НИКОЛАЙ ГУРЬЯНОВ
См. 20 век.
Остров божественной любви. Протоиерей Николай Гурьянов. СПб.: Ладан, Троицкая школа, 2008. 447 с.
Вл. Руппель критикует "Радонеж" в целом, а особенно Дворкина и Дунаева за непочтительное отношение
к о. Николаю Гурьянову, Грозному и Распутину, оправдывается от обвинений в сектантстве и стремлении канонизировать
Гурьянова: "Где эти горластые смутьяны, смущающие народ Божий громогласными требованиями о непременной,
немедленной канонизации святого старца?" (Русь Православная, спецвыпуск, 2005 г., с. 47). При этом
Руппель многократно именует Гурьянова святым, сообщает о мироточении икон с его изображениями.
Культ Гурьянова распространён в тысячи раз больше культа о. А.Меня (который в целом не может быть даже назван
"культом" - речь идет о почитании, не идущем далее традиционных для интеллигенции секулярных форм
- конференций, книг, статей). Еп. Псковский Евсевий пытался хотя бы призвать не причислять Гурьянова к лику
святых самовольно, на что получил гневную отповедь Душенова - мол, это папизм, в Церкви правит "лишь
соборное мнение Церкви" (тот же номер "ПМ", с. 48). Руппель подчёркивает, что Гурьянов был
тайный архиереем (на основании фотографии, где тот снят рядом с иподиаконами). Это должно придать особый авторитет
почитанию Грозного и Распутина Гурьяновым - хотя, если строго придерживаться "антипапистской" линии
Душенова, то мнение Гурьянова одинаково важно (или одинаково неважно), был ли он епископом или нет.
Владимир Емельяненко (Известия, 21.2.2001): очерк о старце Николае Алексеевиче Гурьянове, живет
на о. Залита на Псковском оз. Род. 1909 в купеческой семье с. Чудские Заходы, Гдовский у. В 1926 г. закончил
Гатчинский педтехникум, в 1929 Ленинградский пединститут, в 1929-31 гг. преподавал математику, служил псаломщиком.
В 1929 тайно рукоположен, арестован в 1931, сослан в Сыктывкар, освобожден в 1942, служил в Прибалтике. В
1958 переведен настоятелем Никольской церкви на о. Залит. Массовый поток ищущих предсказаний: "По фотографиям
он отыскивал без вести пропавших людей, вызволял из бандитского плена заложников". Особенно прославился,
когда уцелевший после аварии моряк приехал сюда и узнал в нем старца, который явился ему в момент аварии.
Впрочем, моряк приехал сюда "спустя годы" -- и сперва приехал к уже почитаемому человеку, а потом
"узнал". Сейчас к нему пускают лишь много жертвующую "элиту": автор называет имена эстрадных
певцов Анд. Макаревича и Валентины Толкуновой. С середины 1999 г. старец не принимает никого, что возмущает
паломников (почему журналист и приехал). Написали жалобу в администрацию президента.
В Лигу сексуальных реформ, замечу от себя, пока
еще не жаловались -- странно. Человеку девяносто лет, а думают
об одном: как бы кто без очереди за чудом не пролез ("номенклатурное
паломничество вне очереди с атрибутами искусственно создаваемого
дефицита для масс" -- без единого доказательства). Ресентимент
а ля рюс ортодокс.
Яков Кротов, 2.2001
|