ВЛАДИМИР ВОЛГИН
Был алтарником у о. А.Меня в 1974. Младший брат свящ. Анатолия Волгина. Рукоположен в Белгородской обл. Хризостомом Мартишкиным в конце 1970- и начал обличать Меня. С сер. 1990-х нНастоятель храма Софии Премудрости
Божией в Средних Садовниках и надвратного храма иконы Божией Матери
"Взыскание погибших", расположены они действительно на
Софийской набережной.Среди духовных чад жена президента Медведева, Иван Охлобыстин и актриса
Екат. Васильева.
Возможно, ему принадлежит памфлет против о. А.Меня под псевдонимом
"Сергей Антиминсов".
Ответ ему Меня,
1984 (тут и о В.).
Волгин: уп. в мемуаре Завалова как
неудачливый поэт, убежавший в священство. О нем же в мемуаре Зорина, 1993.
*
Александр СОЛДАТОВ
Полная версия статьи, опубликованной в журнале "Огонёк", 17-23 декабря 2007 г.
Духовные внуки.
Корреспондент журнала побывал в храме, где служит духовник супруги будущего президента
В случае избрания Дмитрия Медведева президентом РФ "будет обеспечен тот курс, который в течение восьми лет проводил Владимир Владимирович". В этом заверил паству Патриарх Алексий II в трогательном телеобращении, посвященном личностям грядущего и нынешнего президентов. Глава РПЦ МП засвидетельствовал, что Дмитрий Анатольевич - искренний православный христианин.
Корреспондент "Огонька" побывал в храме, где служит духовник супруги будущего президента, и узнал некоторые подробности религиозной жизни четы Медведевых.
Духовник
Отцу Владимиру Волгину немногим более 50 лет, он невысокого роста, с большой седой бородой и, как кажется, еще более крупным, сократовским лбом, носит небольшие очки. Родился в Москве, образование ограничил кинотехникумом, но с 20 лет возраста служит в церкви, поэтом духовный опыт, по собственным словам, имеет немалый. Будущий о. Владимир со своим старшим братом Анатолием (сейчас он благочинный в Тверской епархии) служили алтарниками у о. Александра Меня в подмосковной Новой Деревне, где вошли в круг диссидентствующей церковной интеллигенции. Когда в начале 80-х власти стали преследовать о. Александра, Владимир уехал в Курскую епархию и был рукоположен тамошним архиепископом Хризостомом на отдаленный сельский приход. Там он резко сменил либерально-экуменические взгляды на ультраконсервативные, сблизился со "старцами" Серафимом и Иоанном и написал пару "обличительных" писем опальному Меню.
После избрания в 1990 году Патриарха Алексия IIо. Владимир вернулся в родную Москву, стал со всей семьей ходить на патриаршие службы. Алексий II, который очень любит детей, обратил внимание на маленькую обаятельную дочку о. Владимира. Вскоре "деревенский батюшка" получил назначение на приход прямо напротив Кремля - в храм Св. Софии на Софийской набережной. По инициативе ближайшего помощника Патриарха архиепископа Арсения, ему поручили ответственное послушание - строить патриаршую дачу на Рублево-Успенском шоссе. Однако, "из-за хронической нехватки средств", о. Владимир с послушанием не справился и на какое-то время впал в патриаршую немилость. Не очень активно шла реставрация и самого храма Св. Софии, интерьеры которого и сейчас, спустя 14 лет после передачи его РПЦ МП, выглядят более чем скромно. Корреспондент "Огонька", побывавший в этом храме на всенощной, обнаружил электропроводку и лампочки, развешенные по стенам, полупустой каркас главного иконостаса и бумажные иконки, наклеенные на боковые иконостасы. Неожиданно для храма, расположенного во дворе офиса концерна "Роснефть" и посещаемого отнюдь не бедными прихожанами...
Первое серьезное соприкосновение священника с прессой произошло после того, как актриса Екатерина Васильева заявила, что "стала духовной дочерью одного из самых мощных, духоносных московских священников" - о. Владимира Волгина. Екатерина Сергеевна не только "дочь", но и казначей возглавляемого о. Владимиром прихода, и мать священника Димитрия Рощина, служащего в "приписном" к Софийскому Свято-Антипиевском храме за зданием Российской государственной библиотеки. У о. Владимира есть и третий храм - как написано на его сайте, "при Управлении делами президента". На самом деле, домовый храм Трех святителей находится в здании дома отдыха "Архангельское", принадлежащего Управлению делами и находящегося на "канонической территории" митрополита Ювеналия, управляющего приходами Подмосковья. В храме же Св. Софии служит еще одна церковно-культурная знаменитость - священник-актер Иоанн Охлобыстин. При храме есть издательство и крупнейшая в Москве церковно-ювелирная компания "Софийская набережная", киоски с продукцией которой расположены на улицах Москвы и в переходах метро.
Благодаря пастырскому попечению о доме отдыха, о. Владимир познакомился со многими кремлевскими чиновниками. Небольшой двор его храма во время служб забит дорогими "Мерседесами" и джипами сопровождения. Бывает здесь и будущая "первая леди"...
Выражение веры
В приходе утверждают, что Светлана Медведева "пришла в церковь" под влиянием своей старшей сестры Екатерины, которая в том же духе "позитивно повлияла" и на Ирину Абрамович. Для "статусных" женщин в храме Св. Софии отведен левый клирос, где стоят несколько рядов кресел. Рядом, на возвышении перед иконостасом, установлен аналой, перед которым о. Владимир исповедует. В частных разговорах батюшка дает понять, что "окормляет" всю семью будущего президента. Если это так, то Дмитрий Медведев может стать "духовным племянником" Владимира Путина. Ведь духовником Путина считается архимандрит Тихон (Шевкунов) из Сретенского монастыря на Лубянке. А архимандрит Тихон, в свою очередь, духовный сын "старца" Иоанна (Крестьянкина), недавно почившего в Псково-Печорском монастыре. Протоиерей Владимир Волгин - тоже духовный сын о. Иоанна; о своем общении со "старцем" он написал целую книгу. Получается, что у Путина и Медведева общий "духовный дедушка", хотя и разные духовные отцы...
Религиозность Дмитрия Медведева не афишируется - не положено по должности. С 2003 года, когда он стал главой администрации президента, Медведев возглавлял Совет по взаимодействию с религиозными объединениями, а с 2005-го, после перехода в правительство, - комиссию по вопросам религиозных объединений. Он вынужден оказывать равные знаки внимания всем "традиционным конфессиям", хотя РПЦ МП, как крупнейшей из них, достается больше. Так, в марте Медведев инициировал начало процесса передачи в собственность церкви недвижимости - храмов и земельных участков, а в октябре пообещал придать государственный статус дипломам духовных школ и ученым степеням богословов. Выступая 19 ноября на праздновании 90-летия восстановления патриаршества, Медведев рапортовал, что на реставрацию храмов РПЦ МП в этом году выделено 1,5 млрд. бюджетных рублей, а в ближайшие три года будет выделено еще 6. Несколько смутило православных лишь посещение Медведевым 5 декабря, на Хануку, синагоги в Марьиной Рощи, где он пообещал главному хасидскому раввину России Берлу Лазару создать институт армейских раввинов и поддержать еврейское образование. На православных форумах прокатился легкий шумок по поводу того, что Медведев - "галахический еврей" (его мама - Юлия Вениаминовна - еврейка), так же как и его жена Светлана (урожденная Линник). Образ "ревнителя православия" несколько искажают и занятия Медведева йогой, и его собственное признание, что многие годы он увлекался "сатанинской" группой "Black Sabbath".
Светлана Медведева, в отличие от мужа, проявляет религиозность более открыто. Ее можно видеть не только на исповеди у о. Владимира Волгина, но и на патриарших службах - например, 17 декабря г-жа Медведева молилась на литургии в Марфо-Мариинской обители на Ордынке. В апреле она возглавила попечительский совет церковно-государственной программы "Духовно-нравственная культура подрастающего поколения", которой руководит иеромонах Киприан (Ященко). Программу официально поддерживают администрация президента и правительство, и многие акулы бизнеса борются за право пожертвовать на нее свои средства. На сайте программы утверждается, что в ее рамках "впервые государство, Церковь, бизнес и общественность России объединяют свои силы для защиты неповторимой духовности и культуры страны". В попечительский совет программы, которая аккумулирует средства на издание православных учебников, подготовку преподавателей православной культуры, съемку церковного кино, паломничество, входит и о. Владимир Волгин. Среди примечательных членов совета - протоиерей Алексий Злобин, в храме которого Путин молился на Рождество-2006, министр Александр Соколов, полпред Александр Коновалов, автор антисемитского "письма 500" Александр Крутов и владелец сети магазинов "Иль де Ботэ" Валерий Володин. Проект поддерживают десятки общественных организаций, в том числе радикальное молодежное движение "Стяг", участвовавшее в "Русском марше".
Офис программы размещен в старинном особняке на центральной московской улице Солянка. О. Киприан признается, что пока о программе мало кто знает, но худо-бедно пять тысяч преподавателей православной культуры в ее рамках уже подготовлено. При этом иеромонах убежден, что "96 % молодежи России" уже и так "доверяет РПЦ". От высшей иерархии программу, созданную по благословению Патриарха, курирует ректор Московской духовной академии архиепископ Евгений (Решетников). Именно к нему в гости ездил Дмитрий Медведев 19 октября, и именно ему пообещал государственное признание церковных дипломов.
***
Хорошо осведомленный в вопросах духовной жизни "первых лиц" петербургский игумен Григорий (Лурье) заметил в интервью "Огоньку", что в общем и целом типы религиозности Медведева и Путина мало различаются: "Оба приняли православие, но не поняли его". Однако, по мнению игумена, Медведев еще не избавился от некоторых иллюзий в отношении политических возможностей руководства РПЦ МП и склонен предоставить ему больше преференций, чем Путин. Ученый-религиовед Роман Лункин добавляет: "Если Путин – верующий, обращенный в православие из спецслужб ради интересов страны, то Дмитрий Медведев – органичный православный мирянин, для которого вера нечто большее, чем политическая необходимость". Сказывается разница в поколениях - личностное становление Медведева происходило в 80-е - начале 90-х гг., в период "религиозного бума" в России.
Итак, Россию вновь ждет подчеркнуто православный президент и еще более церковно активная и яркая "первая леди". В ближайшие годы формированию "церковно-государственной симфонии нового типа", похоже, ничто не грозит.
|