ЧАСОСЛОВ
См. богослужебные книги.
В виде текста.
1410. Роскошный часослов герцога Беррийского.
1491 год. Краков: тип. Швайпольта Фиоля, 1491. 382 лл.
1522 год, ок. Вильна: Тип. Франциска Скорины [ок. 1522]. 109 с.
1688 год. М.: Печатный двор, 1688. 320 лл.
Слива Е. Э. Часословы студийской традиции в славянских списках XIII–XV веков (классификация по особенностям состава). // ТОДРЛ. 1999. Т. 51. С. 91-106.
Справка:
ЧАСОСЛОВ (калька с греч., — час и — слово) — богослужебная кн., содержащая неизменяемые молитвословия суточного круга богослужения. Свое название получила от служб суточного круга — Часов. Ч. — кн. палестинского происхождения. Состав Ч. складывался постепенно, и говорить о конкретном составителе этой кн. мы не можем, хотя традиция приписывает его составление св. Савве. К 9 в. сформировалась уже в виде близком к современному. На Руси первые Ч. появились, вероятно, вместе с полным комплектом богослужебных кн., перевед. с греч. по указ. Феодосия Печерского, при введении богослужения в его монастыре (после 1062). Рус. списков Ч. 11 и 12 вв. не сохранилось. Самые ранние рус. списки относятся к 13 в. Один из них (РНБ, Q.п. 1.57) сохранился практически полностью и позволяет судить о суточном круге богослужения в 13 в. Студийская литургическая традиция на Руси была представлена многообразными ред. Типиконов, поэтому рус. списки Ч. 13—14 вв. чрезвычайно разнообразны по составу. Одни из них содержат только молитвословия суточных служб (РНБ, Q.п. 1.57), др. содержат еще и доп. ч. (Месяцеслов, службу на Пасху, различные каноны, Апостольские и Евангельские чтения). Особый интерес представляют нек-рые новгор. списки кон. 14 в., отражающие позднюю афон.-студ. (или святогорскую) традицию. Это богослужебные сб., в состав к-рых, помимо Ч., входят и гимнографичес-кие кн. (Шестоднев служебный, Триодь и Минея), к-рые могли заменять весь комплект богослужебных кн. в течение всего года. Первые рус. печатные Ч. были изданы при патриархе Иоасафе (1640) и при патриархе Никоне (1653). В наст. время в РПЦ используют Ч. двух типов: 1) 4. Малый — содержит только неизменяемые молитвословия служб суточного круга богослужения; 2) 4. Великий — кроме неизменяемых молитвословий содержит также часы с междочасиями в навечерие Рождества Христова, Богоявления, в Великую пятницу и др.