СЕДМИЦА (НЕДЕЛЯ)
Неделя - в "Хронологии" Черепнина;
богослужебная начинается с воскресенья, Красовицкая;
"недели, посвященные Библии" как форма миссии, Мень;
Неделя Торжества Православия.
http://www.re-date.com/index.php - счетчик недель. На 21.7.2008 - 2668 прожито.
Названия дней Н. - переименование у квакеров.
СЕДМИЦА (НЕДЕЛЯ)
1. Седмица в общественной жизни и в богослужении. - Вопрос
о происхождении седмицы (недели) довольно сложен. Будучи тесно связанной
с субботой и, может быть, с лунным кругооборотом, она получила с самого
начала специфически религиозный характер, к-рым она четко отличается от
семидневных периодов, засвидетельствованных в других местах на Ближнем
Востоке (ср Быт 8.10 и вавилонскую поэму о Гильгамеше; Быт 29.27; Суд 14.12;
4 Цар 3.9). Вероятно более ранняя, чем Моисеево законодательство, она нередко
фигурирует уже в самых древних текстах (Исх 20.8 слл; 23.12; 34.21). Так
Бог дает Своему народу ритмическое чередование труда и отдыха.
С. играет значительную роль в обычаях и религиозных отправлениях ВЗ.
Праздники Опресноков и Кущей продолжаются по одной С. (Втор 16.4; Лев 23.8,34).
Пятидесятница или праздник Седмиц имеет место через семь недель после пасхальной
субботы (Исх 34.22; Лев 23.15). Кроме того, после плена священники и левиты
понедельно чередовались в Храме для богослужения. Наряду с календарем,
к-рый стал официальным и сохранился у хр-н, другой, очень древний, богослужебный
календарь согласовывал солнечный год в 364 дня с полным кругооборотом в
52 недели.
Каждая седмица годов заканчивалась субботним годом, в течение
которого требовалось освобождать рабов и должников, а землю оставлять необработанной
(Исх 21.2; 23.10 слл; Втор 15.1 слл; Лев 25.3 сл). В конце семи субботних
годов предусматривался юбилейный год, год отпускания на свободу по преимуществу
(Лев 25.8...). Пророчество о семидесяти седминах (Дан 9.24), возвещающее
окончательное освобождение Израиля, построено на этом условном числе в
десять юбилейных периодов, тогда как в тексте Иеремии, составляющем его
исходную точку (Иер 25.11 сл), спасение приурочено к десяти субботним периодам.
2. Богословское значение. - Согласно богословию священнического
кодекса, свящ. первообразом седмицы, определяющим ритм ч-ской деятельности,
явилась творческая деятельность Самого Бога (Быт 1.1-2,3; Исх 20.9 слл;
31.17). Закон о семи днях рассматривается т. обр. как божественное установление,
имеющее всемирное значение.
В НЗ седмица приобретает новую религиозную ценность. Отныне она начинается
с воскресенья, дня Господня, с еженедельного празднования Его победы (Откр
1.10; Деян 20.7; 1 Кор 16.2). Труд, к-рый затем в течение недели совершает
хр-нин, исполняется т. обр. в зависимости от Христа-Искупителя, господствующего
над временем. Но С. продолжает быть устремленной к восьмому дню, к-рый,
за пределами седмичного круга-оборота, введет народ Божий в великий Божий
покой (Евр 4.1-11); воскресный покой уже предвещает его наступление.
СT
cм.: время ВЗ I 1, НЗ II 3 - праздники - Пятидесятница I 1 -
сотворение ВЗ II 2 - суббота - числа I 1,II 1
|