КНЯЗЕВ Алексей Петрович
Из "Библиологического словаря"
священника Александра Меня
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех
томах фондом Меня (СПб., 2002))
К досье Меня
- К указателю по Новому Завету
в целом. - Библия.
КНЯЗЕВ Алексей Петрович, протопр. (р.1913), рус. правосл. специалист по истории
и экзегетике ВЗ. Род. в г.Баку, в семье горного инженера. В 1923 К. с родителями
переехал в Ниццу, а в 1927 — в Париж. Там он окончил юридич. фак-т ун-та (1935)
со званием кандидата права. В 1936 К. окончил Высшую коммерческую школу, а в 1938
поступил в Православный богословский ин-т в Париже, к-рый окончил во время 2-й
мировой войны (1942).
Первоначально К. занимался догматич. богословием под руководством прот.*Булгакова
С. и читал лекции в Правосл. богосл. ин-те. Рукоположен во иереи в 1947; пастырскую
работу совмещал с преподаванием и руководством правосл. молодежными организациями.
В 1955 К. защитил магистерскую дисс. о *Послании Аристея, важнейшем источнике
по истории *Септуагинты. К библ. тематике К. обратился под влиянием *Карташева,
идеи к-рого продолжает развивать в своих лекциях и трудах. Кроме лекций по ВЗ,
читает курсы церк. права, гомилетики и агиологии. После защиты дисс. К. стал и.о.проф.,
а затем проф. по каф. Свящ.Писания ВЗ. С 1962 он — декан Богословского ин-та,
а с 1965 ректор вместо почившего еп.*Кассиана Безобразова. В 1965 назначен настоятелем
Сергиевского подворья (юрисдикция Вселенского Патриархата). С 1976 протопресвитер.
Является Председателем Епархиального совета, почетным членом Св.Владимирской ДС
(Американская Правосл. Церковь). К 70-летию К. патриарх Антиохийский Игнатий наградил
его орденом св. ап. Петра и Павла.
Курс лекций по ВЗ до сих пор полностью не опубликован, но осн. его принципы
достаточно развиты в др. работах. В наст.время К. является одним из ведущих правосл.
библеистов-ветхозаветников. Его концепции развивались на фоне ясного осознания
недостатков, к-рыми страдает зап. экзегетика. «Современная библейская наука, —
пишет он, — бессознательно повинуясь ложным предпосылкам либеральных критиков,
прежде всего пребывает слепой в отношении к творчеству, проявленному авторами
или редакторами священных книг. Она — единственная из всех наук о духе, которая
исходит из неправильного представления о человеческом духе и забывает, что каждая
из этих наук, даже история, в конечном счете старается показать, в чем сказался
в ее области великий человеческий синтез... Священный автор может, следуя методам
семитской историографии, компилировать источники или даже просто их переписывать;
но так как целью его всегда остается постигнуть и поведать религиозную истину,
дух его пребывает предельно активным и он продолжает творить, даже прибегая к
кажущимся нетворческим способам составления книг. Церковь, со своей стороны, рано
отказалась от древнего представления о боговдохновенности как о диктовке свыше:
тем самым она признала наличие человеческого творчества даже у боговдохновенных
авторов» (ПМ, 1948, № 6, с.142-43). Однако, указывая на слабости зап. экзегезы
и *герменевтики, к-рые, механически дробя Писания, недооценивают духовный, богосл.
смысл Слова Божьего, К., как и Карташев, целиком принимает выводы *новой исагогики.
Для него они вполне совместимы с правосл. подходом к Библии. «Открытия, сделанные
библейской наукой, — пишет К., — так закрепили позиции критики, что спор о ее
выводах ныне перешел в область отдельных построений по поводу отдельных подробностей;
что же касается прежнего, докритического подхода к Библии, то таковой уже немыслим»
(там же, с.140). Поэтому К. соглашается с осн. положениями *документарной теории
и др. исагогич. концепций. Оправдание для такой рецепции методов *историко-литературной
критики К. усматривает в двойственной, богочеловеческой природе Писания. Библия
есть Слово Божье, переданное через людей, и в отношении истин религиозных свидетельство
свящ. авторов всегда является истинным. «Что же касается областей, не требующих
для своего познания откровения свыше, то в отношении их священный автор остается
человеком своей эпохи, со всеми ее представлениями, которые могут быть даже ошибочными»
(ПМ, 1951, № 8, с.126). Задачу правосл. библеистики К. видит в уяснении того центр.
провозвестия, к-рое заключено в исторически обусловленные формы Писания. Двуединое
Писание требует и двуединой герменевтич. методологии в экзегезе. Иными словами,
концепция К. может быть названа теорией синтеза, в к-ром сочетается исторический
анализ и догматич., богосл. осмысление Библии.
u Иуда и Фамарь, ПМ, 1948, № 6; Господь, Муж брани (К уяснению религиозного
значения книги Исход), там же, 1949, № 7; О боговдохновенности Свящ. Писания,
там же, 1951, № 8; Откровение о Матери Мессии, там же, 1953, № 9; Что такое Свящ.
Писание, в кн.: Православие в жизни, Нью-Йорк, 1953; Понятие и образ Божественной
Премудрости в Ветхом Завете, ПМ, 1955, № 10; Историческое и богословское значение
«Письма Аристея к Филократу», там же, 1957, № 11; Великое знамение Царства Небесного
и его пришествие в силе, там же, 1971, № 14; Пророки, «Вестник РСХД», 1972, №
103-06, 1976, № 118, 119.
|