ХВАЛА
См. катехизис.
Принято различать в молитве X., прошение и благодарение. Фактически в Библии X. и благодарение часто
соединяются в одном движении души, в одних и тех же словах. Действительно,
Бог достоин X. за Свои благодеяния, оказываемые ч-ку и X. естественно становится
благодарностью и благословением. Примеров много (Пс 34.18; 68.31; 108.30;
Езд 3.11). X. и благодарение вызывают одинаковые внешние проявления радости,
особенно в культе. И X. и благодарение воздают Богу славу (Ис 42.12; Пс 21.24; 49.23;
1 Пар 16.4; Лк 17.15-18; Деян 11.18; Флп 1.11; Еф 1.6,12,14), исповедуя
Его величие.
В той мере, в какой такие тексты и слова поддаются различению, можно
сказать, что X. Больше относится к Самому Богу, чем к дарам Его. Она более
теоцентрична, больше растворяется в Боге, она ближе к поклонению, на пути к экстазу. Хвалебные гимны обычно
не имеют конкретного содержания. Бог воспевается, потому что Он Бог.
I. БОГ ХВАЛЫ
Гимны восхваления возникают в порыве восторга, слова умножаются в попытке
дать образ Бога и Его величия. В них воспевается благость Ягве, Его правда
(Пс 144.6 сл), Его благодеяния (Пс70.15), Его спасение (1 Цар 2.1), Его
милость и истина (Пс 88.2; 116.2), Его слава (Исх 15.21), Его сила (Пс
28.4), Его дивные предопределения (Ис 25.1), Его суд, освобождающий узников
(Пс 145.7). Все это блистает в чудесах Господа (Пс 95.3), в подвигах Его
(Пс 104.11 слл; 105.2), во всех делах Его (Пс 91.5 сл), включая чудеса
Христа (Лк 19.37).
От дел мы восходим к их Творцу. «Велик Ягве и достохвален и величие Его
неисследимо» (Пс 144.3). «Ягве, Боже мой! Ты дивно велик, и облечен славою
и величием» (Пс 103.1; см 2 Цар 7.22; Иф 16.13). В песнопениях воспевается
великое Имя Божие (Пс 33.4; 144.2; Ис 25.1). Восхвалять Бога - это значит
превозносить величие Его (Лк 1.46; Деян 10.46), признавать Его несравненное
превосходство, ибо Он Тот, Кто пребывает в вышних (Лк 2.14), ибо Он свет. X. вдохновляется восторгом сознания этой святости Бога
(Пс 29.5 = 96.12; 98.5; 104.3; см Ис 6.3). И этот восторг - чистейший и
благочестивейший - соединяет с Богом.
II. СОДЕРЖАНИЕ ХВАЛЫ
1. Хвала и исповедание. - X. - это прежде всего исповедание величия Божия. В различных и многообразных
формах X. почти всегда предваряется торжественным провозглашением (см Ис
12.4 сл; Иер 31.7; Пс 88.2; 95.1 слл; 104.1 сл; 144.6...; см 78.13). Такое
провозглашение предполагает слушателей, способных к благоговейному трепету,
к полному единению. Это - собрание праведных (Пс 21.23,26; см 32.1). Это
- чистые сердцем, смиренные, к-рые способны понять величие Бога и воспеть
Ему X. (Пс 29.5; 33.3; 65.16 сл). Это - не люди несмысленные (Пс 91.7).
Внезапно рожденная от прикосновения Бога Живого X. всецело пробуждает
ч-ка (Пс 56.8; 107.2-6) и устремляет его к обновлению его жизни. Ч-к весь отдается X. Бога и если X. эта подлинна,
то она - непрестанна (Пс 144.1 сл; 145.2; Откр 4.8). Она есть как бы взрыв
всех жизненных сил, ибо не мертвые, сошедшие в шеол, могут славить Бога,
но только живые (Пс 6.6; 29.10; 87.11 слл; 113.25 сл; Ис 38.18; Вар 2.17;
Сир 17.24 сл).
НЗ сохраняет первое место в X. за исповеданием: восхвалять Бога значит всегда и прежде
всего провозглашать Его величие повсюду вокруг себя (Мф 9.31; Лк 2.38;
Рим 15.9 = Пс 17.50; Евр 13.15; см Флп 2.11).
2. Хвала и песнопение. - X. рождается от восхищения и изумления
перед Лицом Божиим в душе раскрывшейся и охваченной восторгом. Она может
выразиться в кликах, в восклицании, в радостном славословии (Пс 46.2,6;
80.2; 88.16 сл; 94.1 ...; 97.4). Так как X. должна быть, как правило, понятна
народу, она легко становится в своем развитии песнью, гимном, чаще всего
в сопровождении музыки и даже пляски (Пс 32.2 сл; см Пс 97.6; 1 Пар 23.5).
Призыв петь часто встречается в начале X. (Исх 15.21; Ис 42.10; Пс 104.1...;
см Иер 20.13).
Одно из слов X. наиболее характерных и насыщенных содержанием - это хиллел
(евр), к-рое по-русски обычно переводится словом: хвалить (см начало псалмов:
Пс 99.1; 112; 116; 134). Повод к X. в них определенно указан. Иногда этого
указания нет и X. исходит в таком случае как бы сама из себя (Пс 62.6;
112.1). Таково восклицание аллилуйя = Халлелу - Ях: Хвалите Я(гве).
В НЗ имеется несколько разных терминов для выражения песенной X., к-рые
указывают нам на песнь (греч άδω: Откр 5.9; 14.3; 15.3),
на содержание гимна (греч ύμνέω: Мф 26.30; Деян
16.25) или на музыкальное сопровождение (греч ψάλλω:
Рим 15.9 = Пс 17.50; 1 Кор 14.15). Однако в таком тексте, как Еф 5.19,
Павел пользуется одинаково всеми этими словами. С другой стороны, у LXX
хиллел чаще переводится словом αίνέω, к-рое мы
находим и в НЗ, в особенности у Лк (Лк 2.13,20; 19.37; 24.53; Деян 2.47;
3.8 сл).
3. Хвала и эсхатология. - В Библии X. является прежде всего уделом
Израиля: избранный народ получил откр., и он один знает истинного Бога.
Позднее X. приобретает все более всемирный характер. Язычники тоже видят
славу и силу Ягве и приглашаются слить свой голос с голосом Израиля (Пс
116.1). В этом отношении знаменательны «Псалмы Царства» (Пс 95.3,7 сл;
96.1; 97.3 сл). Не только все народы земли приглашаются уразуметь победы
Бога (как, напр., возвращение из Плена Вавилонского), но и сама природа
приобщается к этому хвалебному хору (Ис 42.10; Пс 97.8; 148; Дан 3. 51-90).
Вселенскость приуготовляет эсхатологию. Эта X. всех народов, впервые
зазвучавшая по возвращении из Плена Вавилонского, лишь предваряет грядущую
великую X., к-рая будет звучать «во веки веков». Гимны ВЗ прообразуют вечный
гимн Дня Господня, уже звучащий и всегда ожидаемый. «Новые песни» Псалтири
найдут свой последний отклик в «новой песне» Откр Ин (Откр 5.9; 14.3).
III. ХВАЛА И БОГОСЛУЖЕНИЕ
X. в Израиле всегда была связана с богослужением, но эта связь стала
еще более реальной, когда, после построения храма, культ стал более структурным. Участие народа в культе
в Храме было живым и радостным. Там, в особенности на ежегодные праздники
или в важные дни жизни народа (помазание на царство, празднование победы,
освящения Храма и т.д.), соединялись все элементы X.: стечение народа,
восторг, выражаемый кликами: Аминь! Аллилуйя! (1 Пар 16.36; Неем 8.6; см
5.13), припевы: «Ибо вовек милость Его!» (Пс 135.1...; Езд 3.11), благовоние
ладана, музыка и пение. По всей вероятности многие псалмы составлены для
нужд культовой X. Эти песнопения рассеяны в нашей Псалтири, но мы находим
их объединенными по крайней мере в три традиционные группы: «Малый Халлел»
(Пс 112-117), «Большой Халлел» (Пс 135), «Заключительный Халлел» (Пс 145-150).
В Храме пение псалмов сопровождает плодах, т.е. «жертву хвалебную»
(см Лев 7.12 ...,22,29 сл; 2 Пар 33.16), мирную жертву, за к-рой следует
очень радостная священная трапеза при храме.
В хр-ской среде тоже часто прибегают к культовой X. В Деян. и Посл. (Деян
2.46 сл; 1 Кор 14.26; Еф 5.19) упоминаются литургические собрания первых
христиан, а в Откр. Ин. имеется описание небесного культа и хвалений.
IV. ХРИСТИАНСКАЯ ХВАЛА
В своем основном стремлении X. одинакова в обоих Заветах (в ВЗ и НЗ).
Тем не менее, отныне это X. хр-ская, прежде всего потому, что она вызвана
даром Христа, искупительной силой, проявленной во Христе. Таков смысл X.
ангелов и пастухов на Рождество Христово (Лк 2.13 сл,20)
и X. народа после совершения чудес (Мк 7.36; Л к 18. 43; 19.37). Таков
же основной смысл кликов Осанна при входе Господнем в Иерусалим
(см Мф 21.16 = Пс 8.2 сл), а также Песни Агнца в Откр. Ин. (см Откр 15.3).
В нескольких отрывках первохр-ских гимнов, сохраненных в Посланиях, встречаются
отклики хр-ской X., обращенной к Богу Отцу, К-рый открыл «великую тайну
благочестия» (1 Тим 3.16) и К-рый в грядущем откроет явление Христа (1
Тим 6.14 сл). В этой X. исповедуется Тайна Христа (Флп 2.5...; Кол 1.15...)
или Тайна Спасения (2 Тим 2.11 сл). Т. обр. X. становится подлинным исповеданием хр-ской веры и жизни (Еф 5.14).
X. НЗ-ная, основанная на даре Христа, есть X. хр-ская еще в том смысле,
что она восходит к Богу со Христом и во Христе (см Еф 3.21); она есть X.
сыновняя, ибо следует собственной молитве Христа (см Мф 11.25); иногда
эта X. обращена непосредственно ко Христу (Мф 21.9; Деян 19.17; Евр 13.21;
Откр 5.9). Во всех смыслах правильно утверждать: отныне наша X. - Господь
Иисус.
Так, как бы расцветая из Св. Писания, X. всегда сохраняет первостепенную
роль в хр-стве. Она ритмично соразмеряет литургическую молитву пением Аллилуйя
и Слово Отцу..., животворя души, пребывающие в молитве, преисполняя
их и претворяя в «похвалу славы» (ср Еф 1.12).
АR
См. благовония 2 - благодарение - благословение II 3, III 5 -
благочестие ВЗ 2 - богохульство - дела
ВЗ I - Евхаристия I 1,2 - исповедовать - культ - молитва
II 3, V 2 - слава V - уста 2 - язык 1
|