ПЛЕН
Пленение, изгнание в библейской теологии, 1970.
ПЕРИОД ПЛЕНА
Из "Библиологического словаря"
священника Александра Меня
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех
томах фондом Меня (СПб., 2002))
К досье Меня
- К указателю по Новому Завету
в целом. - Библия.
ПЛЕНА ПЕРИОД, период ветхозав. истории между первой депортацией иудеев в Вавилон
(597) и эдиктом царя Кира, разрешившего изгнанникам вернуться на родину (538).
Ход событий в П.п. Между 604 и 603 иудейский царь Иоаким вынужден был подчиниться
власти Навуходоносора II (605-562), однако вскоре перешел на сторону фараона Нехо
(609-594). Сын Иоакима Иехония пытался продолжить политику отца, и поэтому в 597
войска Навуходоносора II вторглись в Иудею. Иехония предпочел сдаться, и его вместе
с партией знатных горожан депортировали в Вавилон (среди высланных был и прор.Иезекииль).
Политика переселения, к-рую Навуходоносор заимствовал у ассирийцев, преследовала
две цели: ослабить очаги сопротивления и превратить разноплеменных подданных в
"один народ". Поставленный Навуходоносором царь Седекия, вопреки советам прор.Иеремии,
отказался от подчинения Вавилону и заключил тайное соглашение с Египтом. В 589-88
Навуходоносор начал новую карательную кампанию против Иудеи. Летом 586 Иерусалим
был взят, Храм предан огню, Седекия ослеплен и отправлен в Вавилон. Иудея стала
подчиненной территорией, управляемой наместником Годолией. Вскоре он был убит
мятежными военачальниками, к-рые после этого, опасаясь мести Вавилона, бежали
в Египет (вместе с ними вынужден был уйти и прор.Иеремия). Иудея как государство
перестала существовать. Города ее опустели; большая часть населения была угнана
в Вавилон. Однако там переселенцы жили свободно: им были отведены земли и кварталы
для жилья, они могли заниматься хозяйством, ремеслами и торговлей. Возможно, вавилонские
власти не исключали мысли о восстановлении Иерусалима. Во всяком случае, преемник
Навуходоносора освободил пленного царя Иехонию из тюрьмы и поселил во дворце.
Есть основания думать, что при царе Набониде (556-539) положение изгнанников несколько
ухудшилось. В 555 воцарившийся в Иране Кир Ахеменид покорил ряд соседних стран
и двинулся на Вавилон. Враждебная Набониду партия открыла ему ворота города, и
в 539 Кир торжественно вступил в Вавилон. Он опубликовал эдикт, согласно к-рому
все военнопленные и переселенцы могут вернуться в свои земли. Этот эдикт и положил
конец П.п. Духовное состояние иудеев в П.п. Изгнанники сохранили на чужбине свою
сплоченность и верность религии. Они осознали правоту пророков, предсказавших
бедствие как возмедие за измену Богу, и спешили принести покаяние. Переосмыслялась
вся предшествовавшая история: на нее смотрели теперь как на путь духовного падения.
Покаянный дух связывался с надеждами на возрождение, к-рое укрепляли в народе
пророки, пришедшие с иудеями в Вавилон (Иезекииль, *Второисайя). Впрочем, состоятельные
классы общества готовы были остаться в Вавилоне, этом богатом многонацион. городе,
где они жили в безопасности и благополучии. Поэтому, когда вышел эдикт Кира, пророкам
пришлось возвысить голос, призывая к новому Исходу. Следует отметить, что в П.п.
ветхозав. Церковь была лишена Храма, вследствие чего сложился новый вид обществ.
молитвы, к-рый получил законченную форму в богослужении *синагог.
Священная письменность в П.п. Как подчеркивал *Тураев, П.п. был одним из самых
плодотворных в ветхозав. истории. Отступили старые соблазны, община вошла в новую
фазу религ. самосознания. Это было время великих проявлений пророческого духа.
В П.п. писали прор.Иеремия, Иезекииль и Второисайя, были завершены *Исторические
книги 1-го цикла с их богословской переоценкой прошлого. Кн.Плач и часть Псалтири
были написаны в эти годы (напр., Пс 136). Как полагает большинство библеистов,
именно в Вавилоне получило свой окончательный вид *Пятикнижие.
l Б е л я в с к и й В.А., Вавилон легендарный и Вавилон историч., М., 1971;
Б л а г о н р а в о в Е., Плен Вавилонский и значение его в истории иудеев, М.,
1908; *Б о л о т о в В.В., Валтасар и Дарий Мидянин, СПб., 1896; [К а ц е н е
л ь с о н Л.], Вавилонское пленение, ЕЭ, т.5; Пир Валтасара, "Черниговские ЕВ",
1883, ? 8; *П о б е д и н с к и й - П л а т о н о в И.И., Вавилонский плен, ДЧ,
1874, ч.1, ? 1-4; *С а б и н и н С.К., О состоянии Иудеев в плену Вавилонском,
ХЧ, 1839, т. 3; прот. *С о л о в ь е в И., На реках вавилонских, М., 1905; G r
y L., Israelites en Assyrie, Juigs en Babylonie, 1923; J a n s s e n E., Juda
in der Exilszeit, 1956; N e w s o m e J.D., By the Water of Babylon, 1979; R a
i t t T.M., A Theology of Exile, 1977; W h i t l e y C.F., The Exilic Age, 1957;
см. также BTS, ? 82, 96, 186 и библиогр. к ст.: Даниила прор. книга; Древний Восток;
Исайи прор. книга; История библейская.
Halvorson-Taylor, Martien A. Enduring Exile: The Metaphorization of Exile in the Hebrew Bible. Leiden, Brill, 2010, xiv, 230 pp. Series: Vetus Testamentum, Supplements, 141
|