Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
Помощь

БОРНКАММ (Bornkamm) Гюнтер


Из "Библиологического словаря"
священника Александра Меня
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех томах фондом Меня (СПб., 2002)) 

К досье Меня

БОРНКАММ (Bornkamm) Гюнтер (р. 1905), нем. протестантский богослов и экзегет. Ученик Бультмана. Род. в Глрлице. Учился в Марбурге и Гейдельберге. В годы третьего рейха был одним из идеологов «Исповеднической церкви», к-рая занимала активную антинацистскую позицию. С 1949 Б. состоял профессором по кафедре новозав. экзегетики в Гейдельбергском ун-те. Во время войны был пастором в Мюнстере и Дортмунде. В 1946 занял кафедру в Геттингене.

В процессе своих исследований Б. стал постепенно отходить от позиций бультманизма. С одной стороны, в отличие от метода *«истории форм» школы, к-рая видела в Евангелиях лишь отражение анонимного церк. Предания,  Б. обратил большое внимание на труд самих евангелистов. В своем толковании рассказа о буре в Ев. от Матфея он выдвинул тезис о том, что ев. Матфей был не только передатчиком традиции, но и «наиболее ранним экзегетом» Церкви, богословски осмыслявшим первонач. предание. Тем самым Б. положил начало *«истории редакций» школе. С другой стороны, он выступил против мнения Бультмана об относительно слабой связи между Иисусом Христом и Общиной. В своей книге «Иисус Назарянин» («Jesus von Nazareth», Stuttg., 1956) Б. защищал тезис, что «Евангелия позволяют нам видеть историческую личность Иисуса в Его непосредственной мощи». Именно «изумительный царственный облик Христа» (а не отвлеченная идея веры) был высшим авторитетом для апостолов и евангелистов; поэтому, вопреки Бультману, Б. признает, что первохристиан живо интересовали как речения Спасителя, так и события Его жизни. Однако в центре всего стояло Воскресение. Оно явилось для учеников свидетельством того, что Иисус есть Господь. «Нужно было,— пишет Б.,— вывернуть наизнанку все пасхальные повествования, чтобы создать фразу Фауста: «Они прославили Воскресение Господне потому, что воскресли сами». Но ученики вовсе не воскресли. Вот что они чувствовали — сперва в трепете и страхе, а затем в радости и ликовании — они, ученики, были отданы смерти, а Распятый и Погребенный жив!»

Работы Б. и их тенденция характерны для т.н. постбультмановского периода в изучении НЗ.

u Handbuch zum Neuen Testament, TЃb., 1949 (англ. пер.: The New Testament: A Guide to its Writings, Phil., 1973); љberlieferung und Auslegung im Matth„usevаngelium, Neukirchen, 1960; (англ. пер.: Tradition and Interpretation in Matthew, L., 1963); Paulus, Stuttg., 1969 (англ. пер.: Paul, L., 1971); Geschichte und Glaube, Mьnch., 1968.

l *B r o w n  R., After the Elections, What?, «Christianity and Crisis», N.Y., 1970, v. 30; *P e r r i n  N.,  What is Redaction Criticism?, Phil., 1982; RGG, Bd. 7, S. 31.

Ко входу в Библиотеку Якова Кротова