ОККУЛЬТИЗМ
Оккультизм - правота его частичная - Бердяев, 1947; и культура - Элиаде.
Из "Библиологического словаря"
священника Александра Меня
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех
томах фондом Меня (СПб., 2002))
К досье Меня
- К указателю по Новому Завету
в целом. - Библия.
ОККУЛЬТНЫЕ ТОЛКОВАНИЯ БИБЛИИ (от лат. occultus, тайный). Под оккультными учениями
понимается весьма широкий спектр доктрин, возникших начиная с первых веков христианства
и по 20 в. включительно. Общим для них является признание огромной роли сокрытых
сил, соединяющих видимый мир и высшее Божественное бытие. Как правило, оккультные
учения разрабатывают особые методы постижения этих промежуточных сил, нередко
с целью подчинить их (см. ст. Магия). Кроме того, для оккультизма характерен эзотеризм,
т.е. ограждение важнейших своих тайн от непосвященных. Почти все оккультные системы
пытались ассимилировать христианство и дать свое толкование Библии. Их адепты
обычно ссылались на Ин 21:25 и утверждали, что именно О.т.Б. хранят тайное учение
Иисуса Христа, не вошедшее в Евангелие.
1) Древнейшей формой христианствующего оккультизма можно считать учение гностиков,
к-рые утверждали, что Христос — небесное Существо, Которое послано высшим Богом,
чтобы освободить мир от уз материи. 2) Элементы оккультизма содержались в *манихействе
и в др. религ. учениях, исповедовавших *дуализм. 3) В ср.-век. *иудаизме оккультизм
был представлен нек-рыми течениями *каббалы. 4) В предренессансной и ренессансной
Европе оккультизм носил наполовину магич., наполовину натурфилос. характер. Представители
его в 15-16 вв., такие как Парацельс и Агриппа, декларировали свою верность христианству,
хотя на деле были близки к гностич. идеям. 5) В 18 в. был создан особый вариант
псевдо-христ. оккультизма, принадлежавший *Сведенборгу, также возродившему гностицизм.
6) В 1816 франц. писатель Антуан Фабр д’Оливе (1768-1825) в книге "Еврейский язык"
выдвинул фантастич. гипотезу, согласно к-рой Моисей, ученик египтян, зашифровал
в *Пятикнижии множество магич. тайн, к-рые могут быть разгаданы с помощью оккультных
методов. Идеи Фабра д’Оливе оказали определенное влияние на европ. оккультизм.
7) Для теософской доктрины Е.П.Блаватской Иисус Христос был лишь одним из перевоплощений
великого Учителя, к-рый полнее всего раскрыл себя в индийских религиях (см. ст.
Теософия). 8) Близкий к теософии индийский неоведантизм 19-20 вв. развивает аналогичные
взгляды. Амер. неоведантист У. Аткинсон, писавший под псевдонимом Рамачарака,
утверждал, что Христос провел часть Своей жизни в Индии, где учился у йогов. Эти
взгляды он изложил в кн. "Жизнь Христа в оккультном освещении" (рус. пер.: Рига,
б.г. изд.). Сторонники такого рода О.т.Б. ссылались на т. н. *"Тибетское Евангелие".
9) Одно из последних О.т.Б. принадлежит *Штейнеру Р. и последователям его антропософской
доктрины, изображавшей Христа Солнечным Божеством. Все эти концепции не имеют
ничего общего с подлинным Писанием и духом Евангелия. Их относительный успех объясняется
нездоровым стремлением мн. людей к чудесному и экзотическому, псевдонаучной и
псевдохрист. фразеологией оккультизма и его притязаниями "объяснить все мировые
тайны".
l А н т о ш е в с к и й И.К., Библиография оккультизма,
СПб., 19112; К а р д е к А., Евангелие в разъяснении спиритизма, пер.
с франц., К., 19142; Л е м а н (А.), Иллюстрир. история суеверий и
волшебства от древности и до наших дней, М., 1900; Р е р и х Н.К., Азия о Христе
Иисусе, "Утверждения", Париж, 1933, ? 3; С т р а н д е н Д.Д., Забытая сторона
христианства, Тайна Христа, СПб., 1911 (теософское изд.); Т у х о л к а С., Оккультизм
и магия (Полная энциклопедия оккультизма), Пг., 19174.
|