АНДРЕЙ ХВЫЛЯ-ОЛИНТЕР
Шевченко Д. Наша служба.2010. Репортаж о православизации на Белгородчине, в т.ч. о Х.
http://blagovest.bel.ru/personals/hvl.htm (2002 г., вестник Белгородской епархии)
Путь к вере
Христианство, религия радости
Все так запутано в этой биографии!
Полковник милиции, в 47 лет принявший Крещение, а в 58 ставший диаконом
Православной Церкви...
Криминалист, пишущий книги по сектоведению и награжденный из рук Патриарха
орденом преподобного Сергия Радонежского.
Дворянин — ибо с этим орденом традиционно жаловалось дворянство! —
потомок украинских крестьян Олентырей.
Правнук священника, носящий фамилию, которая увековечила партийную
кличку деда-революционера «Хвыля», что по-украински значит «волна»...
Внук «врага народа», расстрелянного в 1938 году по приказу Берии и
посмертно реабилитированного...
Все так запутано — и так логично. События жизни
проректора Белгородской духовной семинарии и сотрудника Миссионерского отдела
Московского Патриархата Андрея Игоревича Олинтера как бы «вырастают» одно из другого.
Вот сегодня отец Андрей, вчерашний москвич, преподает
в семинарии и радуется тому, что есть еще «благодатные мальчишки, которые ищут
Истину» — так, как искал ее когда-то сам Хвыля-Олинтер. Несмотря на наличие прадеда
— настоятеля православной церкви, в семье Олинтеров верующих не было — на время
взяла верх линия деда-большевика... Но видно, в своих вечных селениях прадед усердно
молился, — и с самого детства Андрей был устремлен к Истине.
— Начитавшись Николая Кузанского и Лейбница, лет
в 15 я начал строить свою систему мироздания, — вспоминает отец Андрей. — Человечество
в ней было как бы супермозгом, а отдельный человек — нейроном. Гипотеза постоянно
мною развивалась, и у меня, представьте себе, даже ученики появились. Еще немного
— и готова новая секта! Я «построил» в своем воображении идеальную цивилизацию
будущего. Помню, был удивлен, когда немного позже нашел очень похожую... в Евангелии.
Попытки «смоделировать мир» могли, наверное, свести
с ума, не встреться на его жизненном пути очень мудрые и ныне известные в церковной
жизни России люди: священники Анатолий Гармаев и Дмитрий Смирнов, богослов отец
Валентин Асмус. Психолог Гармаев в ту пору еще читал лекции в московских Домах
культуры. Ознакомившись с философской концепцией, представленной Олинтером, Гармаев
направил его к одному из крупнейших философов современности Генриху Батищеву.
А тот, вместо того, чтобы восхищенно похлопать по плечу: дескать, молодец, дерзай
в таком духе и дальше! — вдруг огорошил неожиданным:
— Вам надо срочно креститься!
...Православный обряд Крещения Хвыля-Олинтер впервые
увидел в московской церкви, где настоятелем был священник Димитрий Смирнов: какая-то
незнакомая бабушка привела креститься двух внуков. И во время совершения Таинства
Андрея Игоревича вдруг охватил поток такого безмерно любящего тепла, света! Чувство
было почему-то уже ему знакомо: иногда в своих напряженных размышлениях о мироздании
он ощущал, словно рядом стоит Кто-то очень любящий и смотрит ласково и прощающе,
как отец — на дитя, серьезно расставляющее свои пластмассовые игрушки.
...До позднего вечера в тот день Андрей Игоревич
ходил и ходил по Москве, пытаясь понять, что происходит в душе: там стоял радостный
звон.
Первыми прочитанными им духовными книгами стали
поучения аввы Дорофея и «Откровенные рассказы странника...» И так они легли на
сердце, что в конце концов решение было принято. Крестил Хвылю-Олинтера отец Валентин
Асмус.
По первому своему светскому образованию Хвыля-Олинтер
— кибернетик, закончил факультет вычислительной техники и автоматики Московского
энергетического института (а куда еще могло привести юношу увлечение фантастикой
Лема, «искусственным интеллектом»?)... После окончания вуза некоторое время работал
в закрытом институте. Потом его пригласили работать в МВД, где со временем Андрей
Игоревич дослужился до звания полковника и должности заместителя начальника Центра
криминальной информации. Кстати, в Белгородском УВД действует разработанная им
в свое время система поиска идентификации отпечатков пальцев.
— Как криминалист я вынужден был изучать массу
уголовных дел, участвовать в «живых» экспертизах на месте преступления, — вспоминает
отец Андрей. — Большая часть преступлений совершается в страстях, человек едва
отдает себе отчет, что творит. Копаться в этом — очень тяжелая, неприятная обязанность.
Вот сейчас, придя в Церковь, я понимаю, что только священник в пространстве исповеди
ежедневно проходит подобное испытание. Когда видишь много этой грязи, есть опасность
потерять ощущение человека как образа Божия... Я своих семинаристов спрашиваю:
«Могли бы вы искренне, с любовью обнять человека, зная, что он сатанист?» Умение
сохранить любовь к человеку, несмотря ни на что, очень важно для православного
сознания. Наша Церковь — целительница душ, в отличие, например, от католической,
где все построено на правовых отношениях. Криминалисты и священники своего рода
ассенизаторы: если есть «нечистоты», кто-то ведь должен избавлять от них общество?!
По долгу службы Хвыле-Олинтеру приходилось заниматься
обработкой данных об оружии, которым совершались чудовищные преступления, анализом
неизвестных трупов на соответствие приметам пропавших без вести. Той своей работы
отец Андрей никогда не стыдился: она была очень полезна людям.
...Когда в поведении и внешности полковника Олинтера
неизбежно стали появляться изменения, вызванные его приходом к вере, некоторые
коллеги откровенно издевались: что это еще за борода у офицера милиции? что это
за паломничества по святым местам? Ведь он так и подал рапорт министру: «прошу
отпустить для поездки в Иерусалим...»
А начавшийся по поводу его антисектантских статей
в журналах бесконечный процесс с «Обществом сознания Кришны»? «Или вы заканчиваете
судиться, или мы вас увольняем!» ...Вообще-то, у начальства Андрея Игоревича было
завидное терпение. Министру внутренних дел клали на стол письма от лидеров московских
кришнаитов: «Полковник Хвыля-Олинтер со своим воспаленным воображением...» и т.п.
Наверняка, руководству докладывали о том, что идущего воскресным днем в храм (!)
офицера милиции встречают пикеты протестующих сектантов с плакатами в руках.
— Самым щекотливым моментом было то, что на судебном
процессе я неизбежно представал как государственный чиновник. А МВД по закону
должно хранить нейтралитет по отношению к религиям. Но в руководстве министерства
было много здравомыслящих людей, — признает отец Андрей. — Я должен был просто
не зарываться, мягко вести государственную линию.
Тот процесс Хвыля-Олинтер практически выиграл:
по одному пункту кришнаиты обвинение сняли, а по второму была заключена мировая.
Полковнику удалось убедить высшее руководство Министерства, что секта является
очень опасным для общества, деструктивным объединением. Информация о судебном
процессе попала в СМИ, справки о нем запросили Санкт-Петербургский комитет по
спасению молодежи, Центр духовной реабилитации под руководством священника Олега
Стеняева. «Деструктивные культы, — говорит отец Андрей, — зачастую еще более преступны,
чем уголовный мир. У них мотивация сильнее: чего не сделаешь ради себя, легко
сделать «ради Высшего Блага»...
Многие сегодня знают справочник «Новые религиозные
объединения в России деструктивного и оккультного характера», выпущенный по благословению
председателя Миссионерского отдела Московской Патриархии архиепископа Белгородского
и Старооскольского Иоанна. В его создании активное участие принимал А. Хвыля-Олинтер.
Недавно вышла книга «Люди погибели» о сатанизме в России. Один из ее авторов —
опять же Хвыля-Олинтер... Он является и одним из участников разработки Закона
«О свободе совести».
Долгое время А. Хвыля-Олинтер совмещал свою антисектантскую
деятельность со службой в милиции, заочно окончил четыре курса пастырско-богословского
факультета Свято-Тихоновского института. А потом решил: «Хватит сидеть на двух
стульях. Православие требует всего человека». И ушел с прекрасно оплачиваемой,
престижной работы, став штатным сотрудником Миссионерского отдела. В мире идет
реальная война против Православия, и в этой войне дорог каждый «штык», а тем более
— перо богослова-сектоведа!
— Все крупные войны последних столетий имеют одну
цель — уничтожение Православия, — считает Хвыля-Олинтер. — Вспомним недавние события
— судьбу Косова, например. Чего стоит такой факт: Косово бомбили именно в Православную
Пасху, и на бортах бомбардировщиков было выведено: «Поздравляем с Пасхой»! А сколько
храмов, православных святынь разрушено... Все правовые системы современности произошли
из какой-то определенной религии. Не исключение и международное право, рожденное
религиозными структурами, враждебными Православию. Многие секты, представляющие
угрозу для общества, должны бы быть в России запрещены. Но этого не происходит,
потому что некие структуры в США зорко отслеживают соблюдение в нашей стране «свободы
совести и прав человека», и чуть что, грозятся перекрыть кредитные каналы МВФ...
Православную Церковь сегодня нередко обвиняют
в недостаточно активном миссионерстве. Но оголтелое миссионерство, говорит Хвыля-Олинтер,
характерно именно для сектантов. А в Православии одна Литургия для реального обращения
человека значит больше, чем тысяча листовок — ведь в ней действует, взывает к
душе грешника Сам Бог! Поэтому Православие ориентировано не на борьбу, а на созидание:
«Стяжи дух мирен, и вокруг тебя спасутся тысячи», — сама жизнь истинного христианина
проповедует о Христе, считал Серафим Саровский. Свою собственную Андрей Игоревич
передал в Руки Божии — иначе не произошло бы то, что произошло...
Предложение архиепископа Иоанна — почитать белгородским
семинаристам курс по сектоведению — вначале казалось обычной командировкой. Слова
владыки: «Я принял решение и через три дня рукополагаю вас во диаконы», — сколь
они ни были неожиданны, для верующего человека не подлежали обсуждению. Архиерей
говорит, значит такова воля Божия! И разве сам он не мечтал стать служителем Церкви?
Было, было...
В Москве осталась семья и вся прежняя, привычная
жизнь. Он до сих пор не может опомниться. Рад ли, счастлив? Он говорит: «Я убеждаюсь
все больше и больше, что христианство — это религия радости. Атеисты, агностики
живут прошлым. Все их радости — позади. А христианин устремлен в будущее, Свет
Христов освещает ему все: и настоящее, и прошлое, и вечную жизнь впереди...»
Р. Покровская
|