ВИТАЛИЙ
(Василий Васильевич Гречулевич)
См. библеисты.
Из "Библиологического словаря"
священника Александра Меня
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех томах фондом Меня (СПб., 2002))
К досье Меня
ВИТАЛИЙ (Василий Васильевич Гречулевич), еп. (1822-85), деятель
церк. просвещения, проповедник, экзегет. Род. в Подольской губ.,
в семье священника. После окончания СПб. ДА (1847) В. стал законоучителем.
В 1849 принял сан священника. Преподавательскую работу В. совмещал
с лит. деятельностью. Писал преимущественно на библейские (новозав.)
темы. «В трудах отца Василия, — пишет митр. Антоний (Мельников),
— виден опытный катехизатор, глубоко понимающий Священное Писание
и умело раскрывающий его перед паствой, особенно те места евангельского
учения, которые требуют практического исполнения. Протоиерей Василий
Гречулевич истолковывал Священное Писание всегда в церковном духе,
постоянно ссылаясь на святого *Иоанна Златоуста. Нередко он использовал
мысли святителя Феофилакта Болгарского и суждения современных ему
богословов и среди них Черниговского святителя *Филарета (Гумилевского).
Благодаря печатным трудам он приобрел себе необозримую аудиторию».
В 1860 В. основал журн. «Странник» (просуществовавший до 1917).
Этот церк. орган сыграл большую роль в деле религ. и богосл. просвещения
в России. В 1879 был хиротонисан во еп. Острожского с именем Виталий,
а в 1882 назначен епископом Могилевским и Мстиславским. В сане епископа
В. продолжал писать и заботиться о народном образовании (им было
основано неск. школ). Проповеди его неоднократно переиздавались.
Смелым новшеством В. было произнесение и печатание проповедей на
укр. яз., хотя в то время это не поощрялось.
Лит. деятельность В. совпала с периодом, когда Свящ. Писание все
больше стало проникать в народ. В 1863 вышло рус. издание НЗ, а
в 1876 и вся рус. Библия, что вызвало острую потребность в надежных
комментариях, дабы предотвратить неверное и произвольное понимание
Слова Божьего. Этой трудной задаче и отвечали книги В. Важнейшая
из них — «Подробный сравнительный обзор Четвероевангелия в хронологическом
порядке» (ч. 1-2, СПб., 1859-66).
Еще блж. *Августин обратил внимание на *противоречия библейские
и хронологич. расхождения у евангелистов. В решении этого вопроса
библ. наука пошла по двум направлениям. Одни авторы подчеркивали
независимость различных евангельских традиций, а также составной
характер еванг. повествований (ссылаясь при этом на *Папия, к-рый
отмечал, что ев. Марк не придерживался строгого хронологич. порядка
в изложении). Такой подход подкреплял преимущественно позиции *отрицательной
критики. Другие авторы (напр., современники В. англичане *Фаррар
и *Гейки) пытались, вслед за Августином, согласовать расхождения
в Евангелиях. В. избрал средний путь. Он признавал факт не строго
хронологич. построения Евангелий. «В повествованиях св. евангелистов,
— писал он, — нередко рассказываются одни после других, и даже,
по-видимому, в непрерывной связи по времени такие события, которые
совершались не непосредственно одно после другого, так что в промежутке
их протекло довольно времени и произошло еще многое другое, как
открывается из снесения одного Евангелия с другими. Это-то снесение,
или сравнение св. Евангелий между собою, и показывает, как надобно
понимать выражения, употребляемые св. евангелистами при означении
времени изображаемых ими событий: «тогда», «в те дни», «после сего»,
«по совершении сего» и проч. Эти выражения не всегда означают у
них ближайшее преемство событий, но часто — одну связь между ними
или просто последовательность их через неопределенное время». В
то же время В. показывал, что разноречия евангелистов в какой-то
степени можно примирить, если учитывать цели и намерения каждого
из них. Они не были летописцами и не стремились описать все факты,
а только те, к-рые были ими избраны.
Отмечал В. и относительно свободное размещение в Евангелиях речений
Христовых. Так, говоря о Нагорной проповеди, он выдвинул предположение,
что ев. Матфей, «кроме изложения того, что собственно было при настоящем
случае произнесено, хотел совместить здесь, в соответствие и пояснение
сказанному, всю сущность нравственного учения, хотя в разных местах
и в разное время преподаваемого». К «Подробному сравнит. обзору
Четвероевангелия» примыкает труд В. «Изложение Евангельской истории
по руководству Подробного сравнит. обзора Четвероевангелия» (СПб.,
1861). Следует отметить, что хронологич. реконструкцией В. пользовался
*Толстой при составлении своего «Соединения и перевода четырех Евангелий».
В конце 70-х гг. В. принял участие в науч.-богосл. дискуссии по
вопросу о дате Тайной Вечери и Распятия. Он присоединился к мнению
тех, кто считал Вечерю пасхальной, хотя она падала на четверг. В.
объяснял это гипотезой об обычае бедняков вкушать пасхальную трапезу
в день предпразднества (того же мнения придерживались *Горский,
еп. *Михаил (Лузин), еп. *Филарет (Гумилевский) и др. Об иных точках
зрения см. ст. Хронология библейская.
u Указатель церковных чтений из свящ. книг Нового и Ветхого Завета
на все дни недели и числа месяцев какого бы то ни было года, СПб.,
1853; Евангельская история, СПб., 1857; Ответ на «ученую полемику»
по вопросу о «последней пасхальной Вечери Иисуса Христа и дне Его
смерти», «Странник», 1877, № 11; Последняя пасхальная Вечеря Иисуса
Христа и день Его смерти, СПб., 1877; Нагорная проповедь Спасителя
(Сущность христ. учения). — Седлец, 1899; Притчи Христовы, СПб.,
18642.
l Архиеп. А н т о н и й (Мельников), Еп. Могилевский и Мстиславский
В. Гречулевич, ЖМП, 1975, № 9; К а р г о п о л ь ц е в
И. Н., Преосв. В. (Гречулевич), еп. Могилевский и Мстиславский:
Биогр. очерк, Екатеринослав, 1887; ПБЭ, т. 3, с.517-19.
РУССКИЕ ПИСАТЕЛИ-БОГОСЛОВЫ
Историки Церкви. Исследователи и толкователи Священного Писания
Биобиблиографический указатель. 2-е изд. М.: Пашков дом, 2001.
Номер страницы указан после текста на этой странице
К оглавлению
Виталий
(Гречулевич Василий Васильевич) (1822—1885)
Преосвященный Виталий (в мире Василий Васильевич Гречулевич) родился 1 января 1822 года в селе Аннополе Брацлавского уезда Подольской губернии в семье священника. Первоначальное образование получил в Шаргородском Духовном училище, а в 1835 году поступил в Подольскую Духовную семинарию. По окончании семинарии в 1843 году он поступил в Санкт-Петербургскую Духовную Академию, которую закончил в 1847 году со степенью магистра богословия. По окончании курса Василий Васильевич был определен законоучителем в Гатчинский сиротский институт, а в 1849 году принял священный сан и был назначен законоучителем в Николаевский сиротский институт. В 1860 году отец Василий был переведен законоучителем в Императорское воспитательное общество, и в том же году основал журнал «Странник», который сыграл большую роль в деле просвещения в России. По замыслу основателя, «журнал был призван не только удовлетворять потребности любителей духовного чтения, но и возбуждать охоту к такому чтению в тех, кто считает его скучным или даже несоответствующим современному направлению общества». Отец Василий был не только издателем и редактором журнала, но и его активным автором. Издательская деятельность отца Василия не ограничилась изданием «Странника». С 1863 года он издавал газету для духовенства
251
«Современный листок» и газету для мирян «Мирское слово». В 1861 году отец Василий был назначен членом Санкт-Петербургского Комитета духовной цензуры, в 1862 году — возведен в сан протоиерея.
Овдовев, отец Василий 8 октября 1876 года принял монашество с именем Виталий и 22 октября был возведен в сан архимандрита. В 1879 году архимандрит Виталий был возведен в сан епископа и определен епископом Острожс-ким, викарием Волынской епархии, а в 1882 году переведен на Могилевскую кафедру. За два с небольшим года святитель благоустроил Духовную семинарию, открыл двести восемьдесят шесть церковно-приходских школ, восстановил деятельность Богоявленского Братства. Под руководством епископа Виталия стали издаваться «Могилевские епархиальные ведомости».
«Он был прекрасно образованный законоучитель, неутомимый труженик богословской науки, знаток Священного Писания, проповедник и бдительный страж религиозно-нравственных основ общественной жизни... Он явился ревностным поборником и распространителем религиозного просвещения в духе Православной Церкви особенно в такое время, когда ложное просвещение и несдерживаемый либерализм подрывали основы веры и благочестия». — писал биограф. По мнению митрополита Антония (Мельникова), «в трудах отца Виталия виден опытный катехизатор, глубоко понимающий Священное Писание и умело раскрывающий его перед паствой, особенно те места евангельского учения, которые требуют практического исполнения».
Епископ Виталий скоропостижно скончался 14 мая 1885 года и был погребен в Спасской церкви архиерейского дома в Могилеве.
Печатные труды
354. Божественная литургия с применением к ее священнодействиям и молитвословиям всех Евангельских воспоминаний. — Житомир: Тип. Соколова, 1882. —VI, 276 с.
355. Всенощное бдение: Дух и значение богослужения. — СПб.: Кн. маг. Луковникова, 1901. — 44 с.
252
356. Всенощное бдение: (Из собеседований законоучителя с детьми): Говорено в церкви Николаевского сиротского института. — СПб., Ценз. 1859. — 16 с.
То же. — СПб., 1861. — 39 с. — Из: Странник. — 1861.
357. Две речи и три слова, сказанные преосвященным Виталием, епископом Острожским. — Почаев: Тип. Почаевской Успенской Лавры, 1882. — 32 с.
358. Две речи по случаю выпуска воспитанниц Императорского воспитательного общества благородных девиц. — СПб.: Тип. духов, журн. «Странник», Ценз. 1867. — 5 с.
То же. — Ценз. 1868. — 6 с. То же. — Ценз. 1873. — 6 с. То же. — Ценз. 1875. — 7 с.
359. Дополнительные примечания к подробному сравнительному обзору Четвероевангелия. — СПб.: Тип. духов, журн. «Странник», 1873. — Авт. установлен по изд.: Словарь псевдонимов рус. писателей / И.Ф. Масанов — М., 1957. —Т. 2. — С. 314.
360. Евангельская история: Вып. 1. — СПб.: Тип. журн. «Странник», 1876. — VI, 164 с, 2 л. ил.
361. Евангельская история: Отд. 1. — СПб., 1857. — 64 с.
362. Евангельские жены, помазавшие Христа Спасителя миром: Исследование. — СПб.: Тип. духов, журн. «Странник». 1868.— 71 с.
363. Из воспоминаний духовника у одра умирающих и две надгробные речи. — СПб.: Тип. духов, журн. «Странник», Ценз. 1875. — 8,6 с.
364. Изложение Евангельской истории по руководству подобного сравнительного обзора Четвероевангелия. — СПб.: Тип. духов, журн. «Странник», 1861. —VI, 192 с.
То же. — 1864.
365. Иисус Христос на суде Каиафы и Пилата // Странник. — 1861.—Апр.
366. Исторический порядок Евангелия: Свод воедино всех четырех Евангелий: Из подробного сравнительного обзора Четвероевангелия: Рекомендовано Св. Синодом. — Седлец, 1899. — 34 с.
253
i
367. Молитвы утренние: Собеседования. — СПб.: Тип. духов, журн. «Странник», 1867. — 39 с.
368. Нагорная проповедь Спасителя: Сущность христианского учения / Изложено по Евангелию, с объяснениями св. Отцев Церкви. — Седлец, 1899. — 48 с.
То же. — 2-е изд. — СПб., 1905. — 59 с.
369. Напоминание некоторым из воспитанниц об их христианских обязанностях. — СПб.: Тип. духов, журн. «Странник», Ценз. 1870.— 13 с.
370. Несколько опытов, изданных законоучителем Гатчинского сиротского института Василием Гречулевичем. — СПб., 1848. — 141 с. разд. паг.
371. О времени поклонения волхвов в порядке Евангельских событий. — СПб., Ценз. 1869. — 10 с.
372. О молитве Манассии. — СПб.: Тип. Фишера, 1848. — 16 с.
373. О праздновании воскресных и праздничных дней. —СПб.: Тип. Опекун. Совета, 1857. — 16 с. А
374. Обновление Александровской церкви Воспитательного общества благородных девиц. — СПб.: Тип. духов, журн. «Странник», Ценз. 1869. — 15 с.
Тоже. — 1871. —24 с.
375. Образцы польского языка в прозе и стихах для русских: Рец. — СПб., 1853.
376. Осьмилетняя Любенька: Истинное происшествие. — СПб., 1847. — 52 с. — Загл. 2-го изд.: Пример детского благочестия.
То же. — 3-е изд. — Ломжа, 1908. — 43 с.
377. Ответ на «ученую полемику» по вопросу о последней Пасхальной вечери Иисуса Христа и дне Его смерти. 1. Разбор статей «Церковного вестника». — СПб.: Тип. духов, журн. «Странник», 1877. — 48 с. — Извлеч. из: Странник. — 1877. — Нояб.
378. Подробный сравнительный обзор Четвероевангелия в хронологическом порядке: С картою Палестины и другими приложениями, как пособие к основательному изучению Евангельской истории: В 2 ч. — СПб.: Тип. Праца, 1859—1866.
Ч. 1.—1859.—XXXII, 518. 125 с, Ил. ил., карт.
254
Ч. 2: Начало. — 1859. — 480, XXXI с. Ч. 2: Окончание. — 1866.—481, 5 с.
Дополнительные прим. / П.В.Г. — СПб.: Тип. духов, журн. «Странник», 1873. — 88 с.
379. Последняя Пасхальная вечеря Иисуса Христа и день Его смерти: Опыт критического исследования. — СПб.: Тип. духов, журн. «Странник», 1877. — 134 с.
380. Притчи Христовы: Вып. 1—10. — СПб., 1860—1861.
То же. — 2-е изд. — СПб.: Тип. духов, журн. «Странник», 1864. — 68 с.
То же. —3-е изд. — СПб.: Луковников, 1901. — 95 с: ил.
381. Размышления о суде над Господом Иисусом Христом пред Каиафою и Пилатом. — СПб., Ценз. 1867. — 16 с. — Извлеч. из: Странник. — 1867.—Апр.
382. Размышления о Честном Кресте Господнем. — СПб.: Тип. Вингебера, 1853. — 127, 2 л. ил.
То же. — СПб.: Тип. Фишера, 1848. — 60 с.
383. Святые Апостолы Иаков Алфеев и Иаков брат Господень // Странник. — 1866. — Окт. — С. 24—56.
384. Слово в день Введения во храм Пресвятыя Богородицы: Сказано в Покровской церкви Николаевского сиротского института 21 нояб. 1859 г. — СПб.: Тип. духов, журн. «Странник», Ценз. 1867—4 с.
385. Слово в день тезоименитства Высокопреосвященнейшего митрополита Исидора 4 февр. 1869 г. — СПб., 1869. — 7 с.
386. Слово в неделю св. Жен-мироносиц: Произнесено в церкви Воспитательного общества благородных девиц 30 апр. 1867 г. — СПб.: Тип. духов, журн. «Странник», Ценз. 1867. — 5 с.
387. Слово в неделю Сыропустную: Произнесено в Исаакиевс-ком соборе 14 февр. 1865 г. — СПб., Ценз. 1867. — 6 с.
388. Слово в неделю Сыропустную на текст «Адаме, где еси?». — СПб.: Тип. Фишера, 1848. — 8 с.
389. Слово при погребении классной дамы Имп. сиротского Института Любови Егоровны Заикиной, прослужившей при сем заведении 36 лет: Сказано 9 нояб. 1853 г. — СПб.: Тип. Опекун. Совета, 1853. — 16 с: ил.
255
390. Сравнительное обозрение Четвероевангелия в хронологическом порядке как пособие при изучении Евангельской истории по самому Священному Писанию без помощи учебника. — СПб.: Иждивением Имп. Гатчинского сиротского ин-та, 1849. — 32 с, 1 л. карт.
391. Указатель духовного учебно-литературного журнала «Странник» за первое десятилетие его издания (1860—1869 гг.). — СПб., 1870.—280 с.
392. Указатель церковных чтений из Священных книг Ветхого и Нового Завета на все дни недели и числа месяцев какого бы то ни было года. — СПб.: Тип. Веймара, 1853. — 11, 80 с.
То же. — 2-е изд. — 1866. — 72 с.
393. Указатель церковных чтений из Священных книг Нового и Ветхого Завета: Прибавление к Указателю церковных чтений, изд. в 1853 году. — СПб.: Тип. Якобсона, 1858. — IV, 136 с.
394. Христианские рассуждения и размышления, предложенные и в особых статьях, и в словах, беседах и речах законоучителя Воспитательного общества благородных девиц протоиерея Василия Гречулевича. — СПб.: Тип. духов, журн. «Странник», 1868. — Изд. вышло в 3 т., 5 ч. — Каждая часть имеет самостоят, тит. л.
Т. 1, ч. 1. — 1868. — 469, 11 с.
Т. 2, ч. 2.—1873.—127с.
Т. 2, ч. 3. — 1873. — 310, 11 с.
Т. 3, ч. 4. — 1877. — 530, 6 с. :
Т. 3, ч. 5. — 1877. — 258. 10 с.
Литература о жизни и деятельности
395. Антоний (Мельников), архиеп. Епископ Могилевский и Мстиславский Виталий Гречулевич: (К 90-летию кончины) // Журнал Моск. Патриархии. — 1975. — № 9. — С. 64—66.
396. Преосвященный Виталий Гречулевич / Альбом в Бозе почивших иерархов Русской Церкви. Сост. Каргопольцов И. — Вып. 6. — СПб.: Коммерч. скоропечат. Тиле, 1894. — 29 с, 1 л. портр.
|