Ср. семья, дети,
творчество.
ПЛОД
Словом плод, к-рое в прямом смысле связано с понятием плодовитости
(напр., плод чрева: Лк 1. 42), а в переносном - с результатом действия (напр.,
плод дел: Иер 17.10), обозначают все производимое живым существом - точнее тварью,
ибо, если Бог насаждает и сеет, подобно ч-ку, про Него не говорят, что Он приносит
П.: Он пожинает П-ы, и эти П-ы должны явить Его славу.
I. ОБЯЗАННОСТЬ ПРИНОСИТЬ ПЛОДЫ
Творческий акт, к-рым заложено в каждое существо семя жизни,
является преизбыточествующим благословением. Земля должна производить плодовые
деревья, приносящие П. по роду их (Быт 1.11 сл); животным и ч-ку сказано: «Плодитесь
и размножайтесь!» (Быт 1.22,28). Посеянная в земле жизнь преизобилует плодородием.
Одно же из свойств жизни в том, что сеющий собирает П. (Ис 37.30; 1 Кор 9.7; 2
Тим 2.6). Итак, Бог требует П. от Своего виноградника: всякое бесплодие подлежит
наказанию (Иуд 12). «Всякое дерево, не приносящее плода, срубают и бросают в огонь»
(Ин 15.6; ср Мф 3.10); виноградник будет поручен другим виноградарям (Мф 21.41
слл). Смоковница, не приносящая плода, напрасно занимает землю (Лк 13.6-9). Наконец,
согласно древним восточным традициям, касающимся торговых дел, хозяин может наказать
того, кто не выполнил контракта: «Употребляйте их (таланты) в оборот, пока я возвращусь»
(Л к 19.13).
II. СОТРУДНИЧЕСТВО ЧЕЛОВЕКА С БОГОМ
Если Бог требует плодоношения от Своих творений, Он дает им
на то возможность, вернее, Он хочет, чтобы ч-к через дела свои познал единое дело
- дело Божие. Так в Эдемском саду Он дал Адаму деревья для возделывания, но оставил
за Собою право давать П. с дерева жизни (Быт 3.22), как бы указывая тем ч-ку Свое
присутствие во всяком проявлении жизни. В течение своего исторического существования
Ефрем (чье имя означает «тот, кто сделал плодовитым» Иосифа: Быт 41.52), поймет,
что если он приносит П., то это благодаря Ягве, зеленеющему кипарису, настоящему
дереву жизни (Ос 14.9). Поэтому Израиль должен приносить в жертву начатки П. как
знак благодарности (Втор 26.2); и он должен особенно обращаться к Премудрости
Божией, цветы К-рой приносят П. славы (Сир 24.20).
В том же Эдемском саду для появления растительности нужно было,
чтобы Бог ниспослал дождь и создал ч-ка для возделывания земли (Быт 2.5). Согласно
библ. символике, земля, к-рую возделывает ч-к, может дать П., только если вода
поможет зерну прорасти. Без воды земля остается бесплодной; это пустыня, как на
месте Содома, где кусты приносят П., к-рые не дозревают (Прем 10.7). Без Ягве,
единственной верной Скалы, ч-к не может приносить П., «его ягоды ядовитые» (Втор
32.32); итак, он должен молиться, как Илия, чтобы, благодаря дождю, «земля принесла
плод свой» (Иак 5.18 сл). Тогда она воспринимает благословение Божие и производит
полезные растения (Евр 6.7 сл), и праведник, подобно «дереву, посаженному около
воды» (Иер 17.8; Пс 1.3), «приносит еще плоды в своей старости» (Пс 91.14 сл).
Тогда как вода прежде всего от Бога, выбор земли и уход за ней
поручены ч-ку. Семя, посеянное в тернии, не дозревает (Лк 8.14); семя дает больше
или меньше П. в зависимости от качества земли, на к-рую оно упало (Мф 13.8). Но,
во всяком случае произрастание не зависит в первую очередь от стараний ч-ка: земля
«сама собою» (греч. а итожат/)) производит свой П. (Мк 4.26-29). Конечно, надо
потрудиться для возделывания мудрости, но зато можно рассчитывать на ее добрые
П. (Сир 6.20). Таково наставление о том, что надо трудиться на «охоте и научаться
терпению в ожидании П.
III. ХОРОШИЕ И ДУРНЫЕ ПЛОДЫ
Не пожелав получить предназначенный ему П. жизни от Самого Бога,
Адам принужден обрабатывать проклятую землю, на к-рой вместо деревьев сада «приятных
на вид и хороших для пищи» (Быт 2.9) будут произрастать «терние и волчцы» (Быт
3.18). Вкусив П. дерева познания добра и зла, Адам решил, что он может сам распознавать
добро и зло; его действия становятся двусмысленными даже в его собственных глазах:
но Бог, испытывающий сердца и утробы, судит о Своем винограднике, Израиле, по
его П.; Он ожидал, что «он принесет добрые грозди, а он принес дикие ягоды» (Ис
5.1-7). «Уход за деревом открывается в плоде его: так в слове - помышления сердца
ч-ка» (Сир 27.6). Иоанн Креститель обличает заблуждение тех, кто хвалится своим
происхождением от Авраама, но не приносит добрых П. (Мф 3.8 слл). Иисус говорит:
«Дерево познается по плоду» и показывает, что под фарисейской корой течет злокачественный
сок (Мф 12.33 слл); Он научает Своих учеников отличать лжепророков: «По плодам
их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград или с репейника смоквы?» (Мф
7. 16). Итак, в сердце ч-ка есть обыкновенно двойственность, к-рая может «приносить
плод смерти», вместо того, чтобы «приносить плод жизни» (Рим 7.4 сл).
IV. ЖИВИТЕЛЬНАЯ СИЛА ХРИСТА И ПЛОД ДУХА СВЯТОГО
Но Христос упразднил эту двойственность. Он воплотил в Себе
закон плодотворности, провозглашенный Им пред лицом мира: «Если пшеничное зерно,
падши в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то приносит много плода»
(Ин 12.24); Он принял час жертвы и Отец прославил Его. Естественный закон, через
посредничество Христа, стал законом хр-ской жизни. «Я есмь истинная виноградная
Лоза, а Отец мой - Виноградарь. Всякую у меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает»
(Ин 15.1 сл), ибо, чтобы приносить П., надо быть верным Христу. Единение с Иисусом
должно быть плодотворным, щедрым: «Всякую ветвь, приносящую плод, Отец очищает,
чтобы более принесла плода» (Ин 15.2): таков божественный метод, преизбыток, предполагающий
непрестанное очищение ученика и его терпение (Лк 8. 15). Тогда созреет «плод праведности
через Иисуса Христа во славу и похвалу Божию» (Флп 1.11; ср Ин 15.8).
Тогда исполнится эсхатологическое пророчество. Лоза Израиля,
когда-то великолепная (Иез 17.8), потом высохшая (19.10-14; ср Ос 10.1; Иер 2.21),
приносит опять П. и земля произведения свои (Зах 8.12); можно быть напоенным от
Премудрости (Сир 1.16), и даже стать источником жизни: «Плод праведника - древо
жизни» (Притч 11.30). НЗ дает возможность уточнить, в чем именно заключается П.
Духа, взращенный живительным соком Христа; он не множественен, но он множится,
это - любовь, расцветающая в разных добродетелях (Гал 5.22 сл). И любовь не есть
только «плод приятный для вкуса» Жены (Песн 2.3), Возлюбленный Сам может «войти
в сад Свой и вкушать сладкие плоды его» (Песн 4.16). Пророк предвидел, что в конце
времен восстановится постоянство времен года (Быт 8.22; Деян 14.17): каждый месяц
деревья на берегу потока, бьющего из Храма, будут приносить плоды (Иез 47.12);
сопоставляя это видение с видением рая, ап. Иоанн взирает только на единое древо
жизни, к-рым стало дерево креста, исцеляющее и язычников (Откр 22.2).
CS & XLD
Ср. бесплодие - виноградник - возрастание - дело - добродетели
и пороки 2 - жатва - начатки I - плодовитость - сеять - сбор винограда - труд
III, IV 2
ПЛОДОВИТОСТЬ \ ПЛОДОНОШЕНИЕ
Бог, чья преизобильная полнота превосходит всякую меру, сотворил
Адама по Своему образу, по образу Единородного Сына, К-рый - и Он один - воспринимает
божественную и вечную преизбыточествующую полноту. Приобщаясь к этой тайне, ч-к,
передавая жизнь, передает во времени свой образ, как бы продолжая жить в потомстве.
I. ПРИЗЫВ К ЧАДОРОДИЮ
От начала времен непрерывно слышится призыв Творца: «Плодитесь
и размножайтесь!» - и вот тварь заполняет землю.
1. Порядок и благословение. - Когда Бог призывает, Он
дает ч-ку возможность ответить на зов. Таков смысл благословения Божия, к-рое
сначала вызвало к жизни и размножению растительный и животный мир, а затем дало
мужчине и женщине способность «творить» существа по их собственному образу. Радость
чадородия охватила Еву, матерь живых, после первых родов: «Приобрела я человека
от Господа» (Быт 4.1). Кн. Бытия - настоящая история ч-ских поколений: она полна
генеалогий, жизненных происшествий, рождений желанных, трудных, невозможных, проектов
заключения браков, настоящей жаждой деторождения, подобно симфонии, развивающей
основной аккорд, данный Богом на заре времен. Господь отмечает эту историю благословениями,
возвещающими, кроме обетованной земли, потомство столь же многочисленное, «как
звезды небесные и как песок на берегу моря» (Быт 22.17). То же будет и с Иерусалимом
после плена: он узрит своих чад, издалека приходящих к нему (Ис 49.21; 54.1 слл;
60.4,15; 62.4).
2. Защита источников жизни. - Два повествования показывают,
среди других поучений, как надо уважать начало жизни. Не следует смотреть на наготу
своего отца, даже находящегося в состоянии опьянения, под страхом проклятия (Быт
9.20-27); Сам Бог вступается, когда что-либо грозит чести жен патриархов, потому
что Сарра и Ревекка должны быть матерями избранного народа, Израиля: Бог не допускает
Фараона (Быт 12.12-20) и царя Авимелеха (20; 26.7-12) вмешиваться в Свои планы.
Онан с эгоистической целью противоестественно отводит свое семя, ибо не хочет
восстановить жизни, и поэтому сам теряет жизнь (Быт 38. 8-10 сл).
3. Законы и песнопения. - Закон всячески покровительствует
чадородию, устанавливая всякого рода запреты; таковы: правила относительно кровоочищения
женщины (Лев 20.18), защита девиц и обрученных (Втор 22.23-29), и даже наказания
за некоторые действия (25.11 сл), в результате к-рых ч-к может потерять способность
производить потомство. Хотя эти правила, по всей вероятности, имеют корни в инстинктивных
запретах, возникших еще до Моисея, к ним продолжают прибегать и приспособляют
их к основной цели: чадородию в избранном народе. И Закон заключает: «Если ты
будешь слушать глас Господа Бога твоего,... благословен плод чрева твоего» (Втор
28.4).
Псалмы тоже повторяют единогласно: «Вот наследие от Господа:
дети; награда от Него - плод чрева» (Пс 126.3; см Пс 127.3; Притч 17.6). А вот
классическое пожелание молодой жене: «Сестра наша! да родятся от тебя тысячи тысяч!»
(Быт 24.60; см Руфь 4.11 сл).
II. СТРЕМЛЕНИЕ ИМЕТЬ ПОТОМСТВО
Движимый божественным благословением и человеческим желанием,
каждый мечтает увековечить свое имя и по смерти.
1. Глубокое естественное желание выражено в рассказе,
носящем несколько соблазнительный характер, но к-рому раввинистическая традиция
(Быт 19. 30-38) давала впоследствии положительную оценку. Чтобы не отцвести, оставшись
неплодными, дочери Лота, обреченные на одиночество, устраивают так, что их отец,
сам того не зная, дает им потомство. Несомненно, что целью этого рассказа о кровосмешении,
осуждаемом Законом (ср Лев 18.6-18), была сатирическая интерпретация происхождения
Моавитян, но в то же время в нем чувствуется как бы нек-рое восхищение перед хитростью
дочерей Евы, исполнивших таким путем завет Творца.
2. Закон левирата (Втор 25.5-10) защищает того, кто умер,
не оставив потомства (Руф 4.5,10): деверь бездетной вдовы должен, при нек-рых
условиях, воздвигнуть потомство ее умершему мужу.
Поэма Руфи написана для прославления чадородия, обеспеченного
вопреки смерти или изгнанию. Она является как бы продолжением истории Фа-мари,
не побоявшейся сойти за блудницу, чтобы таким путем иметь потомство, несмотря
на эгоизм своего деверя Онана и несправедливость своего свекра Иуды (Быт 38.6-26;
Руфь 4.12; Мф 1.3).
3. В борьбе с бесплодием прибегают к усыновлению при помощи
своеобразного приема, тогда законного, заключавшегося в том, чтобы побудить служанку
родить «на колени ее», т.е. признать своим ребенка от своего мужа и служанки (Быт
16.2; 30. 3...) или ребенка своей дочери (Руфь 4.16 сл). Родословные мало заботятся
о том, чтобы проследить от отца к сыну цепь поколений. Если физический дар жизни
лежит в основе отцовства, он не исчерпывает его смысла, ибо божественное благословение
передается не только через кровные узы. Когда Бытие повествует о том, как была
населена земля, в родословиях ч-к иногда назван отцом города или народа: автор
хочет сказать, что в происхождении народов было не только распространение рода,
но и иммиграции, браки, союзы, завоевания. Так, родовая линия могла расшириться
и приобрести духовную ценность; в потомстве Авраама новообращенные примыкают к
избранному племени.
Итак, библ. история является прежде всего родословием. Согласно
этому пониманию жизни, ч-к целиком обращен к будущему, к Тому, Который должен
прийти. Таков смысл родового инстинкта, вложенного Творцом в ч-ка: не только сохранить
и передать жизнь, но в будущем созерцать в Сыне Человеческом совершенный образ
Божий.
III. ПЛОДОНОШЕНИЕ ВО ХРИСТЕ
Этот образ явлен в Иисусе Христе, К-рый не упраздняет, а приводит
к завершению желание чадородия, сообщая ему полный смысл.
1. Иисус Христос и человеческие поколения. - Согласно
ВЗ, история ч-ка завершается в его потомстве (см Быт 5.1; 11.10; 25.19...), и
вся история в тревожном ожидании обращена к будущему, когда исполнится обетование.
У Иисуса нет потомства по плоти, но у Него есть предки и есть духовное потомство.
а) Иисус Христос приходит в конце свящ. истории, «в полноту
времен» (Гал 4.4). Согласно исчислению апокалиптической книги Эноха, Он кладет
начало седьмой неделе, со времени призыва Авраама, седмице Мессии (Мф 1.1-17);
возможно, что это и хотел показать Мф., повествуя о 3 × 14 поколениях, составляющих
родословную Христа. Иисус приходит как окончательный наследник, Которого поколения
ждали уже веками.
б) Христос осуществляет универсализм, предначертанный в ВЗ.
Четыре женских имени находятся в Его родословной - это не жены патриархов, а иноземки
или матери, родившие в условиях, не соответствовавших правилам: Фамарь (Быт 38)
и Рахава (Ис Нов 2.11), Руфь (Руф 1.16; 2.12) и Вирсавия (2 Цар 11.3). Тот, кто
есть цвет Израиля, имеет предков, связывающих Его с землей нееврейской и неправедной
и дающих Ему в наследие одновременно и славу и грех людей. Иисус исполняет в одном
духовном поколении передачу на землю благословений Отца. Здесь мы видим контраст
между плотским чадородием и чистым Богоматеринством Девы, рождающей от Духа Св.
в) Христос есть конец истории, ибо Он есть новый Адам,
о рождении К-рого повествует Матфей (Мф 1.1; ср Быт 5.1). Отныне будущее наступило
с пришествием Того, К-рый должен был прийти. Прошлое обретает в Нем смысл. Иисус
исполняет в одном духовном поколении передачу на землю Божиих благословений. Израиль
размножался через рождение новых сынов ч-ка; Тело Христово возрастает через духовное
рождение сынов Божиих.
2. Жизнь веры и девственное плодоношение. - Иисус не
счел нужным повторить вновь заповедь Бытия о долге чадородия, порывая с иудейской
традицией, возгласившей: «Не рождать это проливать кровь человеческую», Он даже
поощрял добровольное неплодие (Мф 19.12). Более того, Он раскрыл смысл плодоношения.
Сначала Он изъяснил это в отношении Девы Марии. Не отрицая величия
Ее материнского призвания, Он открыл его глубокий смысл, говоря женщине, назвавшей
это состояние блаженным: «Блаженнее слушающие слово Божие и хранящие его!» (Лк
11.28). Дева Мария блаженна, потому что Она уверовала; Своим девственным материнством
Она - образец всех тех, к-рые верою всецело присоединяются к единому Богу.
Иисус даже уточняет, в каком смысле духовно плодотворна вера;
Он как бы не признает родных по плоти, говоря: «Кто Матерь Моя и кто братья Мои?
Ибо кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь»
(Мф 12.48 слл п). Воплотив Своего Сына, Бог все сказал, все сделал. Верующий,
соединяющийся с Богом, участвует в рождении Сына. Духовная плодотворность предполагает
девственность веры.
3. Плодоношение Церкви. - Осуществляя свое духовное плодоношение,
верующие т. обр. участвуют в плодоношении всей Церкви. Их дело - это дело Жены,
Которая рождает, Матери Младенца мужескаго пола (Откр 12). Таково, напр., служение
апостола, пережитое и описанное преимущественно ап. Павлом. Как мать, он вновь
рождает в муках (Гал 4.19), он кормит своих детей и лелеет их (1 Фес 2.7; 1 Кор
3.2); он их единый отец, родивший их во Христе Иисусе (1 Кор 4.15); он твердо
наставляет их (1 Фес 2.11). Эти образы - не простые метафоры, они выражают подлинный
опыт апостольства в Церкви.
Каждый верующий так же должен в Церкви приносить плод, как истинная
ветвь виноградной лозы (Ин 15.2,8). Такими делами он прославляет источник всякого
плодоношения, Отца, К-рый на небесах (Мф 5.16).
XLD
Ср. бесплодие - благодать V - благословение - брак - виноградник
2 - возрастание - гроза 1,3 - девство - дела ВЗ II 2 - дитя - дом I 2 - женщина
ВЗ 2, НЗ 1 - жизнь - мать - новое рождение - одиночество I 2, II 2 - отцы и Отец
I.II - плод - пол I 1 - посещение ВЗ 1 - род - сеять II 1 - смерть ВЗ III 4, НЗ
II 2, III 3
|