СЛОВАРЬ БИБЛЕЙСКОГО БОГОСЛОВИЯ
ПОКАЯНИЕ / ОБРАЩЕНИЕ
Бог призывает людей вступить в общение с Ним. А все люди грешны.
Грешны они от рождения (Пс 50.7): по вине их прародителя Трех вошел в мир (Рим
5.12), и с тех пор он обитает в самой глубине собственного «я» каждого из них
(7.20). Грешны они и по личной вине, ибо каждый из них, будучи «продан под власть
греха» (7.14 проч), добровольно принял это иго греховных страстей (ср 7.5). Поэтому,
чтобы ответить на Божий призыв, от них требуется, в самой исходной точке, обращение
и затем, в течение всей жизни, покаянное самосознание. Вот почему обращение и
покаяние занимают значительное место в библ. откр.
Однако выражающая их терминология лишь медленно приобрела полноту
своего смысла, по мере того как углублялось понятие греха. Нек-рые формулировки
указывают на ч-ка, сознательно ставящего себя в зависимость от Бога: «взыскать»
Ягве (Ам 5.4; Ос 10.12), «взыскать лица Его» (Ос 5. 15; Пс 23.6; 26.8), «смириться
пред Ним» (3 Цар 21. 29; 4 Цар 22.19), «всем сердцем своим обратиться к Нему»
(1 Цар 7.3)... Наиболее же применяемое выражение - глагол шуб передает
представление о перемене пути, возвращении, повороте назад. В религиозном контексте
оно означает, что ч-к отвращается от зла и обращается к Богу. Этим определяется
сущность О., неразрывно связанного с переменой поведения, с принятием нового направления
во всем образе жизни. В позднейшую эпоху стали больше различать между внутренней
стороной покаяния и внешними действиями, к к-рым оно побуждает. Поэтому и в греч.
Библии употребляется совместно, с одной стороны, глагол έπιστρέφειν,
в к-ром содержится мысль о возвращении к Богу, обуславливающем перемену практического
поведения, и, с другой стороны, глагол μετανοιεĩν,
к-рым имеется в виду внутренний переворот (μετάνοια).
Разбирая библ. тексты, необходимо учитывать оба эти аспекта, различные, но дополняющие
друг друга.
ВЗ
I. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПОКАЯННЫХ ОБРЯДОВ
1. Уже с древних времен известно, в свете учения о Союзе-Завете,
что связь общины с Богом может быть нарушена по вине людей, как грехами коллективными,
так и личными, ответственность за к-рые в какой-то мере ложится на все общество.
Оттого общественные бедствия и дают повод к осознанию совершенных прегрешений
(Ис Нов 7; 1 Цар 5-6). Правда, представление о грехе часто еще довольно элементарно:
любое материальное несоблюдение какого-либо Божия требования достаточно, чтобы
разгневать Ягве. Дабы восстановить связь с Ним и вновь обрести Его милость, община
должна в первую очередь наказать тех, кто несет ответственность, вплоть до применения
смертной казни (Исх 32.25-28; Числ 25.7 слл; Ис Нов 7.24 слл), если только не
дается «выкуп» за виновного (1 Цар 14.36-45). Этот последний может даже сам предать
себя Божией каре ( наказанию), чтобы была пощажена община, к к-рой он принадлежит
(2 Цар 24.17).
2. Кроме того, пока продолжается бедствие (или для его предотвращения),
Божие прощение стараются вымолить посредством умерщвления плоти и покаянных обрядов:
постятся (Суд 20.26; 3 Цар 21.8 слл), раздирают свои одежды и облекаются во вретище
(3 Цар 20.31 сл; 4 Цар 6.30; 19.1 сл; Ис 22. 12; ср Ион 3.5-8), ложатся на пепел(Ис
58.5; ср 2 Цар 12.16). В культовых собраниях слышатся стоны и вопли в знак печали
(Суд 2.4; Иоил 1.13; 2.17). Предусмотрены сборники уставного плача и мольбы, образцы
к-рых сохранены в нашей Псалтири (ср Пс 59; 73; 78; 82; Плач 5 и т.д.). Прибегают
к умилостивительным обрядам и жертвоприношениям (Числ 16.6-15). Часто совершают
общую исповедь в грехе (Суд 10.10; 1 Цар 7.6), а иногда прибегают к заступничеству
вождя или пророка, напр., Моисея (Исх 32.30 слл).
3. Обычаи такого рода засвидетельствованы во все эпохи. Сам
Иеремия вовлекается в покаянное богослужение в качестве заступника (Иер 14.1 -
15.4). После плена эти обычаи получают значительное развитие. Они могли, однако,
становиться чисто внешними, когда ч-к не участвовал в них всем сердцем своим и
не выражал свое покаяние делами. Этому искушению - ограничиться поверхностной
обрядностью - пророки противопоставляют свой призыв к обращению.
II. ПРОРОКИ ПРИЗЫВАЮТ К ОБРАЩЕНИЮ
Когда Нафан обличает царя Давида в прелюбодеянии, он уже предвещает
учение пророков о покаянии: Давид должен исповедать свою вину (2 Цар 12.13), затем
он выполняет обряд покаяния и, наконец, смиренно принимает наказание Божие (12.14-23).
Призыв пророков к обращению, особенно с VIII века, направлен уже ко всему народу.
Израиль нарушил Союз-Завет, «оставил Господа, презрел Святого Израилева» (Ис 1.4),
- Ягве мог бы его покинуть, если он не обратится. Призыв к покаянию становится
одной из главных сторон проповеди пророков (ср Мер 25.3-6).
1. Амос, пророк правды, не довольствуется обличением
грехов своих современников. Когда он говорит, что нужно « взыскать Бога» (Ам 5.4,6),
это формулировка не только культовая. Она означает искать добра, а не зла, ненавидеть
зло и любить добро (5.14 сл); в это входит исправление собственного поведения
и честное «восстановление правосудия»: только такое обращение может побудить Бога
«помиловать Остаток Иосифов» (5.15). Осия также требует действительного
отхода от неправды и, в особенности, от идолопоклонства; он обещает, что за это
Бог вернет Свою милость и отвратит Свой гнев (14.2-9). Клеймя поверхностные обращения,
к-рые не могут принести никакого плода, он настаивает на внутренней природе истинного
обращения, вдохновляемого любовью (хесед) и познанием Бога (6.1-6; ср 2.9).
2. Исаия обличает жителей Иудеи в разных грехах: в нарушении
правды, культовых отклонениях, прибегании к ч-ской политике и т.д. Только подлинное
обращение может принести спасение, ибо богослужение - ничто (Ис 1.11-15; ср Ам
5.21-25), если нет да деле покорности Божиим повелениям: «Омойтесь, очиститесь;
удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать
добро; ищите правды; спасайте угнетенного; защищайте сироту» (Ис 1.16 сл). «Тогда...
если будут грехи ваши, как багряное, - как снег убелю; если будут красны как пурпур,
- как волну убелю» (1.18 сл). Исаия знает, однако, что его проповедь натолкнется
на Ожесточение сердец (6.10): «Обращением и покоем вы спаслись бы ... но вы не
хотели» (30.15). Поэтому драма Израиля устремится к катастрофической развязке.
Исаия сохраняет только уверенность, что некий « Остаток обратится... к Богу сильному»
(10.21; ср 7.3). Тот народ, к-рый в конце концов обретет спасение, составится
из одних обращенных.
3. Настойчивое указание на внутреннее расположение, с к-рым
надлежит приходить к Богу, скоро становится одной из обычных тем проповеди пророков:
Михей говорит о справедливости, милосердии и смиренномудрии (6.8); о правде и
смиренномудрии вторит ему Софония (2.3; 3.12 сл). Но больше всего Иеремия, следуя
ходу мыслей Осии, широко развивает тему обращения. Когда этот пророк возвещает
бедствия, угрожающие Иуде, он делает это, «чтобы они обратились каждый от злого
пути своего, чтобы Я (Ягве) простил» (Иер 36.3). Призывы «возвратиться» слышны
на протяжении всей книги; но каждый раз в них точно указываются условия этого
возвращения. «Отступница, дочь Израилева» должна признать свою вину, если хочет,
чтоб Ягве «не взирал уже на нее суровым лицом» (евр 3.12; ср 2.23). Мятежные сыны
не должны ограничиваться плачем и мольбой при исповедании своих грехов (3.21-25);
они должны изменить свое поведение и обрезать сердца свои (4.1-4).
Практические последствия перемены поведения не ускользают от
пророка (ср 7.3-11). Поэтому он и начинает сомневаться в возможности действительного
обращения. Те, кого он призывает, предпочитают следовать ожесточению злых сердец
своих (18.11 сл; ср 2.23 слл). Нисколько не оплакивая своего нечестия, они погружаются
в него все глубже (8.4-7). Пророку не остается ничего другого как возвещать наказание
неисправимому Иерусалиму (13.20-27). Перспектива будущего тем не менее остается
для него исполненной надежды. Придет день, когда поверженный народ смиренно примет
свое наказание и станет молить о сердечном обращении как о милости: «Обрати меня,
- и обращусь» (31.18 сл). И Ягве ответит на эту смиренную молитву, ибо, при новом
Союзе-Завете, Он Свой «Закон на сердцах их напишет» (31.33): «Дам им сердце, чтобы
знать Меня, что Я - Господь, и они будут Моим народом, и Я буду их Богом; ибо
они обратятся ко Мне всем сердцем своим» (24.7).
4. Верный тому же пророческому преданию, Иезекииль в час, когда
исполняются Божий угрозы, сосредоточивает свой призыв на необходимости обращения:
«Отвергните от себя все грехи ваши, к-рыми согрешили вы, и сотворите себе новое
сердце и новый дух; и зачем вам умирать, дом Израилев? Ибо Я не хочу смерти умирающего,
говорит Господь Бог; но обратитесь - и живите!» (Иез 18.31 сл). Когда этот пророк
уточняет Божий требования, он, по-видимому, уделяет предписаниям культового характера
больше места, чем его предшественники (22.1-31); но также больше их он настаивает
и на совершенно личном характере обращения: каждый может отвечать только за себя,
каждому будет воздано по его собственному поведению (3.16-21; 18; 33.10-20). Хотя
Израиль есть «мятежный дом» (2.4-8), этим людям с жестоким сердцем Бог может дать
как милость то именно, чего Он так повелительно требует от них: при новом Союзе-Завете
Он даст им новое сердце и вложит в них Свой Дух, так что они привяжутся к Его
Закону и пожалеют о своем злом поведении (36.26-31; ср11.19сл).
5. От Амоса до Иезекииля учение об обращении углублялось т.
обр. непрестанно параллельно с пониманием греха. В конце периода пленения в Вести
утешения констатируется действительное обращение Израиля или, по меньшей
мере, его Остатка. Спасение, к-рое в нем возвещается, предназначено «стремящимся
к правде, ищущим Господа» (Ис 51.1), тем, у кого «в сердце Закон» (51.7). Их можно
заверить в том, что прошло «время борьбы» и «за неправды сделано удовлетворение»
(40.2). Ягве говорит Израилю, рабу Своему: «Изглажу беззакония твои, как туман:
обратись ко Мне, ибо Я искупил тебя» (44.22). В этой новой перспективе предполагается,
что народ Божий укреплен в верности, и пророк предвидит неслыханное расширение
обетовании спасения. После Израиля в свою очередь обратятся и языч. народы: оставив
своих идолов, они все придут к Богу живому (45.14 сл.23 сл; ср Иер 16.19 слл).
Эта мысль развивается все дальше. Иудейство после плена начинает
принимать в свое лоно прозелитов, обращенных из язычников (Ис 56.3,6); более того,
в эсхатологических образах всегда встречаются указания на религиозную вселенскость
(ср Пс 21.28). В книге пророка Ионы передается даже пророческая проповедь, направленная
прямо к язычникам, чтобы они «обратились и жили». В конце такого доктринального
развития уже видно, насколько углубилось понятие покаяния; внешняя обрядность,
занимавшая еще слишком много места в древнем Израиле, оставлена далеко позади.
III. ВСЕНАРОДНОЕ ПОКАЯНИЕ И ОБРАЩЕНИЕ СЕРДЦА
1. Обращение Израиля как народа было двойным плодом проповеди
пророков и испытаний плена. Плен провиденциально дал случай осознать грех и искренно
его исповедать, что и отмечают в полном согласии между собой позднейшие тексты
письменности Второзакония (3 Цар 8.46-51) и письменности священнической (Лев 26.39
сл). После же плена покаянное сознание настолько укоренилось в умах, что вся иудейская
духовность приобретает соответствующую окраску. Древние покаянные обряды сохраняются
(ср Иоил 1-2), но учение пророков обновило их содержание. Книги этого времени
хранят списки стереотипных формул, в к-рых община исповедует все национальные
грехи, совершенные от начала, и молит Бога о прощении и пришествии спасения от
Него (Ис 63.7-64.11; Езд 9. 5-15; Неем 9; Дан 9.4-19; Вар 1.15-3.8). Всенародные
плачи, приводимые в Псалтири, составлены по этому образцу (Пс 78; 105) и в ней
еще чаще напоминаются прежние случаи нераскаянности (ср Пс 94,8-11). У Израиля
заметно напряженное и постоянно возобновляемое усилие к глубокому обращению. В
эту эпоху обряды умилостивления получают широкое распространение, настолько неотвязна
мысль о грехе (Лев 4-5; 16).
2. В личном плане усилие не менее значительно, так как урок,
преподанный Иезекиилем, был услышан. Псалмы болящих и гонимых нередко переходят
в исповедание грехов (Пс 6.2; 31; 37; 102.3 сл; 142.1 сл), и поэт, составивший
книгу Иова, проявляет очень глубокое ощущение коренной нечистоты ч-ка (Иов 9.30
сл; 14.4). Наиболее совершенным выражением этих чувств является Пс 50 (Помилуй
меня, Боже), где учение пророков об обращении целиком переходит в молитву,
в рамках некоего диалога с Богом (ср стих 6): признание своих прегрешений (стих
5 слл), прошение о внутреннем очищении (стих 3 сл,9), призыв благодати, к-рая
одна только может изменить сердце (стих 12 слл), устремление к ревностно благочестивой
жизни (стих 15-19). Обряд покаяния сосредоточивается отныне на « сердце сокрушенном»
(стих 18 сл). Понятно, что члены Кумранской общины, воспитанные на таких текстах
и унаследовавшие всю предшествовавшую им традицию, могли прийти к мысли удалиться
в пустыню, чтобы искренно обратиться к Закону Бога и «приготовить путь» Ему. Хотя
их стремление и носит еще отпечаток нек-рого законничества, оно все же не очень
далеко от того стремления, к-рое мы затем встречаем в НЗ.
НЗ
I. ПОСЛЕДНИЙ ИЗ ПРОРОКОВ
В преддверии НЗ пророческий призыв к обращению снова слышится
во всей свой чистоте в проповеди Иоанна Крестителя, последнего из пророков. Лука
так определяет вкратце его «миссию»: «он многих из сынов Израилевых обратит к
Господу Богу их» (Лк 1.16 сл; ср Мал 2.6; 3.24). То, что он возвещает, содержится
в одной фразе: «Кайтесь, ибо близко Царство небесное» (Мф 3.2). Пришествие Царства
открывает взорам надежду; но Иоанн главным обр. подчеркивает Суд, к-рый должен
ему предшествовать. Никто не может избежать Гнева, к-рый проявится в День Ягве
(Мф 3.7,10,12). Принадлежность к племени Авраамову не послужит ни к чему (Мф 3.9).
Все люди должны признать себя грешниками, принести плод достойный покаяния (Мф
3.8), усвоить новое поведение, соответствующее их положению (Лк 3.10-14). В знак
такого обращения Иоанн преподает крещение водой: оно должно приготовить кающихся
к крещению огнем и Духом Святым, К-рым будет крестить Мессия (Мф 3.11 п).
II. ОБРАЩЕНИЕ И ВХОД В ЦАРСТВО БОЖИЕ
1. Иисус не ограничивается возвещением приближения царства Божия,
а с великою силою претворяет это возвещение в жизнь: с Иисусом Царство начинается,
хотя его дальнейшее осуществление еще окутано тайной. Призыв к обращению, провозглашенный
Иоанном Крестителем, сохраняет тем не менее все свое значение в настоящем: Иисус
в начале Своего служения повторяет его в тех же самых выражениях (Мк 1.15; Мф
4.17). Он для того пришел, чтобы «призвать грешных к покаянию» (Лк 5.32); в этом
заключается основная сторона Евангелия Царства. Ч-к, начинающий сознавать свое
греховное состояние, может с доверием прийти к Иисусу, ибо «власть имеет Сын Человеческий
прощать грехи» (Мф 9.6 п). Призыв к обращению наталкивается, однако, на ч-ское
самодовольство во всех его формах, от привязанности к богатству (Мк 10.21-25)
и до горделивой самоуверенности фарисеев (Лк 18.9). Иисус восстает как «знамение
Ионы» среди рода лукавого, хуже настроенного в отношении Бога, чем некогда Ниневия
(Лк 11.29-32 п). Оттого Он и выдвигает против него целый перечень обвинений, полный
угроз: люди Ниневийские осудят его в день Суда (Лк 11. 32); легче будет судьба
Тира и Сидона, чем городов Галилейских (Лк 10.13 слл п). Нынешняя нераскаянность
Израиля - знак ожесточения его сердца (Мф 13.15 п; ср Ис 6.10). Непокаявшиеся
слушатели Иисуса, если они не изменят своего поведения, погибнут (Лк 13.1-5) по
образу бесплодной смоковницы (Лк 13.6-9; ср Мф 21.18-22 п).
2. Требуя обращения, Иисус совсем не упоминает о покаянных обрядах.
Он даже неодобрительно относится к внешним знакам покаяния, слишком бросающимся
в глаза (Мф 6.16 слл). Важна перемена сердца, превращающая ч-ка как бы в малое
дитя (Мф 18.3 п). Затем необходимо непрестанное усилие «искать Царства Божия и
правды Его» (Мф 6.33), т.е. согласовывать свою жизнь с новым законом. Самый акт
обращения обрисован в чрезвычайно красноречивых притчах. Он предполагает, что
есть воля к нравственной перемене, и представляет собою прежде всего смиренный
призыв, проявление доверия: «Боже, будь милостив ко мне, грешнику» (Лк 18.13).
Обращение есть милость, получаемая по Божию почину, всегда предваряющему: Пастырь
сам идет искать потерявшуюся овцу (Лк 15.4 слл; ср 15.8). Ч-ский ответ на эту
милость конкретно рассматривается в притче о блудном сыне, так ярко рисующей милосердие
Отца (Лк 15.11-32). Евангелие Царства содержит в себе такое изумительное откровение:
«На небе радость будет больше об одном грешнике кающемся, чем о девяноста девяти
праведниках, к-рые не нуждаются в покаянии» (Лк 15.7,10). Оттого Иисус так милостиво
принимает грешников, что это воспринимается фарисеями как некий соблазн (Мф 9.10-13;
Лк 15.2), но, с другой стороны, способствует обращениям; вот почему еванг. от
Луки так любовно передает подробности нек-рых из этих обращений, как, напр., грешницы
(Лк 7.36-50) и Закхея (19.5-9).
III. ОБРАЩЕНИЕ И КРЕЩЕНИЕ
Во время Своей земной жизни Иисус посылал Своих апостолов проповедовать
обращение, возвещая Евангелие Царства (Мк 6.12). После Своего воскресения Он снова
возложил на них эту миссию: они должны были идти проповедовать во имя Его покаяние
всем народам во оставление грехов (Лк 24.47), ибо кому они отпустят грехи, тем
будут отпущены (Ин 20.23). В Деян. и Посл, мы присутствуем при исполнении этого
повеления. Однако, обращение представляется по-разному в зависимости от того,
касается ли оно Иудеев или язычников.
1. Требования, предъявляемые Иудеям, заключаются прежде всего
в нравственном обращении, к к-рому уже Иисус призвал их. На это покаяние (μετάνοια)
Бог должен ответить дарованием прощения грехов (Деян 2.38; 3.19; 5.31); оно должно
быть скреплено принятием крещения и даром Духа Св. (Деян 2.38). Однако, вместе
с нравственной переменой, О. должно включать положительное исповедание веры во
Христа: Иудеи обратятся (έπιστρέφειν)
к Господу (Деян 3.19; 9.35). Между тем, как показывает опыт Павла, такого приобщения
ко Христу труднее всего достичь: у Иудеев - покрывало на сердце. Это покрывало
упадет, если они обратятся (2 Кор 3.16). Но, согласно тексту Исаии (Ис 6.10 сл),
их Ожесточение приковывает их к неверию (Деян 28.24-27). Они такие же грешники,
как и язычники, и также находятся под угрозой Божия гнева, но они не понимают,
что Бог проявляет долготерпение, чтобы привести их к покаянию (Рим 2.4). Только
некий Остаток отзывается на апостольскую проповедь (Рим 11.1-5).
2. Евангелие встречает более благоприятный прием у народов языч.
Уже с часа крещения сотника Корнилия хр-не из Иудеи замечают с удивлением, что
«и язычникам дал Бог покаяние в жизнь» (Деян 11.18; ср 17.30). Оно с успехом возвещается
в Антиохии и в других местах (11.21; 15.3,19); в этом даже особое назначение миссии
ап. Павла (26.18, 20). Наряду с моральным покаянием (μετάνοια),
обращение в этих случаях требует оставления идолов, дабы обратиться (έπιστρέφειν)
к Богу живому (Деян 14.15; 26.18; 1 Фес 1.9), следуя образу О., к-рый предвозвещался
уже у Второисаии. После этого первого шага, язычники, как и Иудеи, призываются
возвратиться «ко Христу, Пастырю и Блюстителю душ» (1 Петр 2.25).
IV. ГРЕХ И ПОКАЯНИЕ В ЦЕРКВИ
1. Акт обращения, запечатленный крещением, совершается раз навсегда;
возобновить благодать этого дара невозможно (Евр 6.6). Между тем и принявшие крещение
могут снова впасть в грех: апостольская община очень скоро испытала это на опыте.
В этом случае вновь необходимо П., если ч-к хочет все-таки получить участие в
спасении. Петр призывает к этому Симона Волхва (Деян 8.22). Иаков увещает ревностных
хр-ан обращать грешников, стоящих на ложном пути (Иак5.19сл). Павел радуется,
что Коринфяне покаялись (2 Кор 7.8 сл), хотя и опасается, что покаялись не все
(12.21). Он побуждает Тимофея с кротостью наставлять противников в надежде, что
Бог даст им благодать покаяния (2 Тим 2.25). Наконец, в Посл, к Семи Церквам,
с к-рых начинается Откр. Ин., содержатся ясные призывы к П., из чего можно заключить,
что нек-рые из адресатов потеряли свое первоначальное рвение (Откр 2.5,16,21 сл;
3.3,19). Хотя в этих текстах не говорится прямо о таинстве П., в них показано,
что соответствующая этому таинству добродетель должна иметь место в хр-ской жизни
как продолжение крещального обращения.
2. Только покаяние подготавливает ч-ка к тому, чтобы предстать
пред Судом Божиим (ср Деян 17.30 сл). Вся история движется к этому Суду. Если
и кажется, что Бог медлит с его осуществлением, то лишь потому, что Он « долготерпит
нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию» (2 Петр 3.9).
Но подобно тому, как Израиль ожесточился в своей нераскаянности во времена Христа
и апостольской проповеди, так, согласно Откр. Ин., люди будут упорствовать в нежелании
понять значение бедствий, к-рые проходят через их историю и предвещают День гнева:
они также ожесточатся в нераскаянности (Откр 9.20 сл), хуля имя Божие вместо того,
чтобы покаяться и воздать Ему славу (16.9,11). Это касается не членов Церкви,
а только язычников и отступников (ср 21.8). Таковы мрачные перспективы будущего,
завершить к-рые надлежит Суду Божию. Поэтому хр-нам так нужно осознать срочную
необходимость П-м «спасаться от этого развращенного рода» (Деян 2.40).
JGi & PC
Cр. : гнев Б ВЗ III 2 - грех III 3, IV 1 а - желание III - Иоанн
Креститель 1 - искать I,II - исповедовать ВЗ 2, НЗ 2 - крещение II, IV 3 - милосердие
ВЗ I 2 в - наказания 2,3 - нечестивый ВЗ 3, НЗ - ожесточение II 2 - ответственность
5 - пепел - печаль ВЗ 3 - пост - проповедовать I 1 - прощение - пустыня ВЗ II
1 - сердце I 3 - смерть ВЗ III 2 - сон III 1
|