ВЛАДИМИР РОМАНЮК
В 1995 г. поставил в еп. Мефодия
(Кудрякова).
Владимир Романюк (9.1.1925-14.7.1995), с 21.10.1993 г. Патриарх Украинской
Православной Церкви - Киевский Патриархат. Возведен Филаретом
Денисенко и Иоанном Боднарчуком. Но в английской
биографии указано, что возведен в патриархи Филаретом и Антонием Щарба из Нью-Йорка
(Archbishop Antony (Scharba) of New York and Washington and other hierarchs of
the UOC-KP, http://www.uoc-kp.org/html/patriarch_filaret.html)
В епископы поставлен Иоанном Боднарчуком (?).
http://www.uoc-kp.org/html/patriarch_volodymyr.html: Избран 69% делегатов (150
человек) (ранее - в сентябре - патриархом был избран Ярема, произошел раскол УАПЦ
и УАПЦ-КП - Ярема умер в 2000 г.). В 1992 г. поставлен в еп. Львова и Сокаля,
позднее митр. Черниговский и Сумский.
Василий Емельянович. Жена ум. 1985 из-за тяжелых условий пребывания с мужем
в Сев. Якутии.
В 1976 после освобождения перешел в УАПЦ, , в 1984 награжден был митрой еп.
Андреем, в конце 1980-х уехал в США. В 1990 вернулся на Украину, 28 апреля принимает
монашество, 29 апреля - епископ Ужгородский и Виноградский. В 1991 г. викарий
Белоцерковский. 17 февраля 1993 г. еп. Львовский и Сокальский. (http://www.risu.org.ua/content.php?menu=170202&page_id=115&l=ua)
«Документ № 5. Патріярше рішення.
Повідомляю всіх, кому це слід знати, що з днем 17 жовтня 1992 р. Б. зкреслюю зі
складу Єпископату Української Автокефальної Православної церкви Владику Антонія
(Масендича), так як він з власної волі, без мого відома і благословення, увійшов
у спільне діяння з колишнім Митрополитом Філаретом (Денисенком), позбавленим єпископського
сану Церквою, якій він служив, та зігнорувавши 68-е Апостольське Правило, прийняв
пересвяту від того ж Митрополита Філарета, і цим ганебним вчинком знеславив благодать
духа Святого, грубо порушивши канони Вселенської Православної Церкви і позбавивши
себе тим самим сану.
Мстислав,
Патріарх Київський і всієї України.
17-го жовтня 1992 р. Б.
Копії: ВПреосвящ. Владиці Антонію
Єпископату УАПЦ».
Ист.: http://kipiani.org/plain.cgi?25
"І вся моя вина, що я священик..."
О политзаключенном Василе Романюке, будущем Патриархе Киевском и всей Украины-Руси
Вахтанг Кипиани, "Новая Николаевская Газета", "Україна молода",
журнал "Людина і світ", сайт Украинского "Мемориала" им. Василя
Стуса
9 декабря Патриарху Киевскому и всей Руси - Украины Владимиру (в миру - Василю
Емельяновичу Романюку) исполнилось бы 70 лет. 14 июля Председателя Украинской
Православной церкви-Киевского Патриархата не стало. Не выдержало сердце... Вечная
и светлая ему память.
Cудьба была к нему уж очень жестокой. Еще в юношеском возрасте Василь Романюк
оказался вовлеченным в неоднозначное и до сегодняшнего дня гражданское противостояние
военных, первых послевоенных лет. Тогда западные украинцы с оружием в руках обороняли
свою малую отчизну от комиссаров, принесших бедным галицким крестьянам не только
свет и русскую азбуку, но и новый - "советский" уклад, краснокожие паспортины
и полное бесправие "самых счастливых в мире людей".
Скупые книжные данные донесли до нас информацию о том, что девятнадцатилетний
Романюк вместе с несколькими односельчанами был осужден за причастность к деятельности
Химчинской (Химчин, что на Косовщине, в Прикарпатье, - родное село Василя) "сетки"
Организации украинских националистов, известной больше под собирательным именем
"бандеровцев". Это и понятно. Немного тогда было на Галичине семей,
не отдавших в организованное повстанческое движение своих сыновей и дочерей. Впрочем,
не надо об этом рассказывать тем "партизанским" матерям где-нибудь на
Полесье, отправившим своих кровных в красные партизаны... Время такое было. Война.
О суде справедливом и речи быть не могло. Осенью 1944 года высший военный трибунал
НКВД Станиславской (ныне Ивано-Франковской) области вынес скорый (и по максимуму!)
приговор - двадцать лет лишения свободы в Сибири. Лишь затем "сталинские
прокураторы", простите, прокуроры, срок "ополовинили" - 10 лет.
Сначала спецконвой привез Василя Романюка в Кустоловскую сельскохозяйственную
колонию № 17, которая находилась в Полтавской области. В то же время власть рабочих
и крестьян репрессирует бедняцкую семью Романюка. Решением Особого совещания при
Народном (!) комиссариате внутренних дел ее, включительно с малыми детьми, отправили
на спецпоселение в Прибайкалье. Сталин утверждал, что сын за отца не отвечает.
А отец, мать, брат - за сына и брата?!
"В 1944 году меня, сына крестьян - бедняков, незаконно арестовали в военкомате.
Они (НКВД и власти - Авт.) охарактеризовали меня как националиста-церковника,
и этого было достаточно, чтобы мне дали десять лет, а моих родственников сослали
в Сибирь, где от непосильного труда и голода умер мой отец, а малолетнего брата
убили коммунистические каратели только за то, что он убежал из дома, когда вывозили
родных".
Принудительное содержание на Полтавщине стало первым опытом знакомства с неизвестной
дотоле жизнью советских узников совести. Мы- то сегодня знаем, что сидели они
именно за наличие последней.
"В 1945-1946гг. я находился на Полтавщине, и только за то, что я рассказал
кое-кому из заключенных о том, как надо мной издевались во время следствия, и
о беззаконии, совершенном над моими близкими, меня обвинили в "антисоветской
пропаганде" и поспешным лагерным судом осудили во второй раз.
Следователь насобирал в лагере "свидетелей" из разных уголовных преступников,
и они говорили то, что ему было нужно. Следствие и суд велись только на русском,
которого я не знал. Обвинительное заключение мне на руки никто не давал. Одним
словом, судили тогда за то, что я отважился говорить о беззакониях..."
После отбытия наказания был вынужден остаться на Севере. Работал киномехаником
в Магадане.
Именно тут, в ссылке, Василь Емельянович женился на землячке, ровенчанке, члене
ОУН Марии Марковне Антонюк, которая и стала матерью его единственного сына Тараса.
Романюк - младший родился в том самом 1959 году, когда "буржуазным националистам"
Василю и Марии Романюк разрешили вернуться в Украину.
Уже дома Романюк - старший заканчивает высшие богословские курсы в Ивано-Франковске
и вскоре получает сан дьякона. Вскоре вступает в Московскую духовную семинарию,
по окончанию которой его высвятили в сан пресвитера и направили для несения слова
Божьего на родную Гуцульщину - в село Космач. Там и служил отец Василь Романюк
до тех пор, пока власти не распустили церковную общину села, а ему запретили править
службу Божью.
"...и вся моя вина в том, что я священник, человек инакомыслящий, отважился
выступить в защиту безвинно репрессированого историка В.Мороза. Местные партийные
бюрократы охарактеризовали меня как "нежелательное лицо для социалистического
общества", а потом уже работники КГБ начали собирать обо мне разные смехотворные
слухи...и я был назван "особо опасным государственным преступником".
То есть уравняли меня с убийцами, диверсантами и насильниками".
В январе 1972 года Романюк был опять арестован и содержался до суда в изоляторе
Ивано-Франковского областного управления Комитета госбезопасности. Суд состоялся
спустя полгода, приговорив священника к семи годам лишения свободы в зоне сурового
режима плюс три года ссылки. Обвинялся отец Василь по традиционной для правозащитников
статье УК 62-2 ("Агитация и пропаганда, проводимая с целью подрыва или ослабления
советской власти").
Семь лет провел в концлагерях Мордовии, в частности - в "столице"
диссидентского мира Сосновке (учреждение ЖХ 385/1-6). Рядом с ним за вольнодумство
" каралися, мучилися, але не каялися" украинцы Данило Шумук, Михайло
Осадчий, Иван Гель, Валентин Мороз, Святослав Караванский, Богдан Ребрик, Алексей
Мурженко, николаевец Петро Саранчук...
"Только тупая бездушность и дикая жестокость может бросать человека на
долгие годы в концлагеря за безвинные мысли и убеждения.
Я написал сотни писем в разные советские инстанции, надеясь хоть где-нибудь
найти самую малую частичку совести или человеческого сочувствия, но бесполезно.
Из всех инстанций мне строчили бездушные, стереотипные ответы, от которых пахло
жестокостью, цинизмом и нечеловечностью".
Год семьдесят шестой становится переломным. После четырех лет иезуитских издевательств
над душой и телом священника, после очередного отказа предоставить возможность
пользоваться Библией, после многодневной голодовки Романюк решается на два решительных
шага.
Он обращается к Конгрессу Соединенных Штатов Америки с заявлением-ходатайством
о предоставлении американского гражданства, "так как называться гражданином
советской страны, в которой осуществлены большие преступления против мира и человечества
и которые не прекратились, только имеют более изощренную и скрытую форму, считаю
аморальным".
Вскоре попало на Запад еще одно письмо священника. В этот раз оно было обращено
к Патриарху Украинской Автокефальной Православной Церкви Мстиславу (Скрипнику),
в котором отец Василь Романюк объявил себя "вірним" УАПУ.
"...уверяю Вас в своей преданности и покорности. Заявляю, что считал и
считаю себя членом УАПУ, несмотря на то, что формально принадлежал к чужой иерархии,
потому что, как известно, украинская церковь (как православная, так и католическая)
на Украине запрещены, такая вот дикарская этика большевиков".
В январе 1979 года Романюка отправляют в ссылку в якутское село Сангары, где
он был вынужден работать кочегаром и сторожем. Там, в Якутии, он объявляет свою
принадлежность к Украинской Общественной Группе содействия выполнению Хельсинкских
соглашений. В то же время дома его именем запугивают священников, предостерегая
их от опасного "вольтерьянства".
В 1982 году семья Романюк возвращается в город Косив, понятное дело, под административный
надзор милиции и ГБ.
10 июня 1984 года Патриарх Мстислав наградил его (заочно, конечно) высшим отличием
для священника - митрой. Однако, править службу в церкви ему было запрещено. Поэтому
при первой же возможности и по приглашению Украинской Православной церкви в Канаде
отец Василь отправляется за океан, выступая с лекциями и занимаясь литературным
трудом.
Вернувшись в 1990 году на Родину, был пострижен в монашество и возведен в сан
архимандрита с именем Владимир. Через некоторое время его высвятили в епископы
УАПЦ с занятием карьеры в Ужгороде. Дальнейшая же его церковная деятельность проходила
уже на наших глазах...
Патриарх Владимир (Романюк) прилагал все силы, чтобы объединить православных
христиан Украины в единой поместной церкви, но этому мешали как объективные (в
т.ч. канонические), так и субъективные причины.
Ясно одно: искренность и чистота помыслов борца, правозащитника и богослова
Василя Емельяновича Романюка, его дело останутся в веках. Память о нем и его тернистом
пути - с нами навсегда.
Бывший правозащитник, националист, политический заключенный и эмигрант.
В 1993 г. стал главой образованной с подачи тогдашнего президента Украины Леонида
Кравчука Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата (УПЦ КП). Романюк
был во всем послушен главному организатору раскола - бывшему митрополиту Киевскому
Филарету (Денисенко). Внезапно скончался 14 июля 1995 г. при загадочных обстоятельствах.
14 июля 1995 года Романюк по гражданке отправился на свидание с неизвестным лицом
в университетский ботсад [...], рядом с клинической больницей. К вечеру его мертвого,
в окровавленой сорочке, с поломанными ребрами и следами от уколов в сердце доставили
в Феодосиевский монастырь, откуда на следующий день отправили в морг. Официальная
версия гласила, что ему стало плохо, некие женщины в течении двух часов пытались
(под стенами больницы!) его реанимировать, возможно при массаже сердца поломали
ему грудные ребра, а также ставили ему прямые уколы в сердце (что отмечено в акте
судмедэсперта), однако, когда прибыла, наконец, скорая, загадочные "реаниматоры"
исчезли. Незадолго до смерти он предпринял попытку ревизии финансовой деятельности
Киевского Патриархата, которую полностью контролировал Филарет. Киевские газеты
высказывали подозрения о причастности Филарета к смерти Романюка, предполагая,
что смерть Владимира избавила Денисенко от разоблачений и расчистила ему путь
к патриаршеству. Известно и то, что Владимир Романюк был духовником унсовских
боевиков, с его участием проходили многие мероприятия УНА-УНСО. А унсовские боевики
помогали УПЦ КП захватывать по всей Украине православные храмы и приумножать количество
приходов Киевского Патриархата.
Похороны главы УПЦ (КП) патриарха Владимира 18 июля 1995 года закончились побоищем
на площади перед Софийским собором.
Украинские власти, пользуясь отсутствием в столице нового президента Украины Леонида
Кучмы, запретили хоронить умершего патриарха на территории Софии Киевской - историко-культурного
заповедника. Однако запрет нарушили и захоронили патриарха перед входом в собор.
Когда похороны уже заканчивались, "наводить порядок" прибыли сотни бойцов
киевского ОМОНа и милиционеров. Началось побоище, в котором от милицейских дубинок
и слезоточивого газа пострадали десятки прихожан, священники, а также сами сотрудники
правоохранительных органов. Этот вторник назвали "черным" |