КЮММЕЛЬ (Kummel) Вернер Георг
Из "Библиологического словаря"
священника Александра Меня
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех
томах фондом Меня (СПб., 2002))
К досье Меня
- К указателю по Новому Завету
в целом. - Библия.
КЮММЕЛЬ (Kummel) Вернер Георг (1905-95), нем. протестантский специалист по
НЗ. Ученик *Дибелиуса; доктор богословия (1929); э. орд. проф. НЗ (1932), орд.
проф. (1946) в Цюрихском ун-те, в Майнце (1951) и Марбургском ун-те (1952-73).
В своих работах К. предпочитает держаться в тех рамках, к-рые очерчены историч.
наукой, что отразилось в ряде его обзоров истории новозав. исследований. Хотя,
согласно К., в евангельской и апостольской истории многое остается неясным, основные
вехи имеют характер достоверного предания. В отличие от своего учителя Дибелиуса,
К. подчеркивает непрерывное преемство между учениями Иисуса Христа, ап.Павла и
ап.Иоанна. Эту мысль он проводит в своем «Богословии Нового Завета» («Die Theologie
des Neuen Testaments», Gott., 1969). Иисус возвещает Бога как Отца и Судию, действующего
в Его жизни и служении. Обещание скорого явления во славе имело в Его устах эсхатологич.
смысл. За пасхальным рассказом Евангелий стоит реальное событие, к-рое нельзя
реконструировать средствами истории. Древний возглас *Маранафа (арам. Господь
грядет) указывает на то, что уже палестинская первообщина называла Иисуса Господом.
К. рассматривает ап.Павла как первого христ. богослова, к-рый интерпретировал
явление Христа в плане сотериологическом. Поэтому *христология стояла для апостола
в центре евангел. учения. В духе *Бультмана К. оценивает догматич. символику посланий
ап.Павла как своего рода «мифологизирование» тайны. Богословие ап.Иоанна завершает
развитие новозав. христологии, осмысляя Христа как предсуществующее небесное Слово.
Исагогические взгляды К. изложены в его компендиуме «Введение в Новый Завет» («Einleitung
in das NT», Heidelberg, 1963). Достоверные свидетельства о Христе, согласно К.,
содержатся только у *синоптиков (Мф, ок.80-100 г.; Мк, ок.70 г.; Лк, ок.70-90
г.; Ин, 80-90 гг.). К. считает не-павловыми Еф, Евр и *Пастырские послания.
u Romer 7 und die Bekehrung des Paulus, Lpz., 1929; Verheissung und Erfullung,
Basel, 1945 (англ. пер.: Promise and Fulfilment, L., 1957); Das Problem des geschichtlichen
Jesus, 1960.
l RGG, Bd.7, S.134; RB, 1937, № 46; CBQ, 1975, № 37; 1976, № 38.
|