МАЛЫЙ АПОКАЛИПСИС
Из "Библиологического словаря"
священника Александра Меня
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех томах фондом Меня (СПб., 2002))
К досье Меня
МАЛЫЙ АПОКАЛИПСИС, или СИНОПТИЧЕСКИЙ АПОКАЛИПСИС, условное название
тех разделов *синоптических Евангелий, где передается эсхатологич.
речь Христа Спасителя, произнесенная на горе Елеонской (Мф 24; Мк
13; Лк 21:5-36). По стилю М.А. отличается от др. частей Евангелия,
что обусловлено использованием в нем образов и символов ветхозав.
апокалиптики и *эсхатологии. Как отмечают мн. толкователи, евангелисты,
особенно ев. Марк, при передаче слов Христовых еще недостаточно
четко видели различие между концом ветхозав. эпохи и событиями,
к-рые должны предварять *Парусию. Однако они сохранили пророчество
Христово о том, что конец истории наступит не ранее, чем Евангелие
будет проповедано «во свидетельство всем народам». Предполагается,
что М.А. входил в число древнейших *логий (см. ст. Квелле).
Нек-рые экзегеты 19-20 вв. пытались на основе М.А. установить даты
составления синоптич. Евангелий. Не веря, что Христос мог предвидеть
будущее, они считали, что пророчество о падении Иерусалима указывает
на время после 70 г. Но, допустив эту априорную т. зр., придется
отодвинуть датировку всех пророков *допленного периода к 6 в. до
н.э., т.к. они предрекали изгнание, а Апокалипсис Иоанна — к 5 в.
н.э., поскольку в нем сказано о гибели «Вавилона» (Римской империи).
Следует отметить, что пророчество Христово, заключенное в М.А.,
не имеет конкретно-историч. характера, а выдержано в общих чертах
библ. апокалиптики («войны и военные слухи», ср. Дан 11:40-45; «мерзость
запустения» на святом месте, ср.Дан 9:27; землетрясения, ср.Ис 29:6).
В М.А. отсутствуют подробности войны 66-70, известные по книгам
*Иосифа Флавия (междоусобная борьба защитников города, массовые
распятия повстанцев, пожар Храма и т.д.). Гонения на учеников Христовых
со стороны иудейских властей, описанные в М.А., имели место гл.
обр. до 66 г. Что же касается *лжемессий и лжепророков, то они появлялись
и до и после 70 г., так что ссылка на них не может служить хронологич.
критерием.
То, что в М.А. евангелисты недостаточно ясно дифференцировали
гибель Храма и Парусию, свидетельствует именно об ожидании обоих
событий в будущем. Сам факт веры в скорый конец мира у первых христиан
объясняется двойственным характером Царства Божьего. С одной стороны,
оно есть реальность футурологическая, а с другой — оно уже наступило
с момента выхода Иисуса Христа на проповедь (Лк 17:20; ср.Ин 9:39;
12:31). См. ст. «Осуществленная эсхатология».
l Б о р к о вИ.В., О знамениях второго пришествия Господа нашего
Иисуса Христа по Евангелию и посланиям св. апостолов, ч.1-2, М.,
1905; прот.*Е л е о н с к и йН., Пророчественная речь Иисуса Христа
о разрушении Иерусалима и кончине мира, ЧОЛДП, 1873, № 12; *Н и
к о л ь с к и йН.М., Мировой и социальный переворот по воззрениям
раннего христианства, М., 1922; *С а в и н с к и йС.В., Эсхатологич.
беседа Христа Спасителя, К., 1906; B e a s l e y - M u r r a yG.R.,
Commentary on Mark Thirteen, L., N.Y., 1957; L a m b r e c h tJ.,
Die Logia-Quellen von Markus 13, «Biblica», 1966, № 47.
|