ВАЙССЕ (Weisse)Христиан Герман
Из "Библиологического словаря"
священника Александра Меня
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех томах фондом Меня (СПб., 2002))
К досье Меня
ВАЙССЕ (Weisse)Христиан Герман (1801-66), нем. исследователь
НЗ, принадлежавший к радикальному крылу протестантских теологов.
Преподавал в Лейпциге философию и богословие. В своей «Философской
догматике» («Philosophische Dogmatik, oder Philosophie des Christentums»,
Bd.1-3, Lpz., 1855-62) пытался связать христианство с рационалистич.
мировоззрением и пониманием истории, к-рое в ту эпоху считалось
наиболее передовым.
Свои взгляды на Евангелие и на Христа В. изложил в двух книгах:
«Критическое и философское исследование евангельской истории» («Die
evangelische Geschichte, kritisch und philosophisch bearbeitet»,
Bd.1-2, Lpz., 1838) и «Современное состояние проблемы Евангелий»
(«Die Evangelienfrage in ihrem gegenw„rtigen Stadium», Lpz., 1856).
Признавая в целом ценность работы *Штрауса, В., однако, хотел преодолеть
ее главный, по его мнению, недостаток — слабую аргументированность
имеющейся связи между «евангельскими мифами» и реальными событиями
жизни Иисуса. Кроме того, В. считал Христа необыкновенным человеком,
обладавшим парапсихич. свойствами («магнетической силой»), между
тем как для Штрауса Он был заурядным учителем, неоправданно превознесенным
последующими поколениями. Прибегая к своей теории «магнетической
силы», В. и объяснял все еванг. чудеса и само Воскресение. Дух Христа
якобы являлся ученикам в Галилее, что послужило основой для создания
легенды о Воскресении. За всеми мифами, утверждал В., должно стоять
нечто историческое, но мыслил он «историческое» только в плоскости,
к-рая казалась ему рационально объяснимой. Т. о., желая избежать
крайних выводов Штрауса, В. дал весьма субъективную реконструкцию
евангельских событий.
Большое значение для истории экзегетики имела гипотеза В.
о хронологич. приоритете Ев. от Марка. Развивая концепцию *Лахмана
(1835), В. отметил, что в *тройной традиции связь евангелистов осуществляется
через Мк, что расхождения между Мф и Лк видны больше всего именно
в тех местах, к-рые отсутствуют в Ев. от Марка. В. выдвинул предположение,
что кроме Мк существовал еще один источник, а именно «Источник речей»,
позднее обозначенный как Q — Квелле (от нем. Quelle). Что касается
4-го Евангелия, то В. занял достаточно непоследоват. позицию. С
одной стороны, он считал невероятным, чтобы Иоанн, к-рый был апостолом
иудеев, «облек речи своего Учителя в столь чуждое ему одеяние эллинистической
спекуляции», а с другой — готов был признать достоверность древнего
предания об авторстве Иоанна (см. ст. Евангелия).
l Прот.Б у т к е в и ч Т., Жизнь Господа нашего Иисуса Христа,
СПб., 18872; S c h w e i t z e r A., GLJF, K. XIV.
|