ГЕНРИХ ПАУЛЮС
О нем:
Из "Библиологического словаря"
священника Александра Меня
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех томах фондом Меня (СПб., 2002))
К досье Меня
ПАУЛЮС (Paulus) П а у л
у с, Генрих Эбергард Готлоб (1761-1851), нем. протестантский
экзегет рационалистического направления. Окончив Тюбингенский
ун-т, преподавал вост. языки, а затем богословие в Иенском ун-те
(1789-1803). С 1811 до конца жизни был проф. экзегетики и церк.
истории в Гейдельберге. Типичный представитель "немецкого просвещения",
П. был многим обязан *Землеру, *Гердеру и Канту. Большое влияние
на него оказали идеи *Спинозы. Напротив, "философия Откровения"
*Шеллинга нашла в его лице непримиримого противника. П. отвергал
все, что выходит за пределы рационального обоснования. Одним
из ведущих мотивов творчества П. было отрицание чудесного. По
его мнению, законы природы выражают волю Божью, и поэтому не
могут быть нарушаемы. Эта мысль легла в основу его "Филолого-критического
и исторического комментария к НЗ" ("Philologisch-kritisch-historischer
Commentar uber das Neue Testament", Lubeck, Bonn, 1800-04, Bd.1-4).
П. полагал, что евангелисты, говоря о чудесах, либо ошибались,
либо имели в виду естеств. явления, к-рые их читателям казались
сверхъестеств. (хождение Христа по водам было хождение вдоль
берега; исцеления были врачеваниями; Христос на кресте не умер,
а лишь потерял сознание и т.д.). В предисловии к своей след.
кн. "Жизнь Иисуса" ("Das Leben Jesu", Heidelberg, 1828) П. писал:
"Мое главное желание, чтобы мой взгляд на сказания о чудесах
никоим образом не рассматривался как нечто принципиальное. Насколько
пустым было бы религиозное чувство, если бы духовное благо человека
зависело от того, верит ли он в чудеса или нет!". Композиция
книги построена на основе Ев. от Иоанна. Миссия Христа сводилась
для П., как и для Канта, к возвещению высокой этики, олицетворением
к-рой Он был. Даже *Штраус, во многом разделявший взгляды П.,
упрекал его в недопустимом насилии над источниками. Думая изъять
из Евангелий все "невероятное" и тем защитить его от критики,
П. достиг обратного результата: создал сложную связь невероятных
совпадений, случайностей и лжи. В фальшивом свете предстает
и Сам Христос, Который очнулся после мнимой смерти и не объяснил
ученикам, что же в действительности произошло. Между тем сам
П. настаивал на "чистоте и безоблачной святости Его характера".
Книга П. вызвала негативную реакцию как со стороны радикальных
критиков типа Штрауса, так и со стороны ортодокс. протестантов.
"В последние годы, — пишет *Швейцер А., — ветеран рационализма
жил в изоляции, подобно ископаемому минувших эпох, случайно
уцелевшему".
u Philologischer Clavis uber
die Psalmen, Jena, 1791; Clavis uber Jesaias, 1793; Exegetisches
Handbuch uber die drei Ersten Evangelien, Heidelberg, 1842, Bd.1-3.
l *М
у р е т о в М.Д., Протестантское богословие до появления Штраусовой
"Жизни Иисуса", Серг.Пос., 1894; *П о с н о в М.Э., О личности
основателя христ. Церкви, СПб., 1910; *Ш а ф ф Ф., Иисус Христос,
чудо истории, СПб., 1906, с.124-28; Ш т р а у с Д., Жизнь
Иисуса, М., 1907, с.17-21; Genthe,
S.76-78; S c h w e i t z e r A. GLIF, Kp.5; ODCC, p.1055.
|
|