ОЛИВЬЕ КЛЕМАН
Его книга о христианстве святых отцов (своеобразная хрестоматия с комментариями):
Истоки, 1986.
Клеман, 2000. - Клеман О. Тэзе: земля доверия и надежды. Тэзе, 2000. С. 109.
18 июня 1998. Трудности
и недомогания Русской Церкви.
3 августа 2000 г. Христианство
и секуляризация.
Халкидонское недоразумение.
Ай! Патриархии нанес удар в спину (ведь мы же спиной к Европе?) православный француз Оливье Клеман, которым мы так
гордились. Вступился за католиков: мол, разговоры об их прозелитизме в России - лишь "дымовая завеса"
политики изоляционизма. Клеман, правда, надеется, что многое изменится с приходом нового поколения интеллектуалов
и архиереев. Не знаю, во всяком случае, новое поколение архиереев куда более изоляционистское, чем предыдущее
(интервью он давал 16 июля 2002 г., "Зенит").
Клеман О. Интервью. - Континент. № 41 (1984, №3). Род. 1921. (но в справе Гуревича - 1924). Полностью безрелигиозное детство. "Католичество
было только силой угнетающей, связанной с инквизией, религиозными войнами" (427). С Юга Франции. Увлечение йогой.
Знакомство с Вл. Лосским. "Владимир Лосский спорил с будущим кардиналом Даниэлу,
но они принадлежали к одному кругу. Я думаю, что эту вещь мы сегодня слегка забыли в нашем православном интегризме"
(433).
С. 437. Критикует немецкий пацифизм как потребительство
(уважение к удовольствию другого), гедонизм, преклонение перед выживанием. "Жизнь,
лишенная своей тайны, своего источника и духовного смысла. С одной стороны, они
оправдывают аборты, с другой - эвтаназию". Вид милленаризма.
Он же. Почему я православный христианин. - Континент. - №72. - 1992, №2.
Католичество ассоциировалось с гонениями на гугенотов, Фома Аквинат "скучное
чтение" (278). "Что касается протестантизма, то у меня было ощущение, что Бог
в нем -- враг жизни и что через это учение нет возможности постичь и отобразить
всю красоту мира" (278). Понравились кнн. Вл.Лосского. "Поскольку у меня не было
выраженной привязанности к какой-либо западной конфессии, я решил: я - православный".
279: "Нельзя изолироваться, превращаться в гетто. Нужно, чтобы из Православия
исходила потрясающая мощь, мощь свободы и света. К сожалению, чаще все глохнет
в обрядности, обрядоверии".
281 "Святость - это способность любить, истинно любить.
Слов "любить", во всяком случае по-французски, имеет очень изменчивые очертания,
ему можно придать совершенно разные смыслы. Есть такие виды любви, которые очень
примитивны, "прожорливы" - когда что-то хищно поедают ... святой - это личность,
которая всегда неожиданна, непредсказуема. ... Грех очень однообразен, он всегда
повторяется, он монотонен".
|