НОТ (Noth) Мартин
Из "Библиологического словаря"
священника Александра Меня
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех
томах фондом Меня (СПб., 2002))
К досье Меня
- К указателю по Новому Завету
в целом. - Библия.
НОТ (Noth) Мартин (1902-68), нем. протестантский библеист. Род. в Дрездене.
Образование получил в ун-тах Эрлангема, Ростока и Лейпцига. Ученик *Альта. Вел
курс Свящ. Писания ВЗ в ун-тах Грейфсвальда, Лейпцига, Кенигсберга и Бонна. В
последние годы жизни состоял директором «Научного Института Св. Земли» в Иерусалиме.
С приходом к власти Гитлера подвергался преследованиям как представитель антинацистской
«Исповеднической церкви».
Н. разработал аргументацию в пользу того, что первый цикл *Исторических книг
ВЗ (Ис Нав, Суд, Цар) в лит. и религ. отношениях тесно связан со Второзаконием,
к-рое служило к ним своего рода прологом. В отличие от *Второзаконнической истории
традиция *Яхвиста и *Элохиста развивалась независимо (начало этих традиций
Н. возводит к эпохе судей). Н. ставил задачу реконструировать ход ветхозав. событий
в рамках древневост. контекста. Труды его отмечены двумя характерными особенностями:
он скептически относился к достоверности сказаний *Пятикнижия и пытался путем
смелых гипотез решить ряд библ.-историч. проблем. В своей «Истории Израиля» («Geschichte
Israels», Gott., 1950) Н. развивал гипотезу, высказанную давно, о двух разнородных
традициях, к-рые исходили от двух групп израильтян. Одна проникла в Ханаан мирным
путем и образовала *амфиктионию в районе Сихема, а другая проложила себе путь
с боями. Именно последняя пришла из Египта и ее предания связаны с именем Моисея.
Однако в этих преданиях, по мнению Н., сохранились лишь смутные отголоски действительных
событий. Связь ВЗ с *Древним Востоком рассмотрена Н. в труде «Мир Ветхого Завета»
(«Die Welt des Alten Testaments, B., 1940). Им были также составлены толкования
на Исх (1959), Лев (1962), Числ (1966) и Ис Нав (1938). Мн. критики, в частн.,
*Олбрайт, считали *гиперкритицизм Н. неоправданным. Есть все основания полагать,
что плюрализм традиций в ВЗ не был столь велик, как думал Н. Тем не менее ряд
его наблюдений и выводов представляют ценность.
u Uberlieferungs geschichte des Pentateuch, Stuttg., 1948; Hat die Bibel doch
Recht? 1957; Studies in Deuteronomy, 1950; Deuteronomy, 1966; Die Gesetze im Pentateuch,
Halle, 1940; The Problem of the Hexateuch, 1966.
l *K r a u s. S.430 f. T h o m p s o n R.J., Moses and the Law in a Century
of Criticism since Graf, Leiden, 1970, p.135-36, 144-46; ODCC, p.983.
|