РИШАР СИМОН
Из "Библиологического словаря"
священника Александра Меня
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех томах фондом Меня (СПб., 2002))
К досье Меня СИМОН (Simon) Ришар,
иером. (1638-1712), франц. католич. библеист, один из основоположников *историко-литературной
библ. критики и *новой исагогики. Род. в Дьепе, где окончил колледж, а затем переселился
в Париж. Там он вступил в монашеский орден Ораторианцев, прошел курс филос. наук
и был рукоположен в 1670. В течение ряда лет С. изучал древние евр. и греч. *рукописи,
занимался вост. языками, иудаистской лит-рой и историей Правосл. Церкви; но гл.
предметом его интересов оставалась библеистика. В этой области он стремился продолжать
труды испанского иезуита *Перейры, проложившего новые пути в *исагогике. Учитывал
С. и выводы *Спинозы, и методы *социнианской экзегезы. Но его принципиальная позиция
была строго церковной. Он впервые связал библ. критику с учением о *Предании Церкви.
По словам С., историч. критика Библии не подрывает веру, поскольку католики «убеждены,
что их религия связана не только с текстом Священного Писания, но в той же мере
и с церковным Преданием, и их нисколько не смущает, когда они видят, что превратности
времени и небрежность переписчиков произвели изменения в тексте». Утрируя свою
т.зр., С. даже утверждал, что Церковь могла бы существовать без Писания, имея
одно лишь Предание веры.
В 1678 С. выпустил в Париже объемистую (свыше 700 с.) книгу «Критическая история
ВЗ» («Histoire critique du Vieux Testament»), в к-рой попытался проследить процесс
создания свящ. книг, историю их текста и толкования. «Это была, – писал *Рейсс
о труде С., – первая серьезная и в определенной степени научно продуманная попытка
создать историю Библии как литературного произведения». В 5-й главе, называвшейся
«Моисей не мог быть автором всех книг, к-рые ему приписаны», С. привел доводы
в пользу того, что Моисею в *Пятикнижии принадлежат лишь законодательные разделы.
Но в отличие от Спинозы он не ограничился констатацией окончательного формирования
Торы при Ездре. Используя концепцию Предания, С. показал, что от Моисея до Ездры
существовала непрерывная устная и письменная преемственность, что в основе Пятикнижия
лежит единое Предание, передававшееся в лоне ветхозав. Церкви. Ценность этого
Предания для веры делает вопрос об *авторстве библ. книг второстепенным. Надписания,
к-рые имеются в *Исторических книгах, в псалмах и др. разделах ВЗ, не следует
понимать буквально. Только сторонники *вербализма стремятся сохранить атрибуцию
*старой исагогики. Для апостольских церквей важно не авторство, а канонизация
книг Библии Церковью, к-рая нашла их согласной со своей верой.
Естественно, что у протестантов, отрицавших Предание, взгляды С. вызвали ожесточенный
протест (*Леклерк и др.). Но и современные ученому католики не смогли понять его
правильно. Еп. *Боссюэ резко осудил С., а руководство Ораторианцев исключило его
из ордена. Почти весь тираж книги (более 1000 экз.) был сожжен. Тщетно С. защищался
и писал памфлеты, оправдывающие его теории. С тех пор он вынужден был печататься
анонимно (преимущ. в Голландии). В 1702 вышел его франц. комментир. перевод НЗ.
Гонения помешали С. создать собств. школу во Франции. Однако после его смерти
гл. его труд привлек внимание нем. комментаторов-рационалистов. *Землер перевел
его на нем. язык (1776); но и он и др. протестантские богословы прошли мимо взглядов
С. на Предание. Лишь 250 лет спустя методы «отца католич. библ. критики» приобрели
права гражданства у католиков и его работы получили положительную оценку.
u Histoire critique du texte du Nouveau Testament, Rotterdam, 1689; Histoire
critique des versions du Nouveau Testament, Rotterdam, 1690; Histoire critique
des principaux commentateurs du Nouveau Testament, Rotterdam, 1693.
l Л и в ш и ц Г.М., Очерки историографии Библии и раннего христианства, Минск,
1970, c.21-22; ЕЭ, т.14; А u f f r а y Р., Richard Simon, 1974; *G r а f
К., Richard Simon, 1869 (rpr.1969); *К r а u s, S.59; R е v е n t l о w
H.G., Richard Simon, «Klassiker der Theologie», Munch., 1983, Вd.2, S.9-21; *S
t е i n m а n n J., Richard Simon et les origines de l’ex№g–se biblique,
Bruges (Belg.), 1960; L а m b е Р., Biblical Criticism and Censorship in
Ancient Regime France, «Harvard Theol.Rev.», 1985, № 1-2.
|