ГЛЕБ КАЛЕДА
Его:
Книга о работе в Бутырках.
О нем:
Биографическая справка с сайта: http://www.people.nnov.ru/sva/frgleb.html
(22.10.2000). - тут текст его брошюры (Профессор, протоиерей ГЛЕБ КАЛЕДА.
Плащаница Господа нашего Иисуса Христа Издательство Зачатьевский монастырь.
Изд. 2-е. 1997), которая носит слишком популярный характер и неполна.
ОТЕЦ ГЛЕБ КАЛЕДА (*2. 12. 1921 - †1. 11. 1994)
[...] Обратимся к биографической справке, которую он составил буквально
за несколько дней до смерти. Она ценна для нас тем, что это - слова человека,
продумывающего весь ход своей жизни перед тем, как покинуть этот мир. По
мере необходимости мы будем дополнять данные о. Глеба другими свидетельствами
о его жизни.
* * *
Глеб Александрович Каледа родился в 1921 г. в Петрограде в православной
семье (с 1927 г. семейство живет в Москве). Он был старшим сыном. Его отец,
Александр Васильевич, крупный экономист, и мать, Александра Романовна,
принимали живое участие в жизни гонимой Церкви. Они не только хранили веру,
но и оказывали помощь тем, кого ссылали, лишали "прав" и тем самым - какой
бы то ни было возможности к существованию. С начала Великой Отечественной
войны Глеб Каледа был призван в армию, в декабре 1941 г. попал на фронт
и находился в действующей армии до сентября 1945 г. Он был радистом, гвардии
рядовым ракетных войск, участвовал в сражениях на Волховском и Воронежском
фронтах, в Сталинградской битве - с первого до последнего ее дня, а затем
- Курская дуга и штурм Кенигсберга. В 1945 г. поступил в Московский геолого-разведочный
институт и окончил его в 1951 г. с отличием; в 1954 г. защитил кандидатскую
диссертацию, в 1981 г. - докторскую. Список его научных публикаций включает
свыше 170 названий. Работал в научных и учебных институтах, много времени
провел в геологических экспедициях. В 1951 г. Г. А. Каледа женился на Лидии
Владимировне Амбарцумовой, дочери своего первого духовника, расстрелянного
в 1937 г. в Бутово. Из их шестерых детей четверо получили медицинское образование,
двое - геологическое. Сейчас среди них - настоятельница монастыря и супруга
священника, настоятель храма и диакон, геолог и врач. В 1972 г. Г.А.Каледа
был тайно рукоположен во иереи митрополитом Ярославским и Ростовским Иоанном
(Вендландом). Алтарь домашней церкви о. Глеба был освящен во имя Всех святых,
в земле Российской просиявших. В 1990 г. по благословлению Святейшего Патриарха
Алексия II стал священником Московской епархии. Служил в храме Илии Обыденного,
затем - во вновь открывшихся храмах Высоко-Петровского монастыря; был духовником
общины трапезного монастырского храма во имя преп. Сергия Радонежского.
Заведовал сектором в Отделе религиозного образования и катехизации; был
одним из основателей Катехизаторских курсов, преобразованных затем в Свято-Тихоновский
Православный богословский институт. Занимался лекционной деятельностью
в Москве и во многих городах России. Стал первым московским священником,
работавшим в тюрьмах, первым настоятелем храма при Бутырской тюрьме; крестил,
катехизировал, исповедовал (в том числе - и смертников), служил литургию,
просто беседовал... даже венчал, и сам помогал девушкам "с воли" обвенчаться
с заключенными.
* * *
Среди его богословских работ - статьи по апологетике, православному
воспитанию и образованию, печатавшиеся в "Журнале Московской Патриархии",
журналах "Альфа и Омега", "Православная беседа", "Путь Православия". О.
Глеб - автор книг, распространявшихся в свое время в "самиздате": "Библия
и наука о сотворении мира", "Домашняя церковь" (о христианской семье).
Некоторые из книг о.Глеба - "Останивитесь на путях ваших. Записки тюремного
священника", сборник проповедей "Полнота жизни во Христе", "Домашняя церковь"
вышли из печати в издательстве Зачатьевского монастыря, отдельные проповеди
подготовлены к печати и изданы общиной Высоко-Петровского монастыря. Другие
работы о. Глеба готовятся к печати. О. Глеб был невероятно разносторонней
и столь же невероятно целостной личностью. В его богатой событиями жизни
обращает на себя внимание последовательность, которая обычно встречается
разве что в житиях: набожный отрок-воин-ученый-странник-пастырь. Казалось,
что этот человек никогда не знал никаких внутренних противоречий, - все
у него было "на месте". И внешне о. Глеб до последних месяцев своей долгой
жизни привлекал внимание: стройный, очень подтянутый, с безупречной осанкой
(сказывалась "кавалерийская выучка" - тысячи километров экспедиций проделаны
в седле), как-то особенно ловко и споро двигающийся, очень живой и абсолютно
не суетливый. На его лице мы могли увидеть духовную радость, которая, к
сожалению, так редко встречается в нашей повседневной жизни. Служение,
поведение, весь образ батюшки были проникнуты благоговением, - этому важнейшему
понятию он уделял огромное внимание, справедливо указывая, что оно почти
бесследно исчезло из системы нравственных ориентиров. "Внедрению" благоговения
в души своих духовных детей о. Глеб посвящал проповеди, беседы, и не останавливался
перед тем, чтобы строго выговорить тем, кто в храме без нужды передвигался
с места на место, разговаривал или просто был в неподобающем настроении
- поверхностным, рассеянным, легкомысленным. Да и вне храма о. Глеб - при
всей его живости и приветливости - был образцом благоговения; как бы учил
своим примером чтить образ Творца, отразившийся в сотворенном Им мире.
Так, он мог сделать выговор любящему его (и любимому им самим) духовному
чаду за неподобающую "резвость" при испрашивании благословения, пусть даже
она диктовалась самыми лучшими чувствами: увидел любимого батюшку, подбежал,
улыбаясь... С особой серьезностью о. Глеб относился к духовному воспитанию
девушек - будущих матерей, создательниц и хранительниц христианского семейного
очага. Благословлял длительные помолвки, во время которых многократно беседовал
с будущими супругами. Во время венчания казалось, что все силы своей души
он стремится передать тем, кто стоит перед аналоем, и чувствовалось, что
его молитва, его благословение явственно обладают силой, претворяющей их
в действительность. Но прежде всего все, знавшие о. Глеба, ценили его даже
не как замечательного человека и пастыря, но как свидетеля и участника
жизни Церкви в те времена, когда многие и многие считали, что она умерла
и не воскреснет. Он был среди тех, кто верой и молитвой, действием и свидетельством
хранили Церковь - и сохранили ее по слову Божию: "врата ада не одолеют
ее" (Мф 16:18).
Другая биография с сайта: http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?4_2623,
22.10.2000.
Родился 2 декабря 1921 года в Петрограде. Отец его, Александр Васильевич,
был крупным экономистом, окончил Минскую духовную семинарию и Петроградский
политехнический институт. Мать происходила из дворянского рода Сульменевых.
Отец Глеб считал себя обязанным ей своим церковным воспитанием. По переезде
в Москву в 1927 году у семьи установились тесные духовные связи с бывшими
членами Христианского студенческого движения. В это время массовых гонений
на Церковь небольшая квартира семьи превращается во временное пристанище
для репрессированных священнослужителей и членов их семей, скрывающихся
от властей или едущих в ссылки из ссылок. Первый духовный отец Глеба Каледы
- иерей Владимир Амбарцумов, настоятель храмов Святого
князя Владимира в Старых Садах и Святого Николая у Соломенной Сторожки,
был расстрелян 5 ноября 1937 года. Отец Владимир оказал большое влияние
на формирование духовной личности Глеба Каледы, который уже подростком
включился в служение Церкви гонимой. Он разыскивал по Подмосковью скрывавшихся
православных клириков, доставлял материальную помощь семьям репрессированных
священников. В 1933 году умирает его мать, и дальнейшее духовное просвещение
будущего отца Глеба происходит в нелегальных христианских кружках, которыми
руководила А.В. Филинова, бывшая активистка Христианского
студенческого движения. В школе у него появляется интерес к естественным
наукам и он мечтает поступить в геологоразведочный институт. Однако окончание
школы совпало с началом Великой Отечественной войны. Глеба призвали армию.
С декабря 1941 года и до конца войны он находился в действующих частях
и в качестве радиста в дивизиона гвардейских минометов «катюш» участвовал
в битвах под Волховом, Сталинградом, Курском, в Белоруссии и под Кенигсбергом.
На передовой, в разведках, в самой тяжелой обстановке Господь хранил Своего
раба. Его товарищи считали, что он остался жив только чудом. С фронта он
вернулся с орденами и медалями, был награжден орденами Красного Знамени
и Отечественной Войны. Осенью 1945 года Глеб Каледа поступает в Московский
геологоразведочный институт. Вскоре знакомится с тайным священником отцом
Сергием Никитиным, будущим Владыкой Стефаном, епископом Калужским. После
открытия Троице-Сергиевой Лавры состоялось его знакомство с наместником
Лавры архимандритом Гурием (Егоровым), впоследствии митрополитом Симферопольским
и Крымским. Отец Гурий познакомил его с отцом Иоанном Вендландом,
будущим митрополитом Ярославским и Ростовским, который до церковного служения
был ученым-геологом. Духовное руководство Гурия и Иоанна в значительной
степени определило дальнейший жизненный путь отца Глеба. После окончания
института будущий отец Глеб получил благословение заниматься научной деятельностью,
хотя тогда уже у него возникло стремление целиком посвятить себя служению
Церкви. В своей научной деятельности он руководствовался заветом апостола
Павла: «И все, что вы делаете словом или делом, все делайте во имя Господа
Иисуса Христа, благодаря через Него Бога и Отца» (Кол. 3, 17). По Промыслу
Божию его научная деятельность оказалась связанной со Средней Азией, куда
он ежегодно ездил в экспедиции. Это позволило ему регулярно общаться с
Владыкой Гурием, который был тогда уже епископом Среднеазиатским и Ташкентским.
Успешно занимаясь научными исследованиями, Глеб Каледа защитил кандидатскую,
а затем докторскую диссертацию, став крупным специалистом в области литологии.
Он видел свой долг в защите православного вероучения от псевдонаучной критики.
Любимыми его святыми были Василий Великий - богослов и ученый, и защитник
Православия - Афанасий Александрийский. В период хрущевского гонения будущий
священник пишет работу «Библия и наука о сотворении мира», в которой показывает
отсутствие принципиальных противоречий между библейским и научным представлениями
о возникновении Вселенной. Отец Глеб всегда считал, что поверхностное научное
знание (полузнание) отдаляет людей от Бога, тогда как полное знание приближает
к Творцу. Следуя традициям Христианского студенческого движения, он организовал
нелегальный христианский кружок. В нем занимались дети его знакомых. Этот
кружок просуществовал до 90-х годов; подобные кружки стали прообразом воскресных
школ, возникших впоследствии при храмах. В 1972 году возвратившийся из-за
границы Владыка Иоанн (Вендланд) тайно рукополагает Глеба Каледу во диакона,
а затем во пресвитера. С этого времени отец Глеб регулярно совершает Евхаристию
в своей домовой церкви. Он ведет большую духовническую работу, и у него
появляется много духовных детей, которые находят опору в его любви и мудрости.
В этот период он пишет большую богословскую работу «Домашняя Церковь»,
в которой рассматривает семью как особое церковное служение. В конце 80-х
годов отец Глеб принимает активное участие в создании воскресной школы
при храме пророка Илии Обыденного, прихожанином которого он был с послевоенного
времени. Здесь же в 1990 году по благословению Святейшего Патриарха он
выходит на открытое служение. В дальнейшем его определяют в Отдел Московской
Патриархии по религиозному образованию и катехизации. При его активном
участии в Москве создаются Катехизаторские курсы, и он становится их первым
ректором. Под его руководством ведется большая учебно-методическая работа
по православному образованию и обличению появившихся сект и еретических
лжеучений. Христианское просветительство отец Глеб сочетал с пресвитерским
служением в храме Преподобного Сергия Радонежского в Высоко-Петровском
монастыре. Его трудами воссоздан храм Покрова Богородицы в Бутырской тюрьме,
он стал настоятелем этого храма и духовно окормлял заключенных. В своей
деятельной любви отец Глеб был неутомим и следовал словам святого Максима
Исповедника: «Христианство относится к миру не чувственно и не бесчувственно,
а сочувственно». Протоиерей Глеб Каледа скончался в Москве после тяжелой
болезни 1 ноября 1994 года. Чин отпевания отца Глеба в Сергиевском храме
Высоко-Петровского монастыря совершил архиепископ Солнечногорский Сергий
в сослужении сонма духовенства. Любимого пастыря провожала не только вся
церковная Москва, но и коллеги по научной работе и даже освободившиеся
заключенные. Труды Задачи, принципы и формы православного образования в
современных условиях ЖМП, 1994, № 7/8, с. 29-49. Литература Гоманьков В.И.
Протоиерей Глеб Каледа: [Некролог] ЖМП, 1995, № 5, с. 60-61.
|