«КАНОНИЧЕСКИЙ» МЕТОД ЭКЗЕГЕЗЫ
См. экзегеза Нового Завета
Из "Библиологического словаря"
священника Александра Меня
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех томах фондом Меня (СПб., 2002))
К досье Меня
«КАНОНИЧЕСКИЙ» МЕТОД ЭКЗЕГЕЗЫ (англ. Canonical Criticism), подход
к Свящ.Писанию, к-рый рассматривает его во взаимосвязи всех составных
частей *канона.
Современный К.м.э. возник среди англоязычных протестантских библеистов
в качестве реакции на преувеличение роли *историко-литературной
критики. Рождение метода связывают с выходом книги *Чайлдза «Библейское
богословие в кризисе» (C h i l d s B.S., Biblical theology in crisis,
Phil., 1970). Чайлдз указал, что историко-литературная критика и
др. родственные ей методы постепенно утрачивали основную цель экзегетики
— дать толкование Библии как Слова Божьего, — и превратили ее в
чисто историч. дисциплину. Критики «атомизируют» Библию, делая акцент
на гипотетич. *источниках свящ. книг; между тем для христиан важно
прежде всего, ч т о было сохранено Общиной. Отбор книг происходил
в контексте литургич. и вообще всей духовной жизни Церкви. Поэтому
следует рассматривать не просто писания того или иного свящ. автора,
а книги в том виде, как они приняты Церковью. В свете этого теряет
остроту проблема *атрибуции и датировки. К.м.э. не отбрасывает методов
и выводов историко-критич. исследования, а хочет идти дальше, подходя
к Библии как к свидетельству веры Общины. *Сандерс выделяет К.м.э.
в особую дисциплину, цель к-рой изучать историю канона, адаптации
древних текстов для потребностей тех или иных эпох жизни Церкви.
В этих тенденциях намечается сближение протестантской т. зр. с
правосл. и католич., к-рые всегда видели в Церкви первичную реальность,
создавшую канон. К.м.э. избегает замалчивания и сглаживания противоречий
в Писании, ибо они отражают плюрализм Слова Божьего, конкретную
многогранность библ. провозвестия.
l *B a r r J., Childs’ Introduction to the Old Testament as Scripture,
«Journal for the Study of the Old Testament», 1980, № 16; C h i
l d s B.S., Introduction to the Old Testament as Scripture, Phil.,
1979; S a n d e r s J.A., Torah and Canon, Phil., 1972; id. Canon
and Community, Phil., 1984.
|