Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
Помощь

Михаил Лузин

См. библеисты.

Михаил, еп. [Лузин]. Библейская наука. Кн. 1-4. Тула, 1900.

Из "Библиологического словаря"
священника Александра Меня
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех томах фондом Меня (СПб., 2002)) 

К досье Меня

МИХАИЛ (Матвей Иванович Лузин), еп. (1830-87), рус. правосл. экзегет, один из пионеров отечеств. библеистики. Род. в Нижегородской губ. Окончил МДА (1854); по окончании принял постриг и был рукоположен в иеромонаха. В 1855 удостоился звания магистра и оставлен при академии на кафедре Свящ. Писания НЗ. С 1859 профессор, а с 1861 инспектор МДА. За работу о *Ренане М. было присвоено звание доктора («О Евангелиях и Евангельской истории, по поводу книги Ренана "Жизнь Иисуса"», ПрТСО, 1864, т.23). На докторском диспуте, где присутствовали мн. представители рус. образов. общества (в т.ч. Аксаков и Самарин), речь М. произвела «блистательное впечатление». Ректор академии *Горский характеризовал М. как профессора, «основательно знакомого с толкованиями древних отцов и учителей Церкви, равно как и новейшими», и одобрял его «усердие в сообщении своих познаний студентам». В 1876 по желанию Свящ. Синода М. был назначен ректором МДА на место почившего Горского. В 1878 М. был хиротонисан во еп. Уманского, а с 1883 до конца дней управлял Курской епархией.

«Если вообще не легко бывает стать твердо на ноги всякому преемнику великого предшественника, — писал один из выпускников академии, — то преемнику Горского это было труднее, чем кому бы то ни было». Прочного авторитета М. не удалось завоевать, что объяснялось не только его замкнутым характером, но и особой ролью М. в рус. библ. науке. У него было три крупных предшественника: митр.*Филарет (Дроздов), прот.*Павский и *Бухарев. Но первый уделял основное внимание богосл. аспекту библеистики, второй — аспекту филологич. (к тому же деятельность его была прервана), а третьего волновали церк.-обществ. проблемы. М. фактически стал в России зачинателем полемики с *отрицательной критикой библейской Запада. «На мою долю, — говорил он, — выпал жребий сделать в доступной мне области первый у нас опыт открытого состязания с современными отрицательными учениями». Идя непроторенным путем, М. вынужден был спешно перерабатывать необъятный материал по тогдашней европ. науке о Писании. Он констатировал факт отставания рус. библеистики и хотел, чтобы его ученики «усвоили плоды западной апологетики». М. излагал и разбирал взгляды *Паулюса, *Штрауса, *Ренана, что само по себе казалось рискованным новшеством. Рус. экзегет знал, что упущено немало. «Работы, — говорил он, — работы над наукой, как можно скорее, работы нам нужно прежде всего». Эта необходимость спешить сказалась отрицательно на его собств. книгах. Значит. часть печатных трудов М. превратилась в пересказ и перевод зап. авторов (*Кейля и др.). В связи с этим проф. МДА *Горский-Платонов подверг книги М. язвительной критике, хотя и признал их «добрыми и полезными для общества». Критич. статьи Горского-Платонова подорвали авторитет М. в академии. Тем не менее многие позднее признавали, что М. открыл новую эпоху в *правосл. библеистике. Его ученики, нашедшие более самостоят. пути, были немалым ему обязаны.

u Беседа Иисуса Христа с Никодимом, ПрТСО, 1862, т.21; О тексте синайской рукописи Библии, там же, 1863, т.22; О так называемом Ев. от евреев, М., 1864; Толковое Евангелие, кн.1-3, М., 1870-74; Библ. письменность, канонич., неканонич. и апокрифич., ЧОЛДП, 1872, № 1-2; Библ. канон свящ. книг, ветхозав. и новозав., там же, № 5-6; Апостол. Деяния и послания апостолов с Апокалипсисом. (С предисл. и примеч. еп. Михаила), кн.1-2, К., 1890-97, К., 19052; Столетие из истории толкования Библии у нас в России, в кн.: Годичный акт в МДА, М., 1878; Введение в новозав. книги Св. Писания, М., 1869 (пер. исагогики *Герике); Соборные послания св. Апостолов, К., 1890; Библейская наука (посмертное издание академич. лекций, вышедшее под ред. Н.*Троицкого), кн.1-8, Тула, 1898-1903, кн.1: Очерк истории толкования Библии, 1898; кн.2: Пятикнижие Моисеево, 1899; кн.3: Историч. книги ВЗ, 1899; кн.4: Учительные книги ВЗ, 1900; кн.5: Пророческие книги ВЗ, 1901; кн.6: Св. прор. Исайя и книга его пророчеств, 1901; кн.7: Св. пророк Иеремия и книги его пророчеств, и Плач Иеремии, 1902; кн.8: Св. пророки Иезекииль и Даниил и книги их пророчеств, 1903; Библейская наука. Из академич. чтений (Новозав. цикл лекций), кн. 1-6, Тула, 1906, кн.1: По Евангелию; кн.2: Апостол Павел и его время; кн.3: Римская церковь и посл. к Римлянам; кн.4: Коринфская церковь и посл. к Коринфянам; кн.5: Колосская церковь и посл. к Колоссянам; кн.6: Фессалоникийская церковь и посл. к Фессалоникийцам.

l Г о р с к и й - П л а т о н о вП.И., О трудах архим. М., ст. 1-2, М., 1873; Ответ архим. М. на ст. Горского-Платонова, ЧОЛДП, 1873, № 3; И о а н н (Снычев). РПИ, т.5; ПрТСО, 1872; «Моск. Вед.», 1871, ноябрь (отчет о диспуте); *С м и р н о вС., История МДА, М., 1879; У Троицы в Академии, М., 1914.

РУССКИЕ ПИСАТЕЛИ-БОГОСЛОВЫ

Историки Церкви. Исследователи и толкователи Священного Писания

Биобиблиографический указатель. 2-е изд. М.: Пашков дом, 2001.

Номер страницы указан после текста на этой странице

К оглавлению

Михаил

(Лузин Матвей Иванович) (1830—1887)

Преосвященный Михаил (в мире Матвей Иванович Лузин) родился в 1830 году в Нижегородской губернии. В 1854 году, по окончании Московской Духовной Академии, принял монашеский постриг и был рукоположен во иеромонаха. В 1855 году удостоился звания магистра богословия и был оставлен в Академии на кафедре Священного Писания Нового Завета. В 1859 году получил звание профессора, в 1861 году был назначен инспектором Московской Духовной Академии. За диссертацию о Ренане был удостоен степени доктора богословия, публичная защита которой стала важным церковным событием. Ректор Академии А.В. Горский характеризовал его как профессора, «основательно знакомого с толкованиями древних Отцев и Учителей Церкви, равно как и новейшими». В 1876 году по желанию Святейшего Синода был назначен ректором Московской Духовной Академии на место почившего А.В. Горского. В 1878 году архимандрит Михаил был хиротонисан во епископа Уманского, а с 1883 года и до конца жизни епископ Михаил пребывал на Курской кафедре.

В 1883 году епископ Михаил был избран почетным членом Московской Духовной Академии «во уважение его плодотворной, продолжавшейся более двадцати пяти лет профессорской деятельности, соединявшейся с ректорством сначала в Московской, а потом в Киевской Духовной Академии,

338

и во уважение его многих, весьма полезных и отмеченных печатью выдающегося таланта трудов, по истолкованию Священного Писания». В своих лекциях и трудах епископ Михаил преследовал две цели — экзегетическую и апологетическую. «На мою долю. — писал он. — выпал жребий сделать в доступной мне области первый у нас опыт открытого состязания с современными отрицательными учениями». Труды епископа Михаила при жизни не раз подвергались критике, однако позднейшие исследователи признавали, что он положил начало новому направлению в русской библеис-тике. У епископа Михаила было немало талантливых учеников, которые обогатили православную науку о Священном Писании ценными комментариями и монографиями по Библейской истории. Библейскому богословию, археологии и текстологии.

Епископ Михаил скончался 20 марта 1887 года.

Печатные труды

928. Беседа Иисуса Христа о хлебе жизни (Ин. 13) // Чтения в О-ве любителей духов, просвещения. — 1873. — Кн. 1. — С. 627— 671.

929.  Беседа Иисуса Христа по исцелении расслабленного // Чтения в О-ве любителей духов, просвещения. — 1873. — Кн. 1. — С. 523—554.

930. Беседа Иисуса Христа с Никодимом // Прибавления к изд. Творений св. Отцев в рус. пер. — 1862. — Ч. 21.

931.  Беседа прощальная с учениками (Ин. 13) // Чтения в О-ве любителей духов, просвещения. — 1873. — Кн. 2. — С. 182— 226, 270—308.

932.  Беседа Спасителя о разрушении Иерусалима, кончине мира и последнем суде // Душеполез. чтение. — 1869. — Ч. 2. —

С. 319—339.

933.  Библейская наука: Академические чтения по Священному Писанию Ветхого Завета: Кн. 1—8 (Посмерт. изд.] / Под ред. Н.И. Троицкого. —Тула: Тип. Фортунатова, 1898—1903.

Кн. 1: Очерк истории толкования Библии. — 1898. — 149 с. Кн. 2: Пятокнижие Моисеево.— 1899. — 157 с.

 

339

Кн. 3: Исторические книги Ветхого Завета. — 1899. — 113 с.

Кн. 4: Учительные книги Ветхого Завета. — 1900. — 168 с.

Кн. 5: Пророческие книги Ветхого Завета. — 1901. —91 с. 134.

Кн. 6: Святой пророк Исайя и книга его пророчеств. — 1901. — 86 с.

Кн. 7: Святой пророк Иеремия, книга его пророчеств и Плач Иеремии. — 1902. — 54 с.

Кн. 8: Святые пророки Иезекииль и Даниил и книги их пророчеств. — 1903. — 95 с.

934.  Библейская наука: Академические чтения по Священному Писанию Нового Завета: По Евангелию:   1—2 / Под. ред. Н.И. Троицкого. — М.: Тип. Лисснера и Гешеля. 1900—1903 (обл. 1904).

935.  Библейская наука: Академические чтения по Священному Писанию Нового Завета: 1—5 / Под ред. и с предисл. Н.И. Троицкого. — М.: Тип. Лисснера и Гешеля, 1900—1906. — Вых. дан.

. 2—6: Тула: Тип. Фортунатова.

[1]: По Евангелию. — 1900. — 123 с.

[2]: По Евангелию. — 1904. — 110 с.

[3]: Вып. 1: Св. Апостол Павел и его Послания. — 1905. — 41 с.

[3]: Вып. 2: Римская Церковь и Послание к римлянам. — 1905 (обл. 1906).— 141 с.

[4]: Коринфская Церковь и Послания к коринфянам. — 1906. — 76 с.

[5|: Колосская Церковь и Послание к колоссянам; Фессало-никийская Церковь и Послание к фессалоникийцам. — 1906. — 190,5 с.

936. Библейская письменность каноническая, неканоническая и апокрифическая // Чтения в О-ве любителей духов, просвещения. — 1872. — Кн. 1. — С. 22--104.

937. Библейский канон Священных книг Ветхого и Нового Завета // Чтения в О-ве любителей духов, просвещения. — 1872. — Кн. 2.—С. 125—153, 199—236.

1: 1900. — 122 с.

2: Тула: Тип. Фортунатова, 1903 (обл. 1904). — 110 с.

938.  О Евангелиях и Евангельской истории: По поводу книги «Жизнь Иисуса», соч. Ренана: Опыт обзора и разбора так называемой отрицательной критики Евангелий и Евангельской истории. — М.: Тип. Готье, 1865. — 404, IV с.

340

То же // Прибавления к изд. Творений св. Отцев в рус. пер. — 1864. — Ч. 23.

То же. — 2-е изд., вновь пересмотр., испр. и доп. — М.: Унив. тип., 1870. — III, 362 с.

939.  О так называемом «Евангелии от евреев». — М.: Тип. Готье, 1864. — 30 с.

То же / Сборник, изданный Московской Духовной Академией по случаю ее пятидесятилетия. — М., 1864. —С. 1—30.

940.  О тексте Синайской рукописи Библии. — М., 1863. — 73 с. — Из: Прибавления к изд. Творений св. Отцев в рус. пер. — 1863. — Ч. 22.

941. О христианской любви: Слово в Великий пяток // Радость христианина. — 1898. — Кн. 3. — С. 234—244.

942.  Ответ на статью «О трудах архимандрита Михаила» П. Горского-Платонова, помещенную в «Православном обозрении», февр., 1873 г. — М., 1873. — 28 с.

943. Первосвященническая молитва Иисуса Христа (Ин. 18) // Чтения в О-ве любителей духов, просвещения. — 1873. — Кн. 2. — С. 445—463.

944.  Речь профессора Московской Духовной Академии архимандрита Михаила на публичном диспуте пред защитою сочинения его «О Евангелиях и Евангельской истории» на степень доктора богословия 9 дек. 1871 г. — М.: Тип. Готье, 1872. — 28 с. — Из: Прибавления к изд. Творений св. Отцев в рус. пер. — 1871. — Ч. 24.—С. 890—915.

945. Слово в день Пятидесятницы // Прибавления к изд. Творений св. Отцев в рус. пер. — 1861. — Ч. 20.

946. Слово при погребении наместника Свято-Троицкой Сер-гиевой Лавры архимандрита Антония, сказанное 16 мая 1877 г. — М.: Унив. тип., Ценз. 1877. — 10 с.

947. Слово при погребении ректора Московской Духовной Академии протоиерея А.В. Горского, сказанное 14 окт. 1875 г. — М.: Унив. тип., Ценз. 1875. — 11с. — Из: Душеполез. чтение. —1875. — Нояб.          /

948.  Соборные Послания св. Апостола Петра, с объяснительными примечаниями епископа Михаила. — М.: Унив. тип., 1887. — XII, 2)2 с.

341

949. Столетие из истории толкования Библии у нас в России: Актовая речь / Годичный акт в Московской Духовной Академии 1 окт. 1877 г. — М., 1878. — С. 1—35 (1-я паг.).

950. Толковое Евангелие: Евангелие от Матфея, Марка, Луки и Иоанна: На славянском и русском наречии, с предисловиями и подробными объяснительными примечаниями архимандрита Михаила. — М.: Унив. тип., 1870—1874.

Кн. 1: Евангелие от Матфея. — М., 1870. — 568 с. Кн. 2: Евангелие от Марка и Луки. — М., 1871. Кн. 3: Евангелие от Иоанна. — М., 1874. То же. — 3-е изд. — М.: Унив. тип., 1877. — 568 с. То же. — 5-е изд. — Киев, 1899—1902.

951. Толковый Апостол. Деяния и Послания Апостолов с Апокалипсисом: На славянском и русском наречии: С предисловием и подробными объяснительными примечаниями епископа Михаила. — М.: Тип. «Соврем, изв.», 1876.

Кн. 1: Деяния св. Апостолов. — 1876. -^ IV, 649 с. То же. — М.: Унив. тип., 1886. — 602 с.

952. Толковый Апостол. Деяния и Послания Апостолов: На славянском и русском наречии: С предисловием и подробными объяснительными примечаниями епископа Михаила. — Киев: Киево-Печерская Лавра, 1890—1897.

Кн. 1: Деяния Апостолов. — 1897. — 602 с. .-.   Кн. 2: Соборные Послания св. Апостолов. — 1890. — 464 с. Тоже.— Киев, 1905.

Перевод

953.  Введение в Новозаветные книги Священного Писания. Соч. Г. Герике / Пер. с нем. под ред. архим. Михаила. — М., 1869.

Литература о жизни и деятельности

954.  Горский-Платонов П.И. О трудах архимандрита Михаила. — М., 1873.

955.  О Толковом Евангелии архимандрита Михаила: Библиографическое известие. — М.: Синод, тип., 1870. — 2.1 с. — В конце текста инициалы: А.Н.

956.  Рождественский В.Г. Введение в Новозаветные книги Священного Писания / Перевод с нем. под ред. архим. Михаила: Рец. // Христиан, чтение. — 1870. — Авг. — С. 335—360.

342

 

Ко входу в Библиотеку Якова Кротова