ХАНТЕР (Hunter) Арчибалд
Из "Библиологического словаря"
священника Александра Меня
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех
томах фондом Меня (СПб., 2002))
К досье Меня
- К указателю по Новому Завету
в целом. - Библия.
ХАНТЕР (Hunter) Арчибалд (р.1906), англ. протестантский библеист, исследователь
НЗ. Высшее богосл. образование получил в ун-тах Глазго, Марбурга и Оксфорда. Был
проф. НЗ в Оксфорде, Глазго, Абердине, Ричмонде (США). Во время 2-й мировой войны
занимал должность пастора. Гл. труды Х. посвящены новозав. тематике. Большинство
из них рассчитано на широкий читательский круг; они написаны сжато, доступно,
тесно связаны с актуальными проблемами христ. жизни. В комментарии к Рим (1955)
Х. для пояснения взгляда ап.Павла на *Закон сближает "обрезание" с традиционной
церковностью, а "необрезание" с секуляризмом, как это делают мн. протестантские
экзегеты. Свои основные взгляды Х. изложил в кн. "Введение в новозав. богословие"
("Introducing New Testament Theology", L., 1957). В ней он прослеживает динамику
осмысления того, что он называет "Событием Христа". Это понятие включает жизнь,
личность и учение Господа, и в первую очередь — Его Страсти и Воскресение. Именно
они являются исходным пунктом новозав. богословия. Х. принимает мн. выводы *критики
библейской, однако историч. скептицизм школы *Бультмана рассматривает как неоправданный.
"Мы можем, — пишет он, — считать деяния и слова, приписываемые Иисусу в синоптических
Евангелиях, подлинными, если не будет доказано противное". Но таких доказательств
в трудах радикальных критиков Х. не находит. В 1-й части книги он описывает "Событие
Христа": Его учение о Царстве Божьем, Его мессианское самосвидетельство, начало
нового народа Божьего — Церкви, Страсти как промыслительную участь *Служителя
Господня и Воскресение как торжество высшей правды и основу христианства. Часть
2-я посвящена ранней апостольской *керигме, к-рую Х. выводит непосредственно из
"События Христа". Часть 3-я говорит о богословии "толкователей События": апостолов
Петра, Павла и Иоанна и показывает, что их учение, подобно керигме *первообщины
христианской, органически связано с "Событием". Хотя Х. строит свою книгу только
на данных НЗ, не касаясь церк., догматич. толкования, он видит в этом толковании
законный процесс дальнейшей интерпретации "События Христа", к-рый, по его словам,
"продолжается до сих пор".
u Paul and His Predecessors, L., 1940; The Unity of the New Testament, L.,
1943; The Gospel According to St.Mark, L., 1948; The Work and Words of Jesus,
Phil., 1950; Interpreting the New Testament, L., 1951; Design for Life, L., 1953;
Interpreting the Parables, L., 1960; The Gospel According to John, Camb. (Eng.),
1965; The Gospel According to St.Paul, L., 1966; Bible and Gospel, L., 1969; Gleanings
from the New Testament, Phil., 1975.
l *H a r r i n g t o n W., The Path of the Biblical Theology, Dublin,
1973. |