БОГОСЛОВСКИЙ Михаил Измайлович
Из "Библиологического словаря"
священника Александра Меня
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех томах фондом Меня (СПб., 2002))
К досье Меня
БОГОСЛОВСКИЙ Михаил Измайлович, протопр. (1807-84), рус. правосл.
богослов, один из участников *синодального перевода Библии. Уроженец
Владимирской губернии. В 1831 окончил СПб.ДА, где впоследствии стал
проф. богословия. Преподавал также в Училище правоведения. К работе
над изданием рус. Библии Б. был привлечен как выдающийся знаток
древних языков. Рукоположен в 1833, состоял гл. священником армии
и флота (1865-71), служил в кремлевских соборах, работал в Моск.
синодальной конторе. Наиб. известные библ. труды — «Священная история
Ветхого Завета» (СПб., 1857) и «Священная история Нового Завета»
(СПб., 1859), выдержали неск. изданий. По отзыву В.Воронцова, им
была проделана работа, «по полноте и обстоятельности не имеющая
себе равной и вполне справедливо доставившая автору ученую степень
доктора богословия».
u Об обличительном характере Евангелия св. ап. Иоанна Богослова,
М., 1872; Мысли об обете Иеффая, ПО, 1875, № 12; Притча о
добром семени и плевелах, ПО, 1876, № 12.
l Р о д о с с к и й; Материалы к «Богословско-церковному
словарю», БТ, сб. 28, 1987, с. 349.
РУССКИЕ ПИСАТЕЛИ-БОГОСЛОВЫ
Историки Церкви. Исследователи и толкователи Священного Писания
Биобиблиографический указатель. 2-е изд. М.: Пашков дом, 2001.
Номер страницы указан после текста на этой странице
К оглавлению
Михаил Измаилович Богословский родился 28 октября 1807 года во Владимирской губернии в семье священника. Первоначальное образование получил во Владимирском Духовном училище, затем во Владимирской Духовной семинарии. По окончании Санкт-Петербургской Духовной Академии со степенью магистра богословия в 1831 году был назначен на кафедру греческого языка. В 1833 году принял священный сан и был рукоположен во священника в Благовещенской церкви на Васильевском острове. 5 декабря 1835 года состоялось открытие училища правоведения, и Михаил Измаилович был назначен священником Екатерининской церкви при училище и законоучителем, а в 1836 году ему поручили также преподавание логики и психологии. С 1838 года началась общественная деятельность Михаила Измаиловича. Он был назначен членом Совещательного комитета по изысканию средств для обеспечения содержания сельского духовенства, в 1840 году — в Комитет для рассмотрения конспектов, составленных Духовными Академиями, с 1853 года — член Санкт-Петербургского комитета духовной цензуры.
М.И. Богословский был также законоучителем детей великого князя Константина Николаевича.
221
В 1865 году он был назначен Главным священником Армии и Флота, в 1871 году переведен в Москву и назначен кафедральным протоиереем Архангельского собора, а в 1879 году — протопресвитером Успенского собора и членом Московской Синодальной конторы.
Как выдающийся знаток древних языков Михаил Измаилович принимал участие в переводе книг Священного Писания на русский язык. В 1877 году он был избран почетным членом Московской Духовной Академии «во уважение его многолетнего и плодотворного служения Церкви и ученых трудов его по изображению судеб Церкви Ветхого и Нового Завета в духе Библейских повествований».
Степени доктора богословия Михаил Измаилович был удостоен за работу «Священная история Ветхого и Нового Завета», которая выдержала несколько изданий и до настоящего времени остается прекрасным пособием. По отзыву священника В. Воронцова, «эта работа по полноте и обстоятельности не имеет себе равной».
Михаилу Измаиловичу принадлежат переводы праздничных канонов святых Андрея Критского, Космы Маюмского, Иоанна Дамаскина, появившиеся впервые на страницах журнала «Христианское чтение». Он рецензировал труд протоиерея Георгия Дебольского «Дни богослужения Православной Церкви», представленный на соискание Демидовской премии.
В Отчете Академии за 1884 год Михаил Измаилович характеризуется как «человек редких дарований ума и сердца, несокрушимо твердой энергии и непреклонно стойких религиозных убеждений, один из первоклассных русских богословов-канонистов... Факты его негласного влияния на ход церковных дел, всегда благотворного для Церкви и духовенства, трудно и исчислить». «С сильным умом и солидным образованием в нем соединялась высокая религиозность, которая ясно видна в его проповедях и сочинениях. — писал А. Родосский, автор обширного труда о выпускниках первых двадцати восьми курсов Санкт-Петербургской Духовной Академии. — Последние отличаются особой точностью, сжатостью и силою изложения, запечатленного характером Библейской речи».
Михаил Измаилович Богословский скончался 15 января 1884 года и был погребен на Смоленском кладбище.
222
Печатные труды
118. Вознесение Господне и Пятидесятница // Христиан, чтение. — 1839. — Ч. 2.
119. Волхвы в Вифлееме. — М.: Сытин, 1886. — 16 с. — В конце текста: П.М.Б. —Авт. установлен по изд.: Словарь псевдонимов рус. писателей / И.Ф. Масанов — М., 1957. —Т. 2. — С. 322,
120. Воскресение Господне, неделя Антипасхи и Преполовение Пятидесятницы // Христиан, чтение. — 1839. — Ч. 2.
121. Воскресение Лазаря, неделя Ваий и события в Страстную неделю // Христиан, чтение. — 1839. —4.1.
122. Курс общего церковного права: Уроки, преподанные воспитанникам Императорского училища правоведения. — М.: Унив. тип. (М. Катков), 1885. — 156 с.
123. Любовь к царю и Отечеству. — М.: Сытин, 1886.
124. Об обете Иеффая // Правосл. обозрение. — 1875. — № 12.— С. 621—628.
125. Об отличительном характере Евангелия св. Апостола Иоанна Богослова. — СПб.: Тип. Елеонского, 1888. — 52 с.
126. О жизни и писаниях Мефодия, священномученика Па-тарского // Христиан, чтение. — 1837. —Ч. 2.
127. О наружных движениях молящихся // Христиан, чтение. — 1839. — Ч. 1.
128. О предлоге беспечности в деле спасения. — М., 1886.
129. О храмах // Чтения в О-ве любителей духов, просвещения, 1875. — Кн. 4. — С. 399—412. — Отд. отт. — М., 1875. — 14 с.
130. Памятная книжка для христианского отрока. — М.: О-во любителей духов, просвещения, 1885. — 65, 11с.
131. Поучения, речи и беседы, говоренные к воспитанникам Императорского училища правоведения. — СПб.: Тип. М-ва внутр. дел, 1872. — 63 с. — Перепеч. из: Духов, беседа. — 1872.
132. Привел бы Бог поговеть. — М.: Сытин, 1886. — 15 с.
223
133. Приготовление к исповеди и благоговейному причащению Святых Христовых Тайн. — СПб.: Тип. Штаба Отд. корпуса, 1852.— 11, 124 с.
То же. — 2-е изд. — СПб., 1854. — 76 с. То же. — 3-е изд. — СПб.: Тип. Трея, 1861. — 4, 165 с. То же. — 4-е изд. — СПб.: Тип. уч-ща глухонемых, 1891. — 4,150 с.
134. Притча о добром семени и плевелах // Правосл. обозрение. — 1876. — № 12. — С. 723—728.
135. Рождество Господа нашего Иисуса Христа: Из Священной истории: Размышление на Рождество Христово: Из соч. иером. Арсения. — Старая Русса, Ценз. 1881. — 8 с.
136. Священная история Ветхого Завета: В 2 т.: С присовокуплением летоисчисления. — СПб.: Тип. Трея, 1850. — 563 с. разд. пат. — Со 2-го изд. книга выходила в 1 т.
То же. — 2-е изд. — 1861.—VI, 528, 20 с. То же. — 3-е изд. — 1865. — VI, 20, 528 с. То же. — 4-е изд. — 1871.—VI, 528, 20 с.
То же. — 5-е изд. — М.
То же. — 6-е изд. — М. То же. — 7-е изд. — М.
Тип. Лаврова, 1882.
Унив. тип., 1885. — VII, 376 с. Рус. типо-лит., 1888. То же. — 8-е изд. — 1891. — 376, 7 с.
То же. — 9-е изд. — М.: Тип. Волчанинова, 1896. — VI, 434, 16 с.
То же. — 10-е изд. — М.: Тип. Полякова, 1898. —VI, 312, 16 с. То же. — 11-е изд. — М.: Типо-лит. Чичерина, 1910.
137. Священная история Нового Завета. 1. История земной жизни Господа нашего Иисуса Христа. 2. История Церкви Апостольской. — СПб.: Тип. Трея, 1859. — XIII, 339, 9 с.
Тоже. — 2-е изд. — 1861. —XVI, 340, 9 с.
То же. — 3-е изд. — 1867. — XVI, 339, 9 с. 1
То же. — 4-е изд. — 1871.—XVI. 340, 9 с.
То же. — 5-е изд. — М.: Тип. Лаврова, 1884. — XVI, 338, 9 с.
То же. — 6-е изд. — СПб.: Тип. Елеонского. 1888. — XV, 323, 9 с.
То же. — 7-е изд. — М.: Рус. типо-лит., 1890. — XI, 242, 9 с.
То же. — 8-е изд. — М.: Типо-лит. Бонч-Бруевича, 1895. — X, 193,9 с.
15 с.
138. Христианская любовь к ближним. — М.: Сытин, 1886. —
Переводы
139. Великий канон св. Андрея Критского // Христиан, чтение. — 1836. — Янв. — С. 129—184.
140. Преподобного Иоанна Дамаскина Канон на Богоявление // Христиан, чтение. — 1832. — Ч. 46. — С. 48—56.
141. Преподобного Иоанна Дамаскина Канон на Рождество Христово // Христиан, чтение. — 1831. — Ч. 44. — С. 262—269.
142. Преподобного Иоанна Дамаскина Канон на Пятидесятницу // Христиан, чтение. — 1831. — Ч. 42. — С. 270—280.
143. Преподобного Иоанна Дамаскина Канон на Успение // Христиан, чтение. — 1836. — Март. — С. 147—154.
144. Св. Космы Маюмского Канон в неделю Цветоносную и Великий Четверг // Христиан, чтение. — 1834. — Февр. — С. 31— 38; 1835. —Янв. — С. 278—286.
145. Св. Космы Маюмского Канон на Богоявление // Христиан, чтение. — 1832. — Ч. 46. — С. 38—47.
146. Св. Космы Маюмского Канон на Воздвижение // Христиан, чтение. — 1831. — Ч. 43. — С. 262—263; 1835, № 2. — С. 274— 284.
147. Св. Космы Маюмского Канон на Рождество Христово // Христиан, чтение. — 1831. — Ч. 44. — С. 252—261.
148. Св. Космы Маюмского Канон на Сретение // Христиан, чтение. — 1837. — Янв. — С. 149—157.
149. Св. Космы Маюмского Трипеснец утрени Великого Пятка, в Великую Субботу // Христиан, чтение. — 1836. — Янв. — С. 264— 268, 269—279.
150. Преподобного Феофана, митрополита Никейского, Канон на Благовещение // Христиан, чтение. — 1833. — Янв. — С. 326— 338. 30
151. Слова блаженного Иеронима // Христиан, чтение. — 1832. — Ч. 48; 1834. — Февр.; 1837. — Апр.; 1838. — Февр.
152. Слова св. Григория Богослова // Христиан, чтение. — 1838. — Февр.; 1836. — Апр.
153. Толкования на Апокалипсис св. Андрея Кесарийского. — М.,1884.
224 |