БОРИС ПАРАМОНОВ
О нем:
Борис Парамонов
e-mail: ParamonovB@rferl.org
Kомментатор в Нью-Йоркском бюро РС.
Родился в 1937 году. Кандидат философских наук, препoдавал историю философии
в ЛГУ. Эмигрировал в 1977 году, сначала в Италию (где работал в организации Centro
Russia Ecumenico), затем в США. С 1986 года - штатный сотрудник Радио Свобода,
где ведет еженедельную передачу "Русские Вопросы" (первоначально "Русская
Идея"). Сотрудничал практически во всех сколько-нибудь заметных органах эмигрантской
печати, где опубликовал множество статей по самым разнообразным проблемам русско-советской
истории и культуры. С 1990 года печатается в России. Постоянный сотрудник и член
редакционной коллегии журнала "Звезда" (Санкт-Петербург). Статьи Парамонова
переводились на английский, итальянский, иврит, болгарский и эстонский языки.
Выпустил три книги, последняя - сборник статей под общим названием "Конец
стиля". Живет в Нью-Йорке.
Финкельштейн, Эйтан. Русские голоса в зарубежном эфире. - Знамя. - 1996 г.
- №7. - с. 187. Начинал с того, что все недостатки приписывал марксизму, верил
в то, что появление собственников все изменит, плоха всякая революция, в т.ч.
и в искусстве - надо не реформировать советскую жизнь, а искоренять. "В январе
96-го, комментируя драматические события в селе Первомайском, Парамонов заявил
[по "Свободе"], что виновты во всем российские демократы; они, дескать, навязали
президенту либеральные идеи, в которых тот и погряз. В Кремле же должен сидеть
не демократ, а сильная личность, которая железной рукой выкорчует советское прошлое...
Парамонов спорил с Солженицыным годами, но в конце концов оказался с ним в одном
ряду солпов новой русской ортодоксии. Непременный плевок в сторону революции,
непременный же поклон в сторону церкви. Презрение к интернациональному,
респект -- национальному. Социальное равенство -- миф. ... Новая ортодоксия
в интеллектуальной упаковке Бориса Парамонова сменила сахаровские Мир, Прогресс
и Права Человека в качестве идеи "Радио Свобода".
Парамонов Борис. Частная жизнь Бориса Пастернака. (Заметки о романе
"Доктор Живаго"). - Континент, №35 (1983, №1). С. 315-345.
Самодостаточность культуры (искусства) - лишь внутри ренессансного гуманизма.
Пережиток этого эстетизм (платонизм). Птолемеизм эстетства. 323: "Великие художники
во все времена не поддавались эстетическому соблазну, потому что они всегда были
выше культуры -- какой угодно культуры. Их корни ... уходят не в космос, а в хаос".
325: "Просто хороший писатель бежит от трагедии - не от литературного жанра,
а от жизненной правды в эпоху, когда трагедия стала бытом. ... эстетика не открывает
ему мир. а заставляет его разными ширмами".
326 "Пастернак не человека судит революцией, а революцию человеком. Очевидно,
это и было сочтено антисоветчиной".
Живаго принимает революцию как гармонию с природой, "обыденщину", но тут же
обнаруживает, что революция требует жизни ребенка - не может выйти за лекарством
для больного сына из-за боев на улицах (327).
Пастернак (Проза, 345) в письме Рильке (покойному уже): "Действительность,
как побочная дочь, выбежала полуодетой из затвора и законной истории противопоставила
всю себя, с головы до ног незаконную и бесприданную" (327).
Революция - на мгновение выпадение из времени в вечность. "Понималось, видимо,
что не "царизм" пал ("царизм", "Версаль" - только символы культуры, истории, времени)
- а некое изначальное проклятие" (328). Мгновение это не удержать.
Образ гармонии - Зыбушкино - правление переименовано в апостолат, а ля Китеж,
главный помощник глухонемоей - заговоривший. Беззвучие - против языкастости культуры
(неточность Парамонова: ведь народ восхищается не немотой, а победой над немотой).
Безмолвие - черта природы против культуры. Стихия - культура (оппозиция Розанова).
Глухонемой, выучившийся говорить механически - символ большевизма, "чудо подменено
прогрессом" (333).
Славянофильство как русский вариант немецкого романтизма, "главное не в противопоставлении
хороших русских нехорошим русским, а противопоставление плоскостной культуре религиозной
глубины и полноты. В этом смысле иудей Лев Шестов - самый настоящий славянофил"
(331).
Тема "щей горшок, да сам большой" - покой. Розанов: святость быта, частной
жизни. Живаго: топка печей важнее революции. Русский вариант Частного времени.
Николай Николаич проповедует Соловьевскую идею христианства как сердца прогресса
-- против этого Достоевский, Мережковский, Федоров. "Христианство, экстериоризированное
в историю, утрачивает главную свою тему - мистерию личности ... Историософский
оптимизм никак не вяжется с христианством, и это понял уже сам Соловьев в "Трех
разговорах", Постепенно веховцы отошли от этих идей, надо подчеркнуть -- еще до
революции ... Сходный процесс ... в движении от т.н. либеральной теологии к неопротестантизму
Карла Барта" (335) и Бердяев - в истории не образуется Царства Божия.
Николай Николаич - будущий обновленец - с. 336 - (перелет).
Плохо: "выпадая в историю, эти люди лишаются биографии. Судьба у них усреднена,
как в косяке сельдей. ... Пастернак бежит от истории в христианство, как в природу"
(341). Дело не в выпадении в историю, в природном судьба так же усреднена. Оппозиция
история - природа ложная, как социализм-капитализм, а правильная - свобода и рабство.
"Христианство для Пастернака не означает ничего другого, кроме противопоставления
истории - и частной жизни, возведенной в значение чуда" (342).
Связь быта с феминизмом у Розанова, Пастернака
(Лара). Возвращение языческого феминизма. "Вечно-бабье" вовсе не вечно, оно разное
в язычестве и в Частном Времени.
"Мы увидели на примере Пастернака, что само христианство в осмыслении художника
становится частным делом. Встает - в который раз? - вопрос о христианской общественной
культуре - и ведет за собой ближайшую ассоциацию: Великий инквизитор. Это ведь
его слова: христианство слишком высоко для всех, это религия аристократическая,
религия гениальных одиночек" (344). Надо "снять противоречие добра и злой силы"
(345). От себя: Частное Время дает каждому возможность стать аристократом.
Господство же аристократии подавляло потенциальный аристократизм всякой личности.
Утверждая аристократизм через принуждение и титул, уничтожали аристократизм.
Статья июля 1978 г.
|