АСТРЮК (Astruc) Жан
Астрюк Ж. Происхождение Библии. М.: Наука, 1964.
Из "Библиологического словаря"
священника Александра Меня
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех томах фондом Меня (СПб., 2002))
К досье Меня
АСТРЮК (Astruc) Жан (1684-1766), франц. ученый, один из основоположников
историко-лит. критики ВЗ. Род. в семье кальвиниста (гугенота) евр.
происхождения, к-рый вскоре (еще до Нантского эдикта) стал католиком.
Образование А. получил в Монпейе и в 1703 был уже д-ром медицины.
Работал врачом в Польше, преподавал медицину в Коллеж де Франс (с
1731) и состоял королевским лейб-медиком.
К изучению Библии А. обратился как любитель, намереваясь доказать принадлежность
Пятикнижия Моисею. Его книга «Предположения о первоначальных источниках, которыми,
видимо, пользовался Моисей при создании Книги Бытия» («Conjectures sur les mеmoires
originaux dont il para€t que Moїse s’est servi pour composer le livre de Gеnеse»)
произвела переворот в библеистике. Она вышла анонимно (Bruxelles, 1753). Рус.
сокр. пер. см.: ПБ.
Хотя А. принято считать родоначальником *критики библейской, он
имел предшественников в лице *Симона, *Леклерка и др., на к-рых
прямо ссылался. Кроме того, как позднее было установлено *Лодсом,
немецкий пастор *Виттер в 1711 издал книгу, прошедшую тогда незамеченной,
выводы к-рой предвосхитили идеи А. Цели А. были апологетическими:
он стремился рассеять недоумения относительно нек-рых особенностей
Кн.Бытия. Прежде всего, вслед за *Тертуллианом и блж. *Августином,
он отметил, что в одних местах Бог именуется Элохим, а в других
— Яхве (или, как тогда читали, Иегова, см. Имена Божии). «Эти слова,
— писал А., — никогда не смешиваются: есть целые главы или большие
части глав, где Бог всегда именуется Элохим и никогда Иегова; есть
другие, по меньшей мере довольно большое число, где Богу не дают
иного имени, кроме Иегова, и никогда не называют Его Элохим». По
другим наблюдениям А., в Кн.Бытия есть ряд неувязок в последовательности
и описании событий, а также повторения и параллельные рассказы об
одном и том же факте. В связи с этим А. предположил, что Моисей,
будучи движим Духом, пользовался несколькими *источниками при составлении
Кн.Бытия. «Моисей, — писал А., — был особенным образом просвящен
вдохновением в выборе фактов, которые он получил в распоряжение
от своих предков, и обстоятельств, связанных с этими фактами; в
этом-то и заключается основание Божественный веры, которой мы обязаны
оставленной нам историей». Гипотеза А. заключалась в том, что Моисей
расположил имевшиеся у него древние документы в виде параллельных
колонок. Аналогичные сказания соседствовали, не смешиваясь, но позднейшие
переписчики частично нарушили этот строгий порядок. Отсюда и неясности
в свящ. книге (повторы, неувязки и проч.). Тщательно изучив текст,
А. пытался выделить в нем эти первонач. документы, причем два главных
обозначил А и В. В первом Бог преимущественно называется Элохим,
а во втором — Яхве (Иегова). Кроме этого, он назвал еще 10 документов,
к-рые, по его мнению, использовал Моисей, обозначив их также лат.
буквами. А. не считал свои выводы окончательными. «Здесь, — писал
он, — предлагаются только догадки, которые читатель волен либо принять,
либо отбросить». Действительно, гипотеза А. о колонках не выдержала
проверки временем. Однако она положила начало анализу составных
частей Пятикнижия Моисеева и оказала влияние на библ. науку 19 в.
Характеристику совр. состояния этого вопроса см. в ст. Пятикнижие.
l ЕЭ, т. 3; *L o d s A., Jean Astruc et la critique biblique au
XVIII si–cle... avec une notice biographique par Pаlphand№ry, Stras.,1924;
ODCC, p. 100.
|