ВАЙСС, Вайс (Weiss), Иоганн
Из "Библиологического словаря"
священника Александра Меня
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех томах фондом Меня (СПб., 2002))
К досье Меня
ВАЙСС, Вайс (Weiss), Иоганн (1863-1914), нем. исследователь НЗ
либерально-протестантского и рационалистич. направления. Сын Бернхарда
Вайсса. Образование получил в ун-тах Марбурга, Берлина, Геттингена
и Бреслау.
Преподавал в ун-тах Геттингена, Марбурга и Гейдельберга.
В. исходил из общей для *либерально-протестантской школы установки:
церк. представление о «Христе веры» радикально отличается от «исторического
Иисуса», каким Он был в действительности. В поисках разгадки Его
личности В. обратил внимание на апокалиптич. мотивы в Евангелиях.
Сравнивая их с иудейскими апокалипсисами, насыщенными напряженным
чувством скорого конца и Суда Божьего, В. предположил, что Иисус,
будучи простым галилейским Учителем, разделял чаяния народной *эсхатологии.
Проповедь Иоанна Крестителя якобы сыграла в этом решающую роль.
Ожидая пришествия Царства Божьего в силе, Иисус осознал Себя Мессией,
провозвестником этого Царства и погиб в столкновении с властями.
Значение же Иисуса не в этом ошибочном воззрении, а в Его нравств.
проповеди. Все это В. изложил в своей кн. «Проповедь Иисуса о Царстве
Божьем» («Die Predigt Jesu vom Reiche Gottes», G"tt., 1892). Концепция
В. нашла защитника в лице А. *Швейцера, но в то же время подвергалась
справедливой критике (см. ст.: Додд; Оулдем; «Осуществленная эсхатология»;
Эсхатологич. школа в библеистике).
В статье о лит. критике НЗ, помещенной в энциклопедии «Религия
в истории и современности» («Religion in Geschichte und Gegenwart»,
1912), В. предвосхитил метод *«истории форм» школы, к-рый спустя
неск. лет был разработан преемником В. по кафедре в Гейдельберге
*Дибелиусом и *Бультманом. Когда *Древс стал ездить по всей Германии
с лекциями о мифичности Христа, В. откликнулся на это брошюрой «Иисус
Назарянин, миф или история?» («Jesus von Nasareth, Mythos oder Geschichte?»,
TЃb., 1910), в к-рой подверг *мифологическую теорию уничтожающей
критике.
В вышедшей уже посмертно книге «Первохристианство» («Das Urchristentum»,
G"tt., 1917) В. выступил против *Буссе и др. представителей *религиозно-историч.
школы, утверждая, что Церковь была основана на вере в Иисуса и под
непосредственным впечатлением первохристиан от Его личности, а не
являлась продуктом эллинизма. Несмотря на значительное влияние эллинизма
на ап. Павла и первохристиан, определяющим было не это воздействие,
а именно жизнь и учение Христа.
uEvangelien der Markus und Lukas, G"tt., 18928; Paulus und
Jesus, B., 1909; Christus: die Anf„nge des Dogmas, TЃb., 1909. Перечень
трудов В. см. в англ. пер. его кн.: Jesus’ Proclamation of the Kingdom
of God, L.-Phil., 1971.
l B u r k i t t F. C., Johannes Weiss: In Memoriam,
«Harvard Theological Review», 1915, № 8; G e n t h e, 1977,
S. 169-78; ODCC, p. 1464; S c h w e i t z e r A., GLJF, K.XV.
|