бруклинский АПЦ в США). Надо мной потом все пошучивали:
смотри, может, ты не от православного принял хиротонию.
- Это было предметом вашей такой гордости?
- Я на это даже не обратил внимания. Трепет такой, страх, переживание,
тут не до гордости было. Первые шаги, они самые благодарные, потому
что за все переживаешь, волнуешься.
Благословение на рукоположение мне дал в то время местоблюститель
митрополит Пимен (Извеков). Я помню, что на всенощной наместник
Платон подвел меня к нему и говорит: «Владыка, благословите, мы
завтра будем рукополагать этого монаха в иеродиаконы». - «Благословляю».
И мы отошли в сторону. Пимен служил в Троицком соборе, а меня рукополагали
в Успенском соборе, потом что во всех храмах Лавры на Троицу совершается
служба.
В 1971 году Пимена избирают Патриархом и ему нужно было подобрать
двух старших иподиаконов, которыми, по традиции, являются два иеродиакона
из Лавры. Ими становятся иеродиакон Антоний (Кузнецов) и иеродиакон
Вонифатий. Вонифатий побыл иподиаконом первое лето, но чем-то Патриарху
не подошел. Меня взяли на его место. 4 ноября 1971 года была моя
первая служба в этом качестве.
Тогда я совершенно не представлял, что такое иподиаконство. И в
семинарии, и в Академии все время простоял на клиросе. Все смотрел
на иподиаконов - они бегут куда-то, спешат. Чего они бегают? Подносят,
относят что-то...
- В чем состояла ваша работа?
- Нас было четыре старших иподиакона – две пары. Антоний и я - одна,
Филарет (Карагодин, ныне епископ Майкопский) и Андрей Поликопа (ныне
Амвросий, епископ Новгород-Северский) – другая. Антоний (Кузнецов)
одновременно являлся келейником патриарха Пимена, он нас в старшие
иподиаконы выбирал и мы находились в его распоряжении. Он готовил
Патриарху облачение к службе, помогал ему в быту, подавал обед,
искал документы, собирал вещи, если куда-то была поездка. А мы уже
действовали по его указаниям и помогали Патриарху на службе.
Представьте себе, что сегодня вечером служба. Мы приезжаем раньше
патриарха в отдельной машине, привозим облачение. Затем, вдвоем
мы выходим в стихарях на крылечко Елоховского собора и ждем приезда
патриарха. Патриарх приехал (он обычно ездил с архимандритом Трифоном
(Кревским)), мы встречаем, провожаем в алтарь, помогаем ему раздеться,
как служба начинается - облачаем его. Наше дело - надеть на него
облачение, проводить, подать ему трикирии, дикирии, поддержать на
ступеньках, чтобы не споткнулся и не упал. То есть, смотреть за
всем, что необходимо в данный момент патриарху. Пока двое старших
иподиаконов смотрят за патриархом, вторая пара организует чтобы
все предметы (орлецы, дикирии, трикирии) вовремя подготовили, ковер
постелили, если надо и т.п. Там же, одновременно, не меньше, чем
человек десять служат, могут что-то перепутать. Иногда наши пары
менялись, мы там все организовывали, а Филарет и Андрей помогали
патриарху.
- А охрана была у патриарха?
- Ничего не было. Ни охраны, ни милиции.
- А как вас воспринимали священники?
- Очень благосклонно. Я такой человек - сам себе не нравлюсь. Я
никогда не вникал ни в какие дела, старался помалкивать, порой даже
это Патриарху не нравилось. «Что-то Аристарх молчит все время».
Хе-хе.
Я был деревенский парень и в церковном плане малоразвитый человек.
Только школа иподиаконства меня разбудила и заставила на все смотреть
другими глазами. Вникнуть, посмотреть, как люди живут. Это была
духовная наука. Церковная наука. И потом эта наука еще усилилась
и развилась, когда я стал ризничим.
Если говорить откровенно, для монаха трудновато это: оставляешь
монастырь, едешь в электричке, тут по Москве надо ездить, вокруг
чужие, светские люди. Казалось, нет бы, сидеть себе в монастыре,
в келье, делать, что тебе скажут: или петь, или читать, - а тут
- все поездки, да поездки. Порой душа скорбела: братия в монастыре
сидит, а ты снова - суббота - и поехал. Патриарх Пимен служил часто,
и нам постоянно приходилось трассировать по этим электричкам туда-сюда.
- В электричке вы ездили тогда в подряснике?
- Обычно одеваешь плащ, подрясник поднимаешь под плащ, пояском подпоясываешься,
только вышел - поясок снял, хоп, все в порядке - снова в подряснике.
Летом жарковато было, ездили без него, в легкой одежде. Но, в основном,
конечно, в подряснике.
- Каким был патриарх
Пимен в начале своего служения?
- Это был очень энергичный, сугубо церковный человек, и, я бы сказал,
была в нем военная жилка: строго, четко, быстро, не тянуться. Отработано
у него было. Очень любил и знал монашество. Он ведь в молодые годы
принял постриг в Параклитии, в скиту за Загорском. Потом был настоятелем
в Лавре.
- Патриарх вас как-то учил? Не так повернулись, не то подали...
- Он мог порой повысить голос. Мне кажется, больше всех доставалось
отцу Антонию (Кузнецову, келейнику Патриарха, ныне настоятелю Свято-Никольского
монастыря в Гомеле). Нас он не трогал, а его поругивал немножко.
Но, знаете, строгость его к Антонию настолько нас натренировала,
что мы службу отладили так, что, как говорится, комар носа не подточит.
Филарет (Карагодин) и Андрей Поликопа были до приезда в Москву иподиаконами
митрополита Одесского Сергия (Петрова, +1990). Филарет (Карагодин)
прекрасно знал архиерейские службы и он нас всех хорошо подтянул
в этом отношении.
- Вы чувствовали себя «патриаршим оком», когда приезжали в храм?
- Никогда мы не вникали ни в чьи там дела. Иногда могли попросить
что-то необходимое - дорожку постелить.
Патриаршие службы всегда пользовались большим авторитетом, с радостью
встречали, очень много народу всегда было, давка всегда, теснота.
Когда он помазывал народ, мы стояли по бокам и с трудом удерживали
людей, чтобы его не спихнули.
- Тяжелые службы
были?
- Тяжелые службы, в основном, когда приезжали иностранные гости.
Это очень большое моральное напряжение. Встретить вовремя, облачить,
чтоб все было подано, ничего не забыть. Правда, облачали мы их,
в основном, по нашему стилю, так же, как своих архиереев.
Так я прослужил в иподиаконах до 5 сентября 1977 года, когда меня
патриарх хиротонисал в иеромонахи и отпустил на послушание в Лавру.
Я стоял у мощей, ходил на исповедь, жил некоторое время в покоях
патриарших, еще в старой своей келье. А потом, в 1978 году, наместник
архимандрит Иероним (Зиновьев, +1982) сделал меня ризничим.
Причем, я стал ризничим, не будучи даже игуменом. В 1978 году мы
праздновали 60 лет восстановления Патриаршества. И по случаю этого
юбилея, поскольку мы так много лет были иподиаконами у патриарха
Пимена, он одел на нас с Антонием (Кузнецовым) кресты с украшениями
(которые положены игуменам перед тем, как сделать их архимандритами).
А мы - иеромонахи. И мы с этими крестами так и ходили.
Потом, незадолго до 30 сентября - праздника мучениц Веры, Надежды,
Любови, матери их Софии - архимандрит Иероним привозит от патриарха
рапорт, что я назначаюсь ризничим в Лавре. И вскоре, 8 октября -
праздник Преподобного Сергия. Понятно, что в Лавру приезжает масса
гостей. Приезжает и патриарх, который совершенно неожиданно объявляет:
«Завтра я Аристарха буду возводить в архимандриты.» Так меня сразу
из иеромонаха сделали архимандритом.
- Вы были ризничим 12 лет?
- Да, 12 лет я был носильщиком. Носил узлы с облачением, взвалил
на плечи в узле килограммов 50-60 - и потащил: туда, сюда, ха.
- Некому было приказать?
- Кому ж прикажешь: монах - должен сам. По-необходимости могли два-три
человека послушников дать, чтобы помочь что-то перенести, что-то
постирать, помыть, почистить. Но, в основном приходилось самому.
- А помощник был у вас был?
- Сначала у меня был в помощниках иеромонах Варсонофий (Судаков),
теперь он епископ Чебоксарский и Чувашский, затем был помощником
иеромонах Викентий (Морарь), теперь он епископ Абаканский и Кызылский
(ныне Екатеринбургский и Верхотурский – Н.М.). Второй, хороший такой
парень, жалко, его так подсидели в Молдавии.
- А вы кому подчинялись?
- Наместнику и благочинному.
В чем заключалась ваша работа как ризничего?
- Во-первых, вы должны ежедневно приготовить облачение для служащей
братии: священнику, диакону, иеромонаху и архимандриту. Думать о
том, чтобы оно было, это облачение. Думать о том, чтобы его где-то
подреставрировать. Думать о том, чтобы были чистенькие чаши вызолоченные,
чтобы они не были ржавыми. Чтобы у вас было хорошее, чистенькое
Евангелие положить на престол. Чтобы у вас были ковры чистыми, чтобы
эти ковры не съела моль. Чтобы у вас было чисто в алтаре, в ризнице,
полотенца чистенькие готовы к архиерейским службам. Чтобы у вас
были трикирии, дикирии, орлецы. Это очень хлопотное послушание.
Бегать и бегать, следить, и чтобы было в порядке. Зашел и увидел:
ага, вчера было так, а сегодня что-то уже не на месте, передвинулось.
Лампочка не горит на стене храма, надо, чтоб загорелась. Ставь лестницу,
лезь туда. Окно там не закрыто, стекло разбилось в окне, застеклить
его надо.
- Облачений тогда хватало или это был дефицит?
- Тогда это было, даже было проще, чем сегодня. Можно было купить
любые ткани (может, не очень дорогие, изысканные, но простое облачение
можно было шить в любой момент), были доступные цены, были какие-то
деньги. Были там свои проблемы, но, тем не менее, в Лавре в колокольне
была пошивочная мастерская. И там несколько девчат для ризницы шили
все, что надо. На сторону не заказывали.
- Драгоценные сосуды
- это тоже в вашем распоряжении?
- Драгоценных, как таковых, не было. Были простые сосуды, то, что
делало Софрино. Но было в достатке.
- Вас, как и о.Антония
(Кузнецова), о.Матвея (Мормыля), о.Кирилла (Павлова) называют в
числе духовных авторитетов Лавры…>
- Ну-у, это слишком. Я по-должности входил в Духовный Собор в Лавре,
как и все вышеперечисленные.
- Насколько, Вы считаете, студенты Академии нуждаются в духовном
руководстве Лавры?
- Я считаю, что любой человек нуждается в духовном руководстве,
если не руководстве, то совете. Это необходимо каждому: и монаху,
и не монаху.
- Обсуждались, пусть в узком кругу, проблемы монархии?
- Таких разговоров я не помню между нашими студентами, да и монахами.
Может, мы не доросли еще до такого уровня. Думали о том, чтобы помолиться,
послушание свое выполнить. Нагрузка очень большая все-таки у нас:
службы, службы и службы.
- Были в Лавре, кто тяготел к политике?
- Я бы не сказал, что эти вопросы ставились так конкретно. Самый
наш больной политический вопрос, если можно так назвать, - вопрос
прописки. Многие шли в Академию только ради того, чтобы временная
академическая прописка нас удерживала в монастыре. Поэтому учились
по много лет, чтобы как-то больше прожить в монастыре.
- Из братии Псково-Печерского
монастыря Вы с кем-нибудь поддерживаете отношения?>
- Ездили наши монахи и туда, и по другим монастырям. Но я говорю,
что я такой... сам себя не понимаю. Я все старался держаться своего
монастыря, только съезжу к своему старшему брату - и снова к себе
в келью. И до сих пор не люблю ненужных общений.
- А с Питером были
какие-то отношения?>
- Духовная школа наша посылала своих представителей туда на праздники,
и студенты общались, но почему-то, негативное отношение было к питерским
воспитанникам. Считалось, что если ты учишься в Питере - ты ищешь
себе архиерейской карьеры.
- Московские духовные
школы относились к питерским как еретикам?>
- Нет, нет. К учившимся в ЛДАиС относились скептически, но никогда
«еретиками» их не считали. Хотя считали, что питерская Академия
подвержена влиянию экуменистов.
- Осуждали?
- Немножко. С неполным таким пониманием относились.
- В чем была опасность экуменизма?
- Опасались расцерковления, какого-то светского уклона, может быть,
даже какого-то отступления от православия, ослабления его позиций.
- Какое у вас отношение
к самому сейчас востребуемому в Лавре человеку - архимандриту Науму?
- У меня к нему отношение посредственное. Я не очень был с ним близок.
Хотя я с ним постоянно общался и даже советовался. Особой симпатии
я лично к нему не имел.
Если не переходить на личности, то я считаю, что нельзя все духовничество
сводить к мнению одного лица. Советоваться надо братии и по этому
поводу тоже. Почему бы не сделать так: братия в Лавре - 56 человек,
есть грамотные иеромонахи, окончили Академию. Давайте кому-нибудь
поручим написать доклад об исповеди или о таинстве покаяния. Пусть
он после обеда на 15 минут выступит и его нам прочтет. Хотя мы можем
по этому поводу немного поспорить, но это будет какая-то жизнь,
какой-то рост. Пусть наместник наставление братии скажет по этому
поводу, это необходимо.
- Вас кто-то учил жизни в монастыре?
- Меня учила сама жизнь, а начатки я получил у своего старшего брата
Венедикта. Он мне всегда говорил: «Смотри, так может быть, и так
может быть». Очень четко ставил вопрос. Сам он прошел суровую школу.
Потом это скитание по приходам, друзья и недруги, все это сложилось
в какой-то жизненный опыт. На основе его добрых подсказок, на основе
своей такой ненужной, плохой монашеской жизни и каких-то наблюдений,
переживаний приходишь к каким-то выводам.
- А он был такой «тертый» монах?
- Партизан - можете себе представить. Всю войну под кустами. У него
были какие-то государственные награды. Они окончили войну эту в
Молдавии, из Молдавии приходили награды, мы их...
- ...Складывали в коробочку?
- Не нужны эти награды, нас Господь наградит.
- То есть, Вы монах Почаевской школы?
- Нет, я бы не отнес себя к почаевским. Я сравниваю общее настроение
Почаевской Лавры и нашей - есть какая-то разница. Почаевские монахи
чаще видят недостатки своих братьев, как-то болезненно на это реагируют.
А в Загорске - там помягше. Почаевские могут покритиковать наместника
- и за дело, и без дела. Богослужение у них немножко построже, потруднее.
В Загорске чуть помягче устав, не так требовательны. Поэтому мне
почаевский стиль не подходит. Ты монах, должен в себя смотреть.
- Влияло ли монашество ТСЛ на действия настоятеля? Решения настоятеля,
которые братия считала неправильными выполнялось?
- Выполнялось. Слово наместника было законом. В Почаеве могло
быть немножко по-другому. Там братия могла упереться. А в Загорске
- нет. Назначили этого наместника - все. Но, замечу, у наместника
чуть-чуть светская, административная жизнь. А монашеская - как шла
по уставу, так она и идет, ведь братия живет, а наместник пришел
и ушел.
- Его воспринимают как инородное тело?
- В каком-то смысле.
- То есть: «Мы выполним его приказание, мы выполним его желание,
но, что у нас на душе, мы не скажем»?
- Можно так сказать.
- Кто являлся хранителями монашеских традиций? Та группа, которая
входила в Духовный Совет, старики?
- В основном, старшая братия.
- А в ваши времена кто такими авторитетами были?
- Вы их называли: отец Кирилл, и Наум, и Матфей, Пимен такой был,
и сейчас есть, потом покойник Нил, архимандрит Николай, покойник,
архимандрит Сергий, Лаврентий. Это очень авторитетные люди.
- Исповедь и реальное духовное руководство, получается, были не
назначенными духовниками, а этими старцами, к которым ходили с какими-то
сомнениями жизненными?
- Да. Каждый выбирает себе того духовника, к которому расположена
душа. Хотя можно спросить совета и у того, и у того. У меня был
такой случай в жизни. На исповедь пришла девушка, плачет: «Я такая
грубиянка, на работе могу нагрубить, раскаиваюсь, не знаю, чего
делать.» Я ей что-то посоветовал. Потом думаю: дай-ка старших спрошу,
что они мне скажут. Пошел к покойному архиепископу Сергию (Голубцову,
+1982), который жил на покое в Лавре. «Владыка, такое дело, пришла
девушка». - «Надо дать ей епитимью». - «Хорошо, спасибо». Пошел
к Науму (Байбородину): «Отец, вот такое дело». - «Знаешь, надо подумать,
посмотреть, а кто у нее родители, а где она воспиталась, как она
росла. Может быть, то, может, то...» - «Хорошо, спасибо». Пошел
к отцу Кириллу (Павлову): «Отец Кирилл, вот такое дело, девочка
пришла...» - «Ты ей скажи, чтобы она читала «Псалтырь». Все. Коротко
и ясно. Так что, видишь, советуешься, слушаешь, сам учишься на их
опыте.
- Вы сами остаетесь сторонником наказаний или увещевания?
- Я - человек грубоватый, неотесанный, духовно мало образованный,
но, тем не менее, наказание - это уже как крайность. Все-таки надо
стараться миром решить любой вопрос. Сначала подсказать, попросить.
Я наказания малополезными. Наказать человека можно, но мягко и только
с тем, чтобы потом снова постараться поставить его на ноги.
- Если кто-то сильно пьет?
- Этот человек сам себя наказывает. У нас сейчас есть один священник
с такой слабостью. Он уже и у нас служил и в других епархиях - но
везде одно и то же. То есть, он сам себя наказывал и наказывает.
Ему бы дали какой-то приход, но не может удержаться. И пусть он
сам себя судит. Не можешь служить - прости, снимай с себя крест,
ты видишь, как ты себя ведешь. Так что, тут наказание без наказания
получается. То есть, наши дела, нас и наказывают.
- А если воруют, допустим?
- Это, конечно, похуже. Только нужны точные доказательства. Я говорю:
или не делай этого, или прости, но тебе надо дать такой бедный приход,
чтобы воровать нечего было. Будешь там один служить, будешь сам
у себя воровать, если что найдешь.
- Как Вы стали епископом?
- Был такой наместник у нас в Лавре, покойный архимандрит Августин
(Судоплатов), которого потом разбил паралич. Он мне очень твердо
предсказывал, что я никогда епископом не буду. Я как-то еще иеродиаконом
зашел к нему с личной просьбой. Он мне: «Ты никогда не будешь епископом».
Я... иеродиакон в присутствии архимандрита, зачем мне твой епископ,
мне в голову такое не приходило. Было очень серьезное, хорошее такое
предсказание, а вот оказывается, что Бог над нами есть. Если Господь
определил тебе крест, то никуда от него не уйдешь.
- А он не сказал, почему никогда не будете епископом?
- Он не сказал, ха-ха, но я знаю. Могу сказать без записи. (Епископ
Аристарх считает, что его кандидатура ни за что бы не прошла проверку
КГБ – Н.М.)
Продолжаю я быть ризничим и как-то из Москвы, от митрополита Филарета,
он был тогда начальником ОВЦС, последовал звонок: «Я думаю о том,
чтобы тебя взять в Полоцк епископом». Я посмеялся про себя, знал,
что я никогда епископом не буду в силу определенных причин. «Владыка,
я посоветуюсь в духовником». - «Кто у тебя духовник?» - «Отец Кирилл».
И положил трубку - не воспринял это всерьез. Не думал, что все эти
перемены в стране меня касаются. И вдруг - вызов на Синод. Меня
аж всего затрясло. Думаю, неужели это правда?
- Но хотелось?
- Ни в коем случае! Я даже не помышлял об этом. Меня трясло от того,
что я боялся, что в самом деле может такое случиться. Пришлось ехать
на Синод. Правда, слава Богу, до Синода дело не дошло. Меня отставили
в сторону, где-то патриарху Пимену сказали, что не надо меня пропускать.
Посидел я в приемной, старой своей дежурке. Выходит управделами
МП митрополит Владимир (Сабодан): «Езжай домой, о тебе разговора
не будет». Я как подпрыгнул с этого дивана и бегом оттуда. Митрополита
Филарета это, говорят, очень опечалило: «Ну вот, он так... А я думал,
он...» Кто-то против него там подработал. Хотя у нас никаких доверительных
отношений не было – наоборот, все очень официально. Но Владыка митрополит:
«Имей в виду - я тебя не оставлю». Он хотел где-то найти именно
белоруса, а меня знал как ректор Академии, потом видел и иподиаконом,
и в патриарших покоях.
Это было весной 1990 года, потом патриарх скончался и избрали нового
– Алексия II, тут немедленно меня и пропустили. Меня даже на Синод
не приглашали, потому что вопрос был ясен.
Митрополит меня нашел, мы поговорили, по календарю посмотрели, когда
можем устроить хиротонию - 29 июля. Поехали в Минск, и пошло.
- Давно ли Вы знаете патриарха Алексия II?
- Митрополит Алексий мне запомнился с тех пор, когда я поступал
в первый класс Одесской семинарии. Я называл имя Николая Чогока,
такой красивый, рыжеватый, рослый мужчина - что-то там не написал,
не проходит по конкурсу, и его не принимают. Митрополит Алексий
посмотрел на него, «Возьмем, -говорит,- его, из него будет хороший
священник». И в самом деле, вы знаете, такой малограмотный хлопец,
но потом как взялся за себя, как начал зубрить, готовиться, - прекрасным
стал священником, во всех вопросах пример. Потом уже достаточно
часто с ним сталкивался, когда был иподиаконом и жил в Лавре.
- В каком состоянии была епархия, когда вы сюда приехали?
- Епархии, как таковой, не было. Было два благочиния: Гомельское
и Мозырское, и сейчас каждое благочиние стало епархией. Мне кажется,
монашествующих из монастырей брать в архиереи несколько непрактично,
потому что мы, монахи, не знаем приходской жизни, сетей всех этих.
Нам очень сложно вникать к эти вопросы. Мы сидели там в келье, читали
Псалтирь, ходили на службу и все.Поэтому монахи, они как-то построже
к службам, а это не всегда нравится священникам.
- Вас обманывают?
- Бог его знает, может, такое и случается. Во все мелочи
не вникнешь. Тут совесть человеческая должна быть.
№
8; 17 - 24 октября 2000 г.
Записал
Николай МИТРОХИН
|