ШНАКЕНБУРГ (Schnakenburg) Рудольф
Из "Библиологического словаря"
священника Александра Меня
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех
томах фондом Меня (СПб., 2002))
К досье Меня
- К указателю по Новому Завету
в целом. - Библия.
ШНАКЕНБУРГ (Schnakenburg) Рудольф, свящ. (р.1914), нем. католич. библеист.
Род. в Катовице. Учился в Бреслау и Мюнхене. Рукоположен в 1937 (тогда же
защитил докторскую дисс.). До 1946 был приходским священником. После защиты магистерск.
диссертации (1948) преподавал в Мюнхене, Диллингене, Бамберге и Вюрцбурге.
Состоял консультантом *Папской библейской комиссии, председателем Общества
по изучению НЗ, консультантом Папского Секретариата по делам христ. единства и
чл. международной Папской богословской комиссии. Ш. принадлежит курс новозав.
*богословия («Neutestamentliche Theologie. Der Stand der Forschung», 1965), обширные
комментарии к Мк («Das Evangelium nach Markus», Bd.1-2, 1966-70), Ин («Das Johannes-Evangelium»,
Bd.1-3, 1967-76), посланиям Ин («Die Johannes-Briefe», 19786), Еф («Der Brief
an die Epheser», 1982) и ряд работ по различ. аспектам богословия НЗ. Ш. широко
использует совр. критич. методы исследования, показывая, что они не являются разрушительными
для веры. Он признает активную творческую роль свящ. писателей и всего Свящ. *Предания
Церкви в осмыслении тайны Иисуса Христа. Тот факт, что евангелисты не были «биографами»
в совр. смысле слова, не означает, однако, что они не опирались на достоверную
традицию. Их богосл. мысль определялась пасхальной верой. В свете этой веры развивалась
и вся новозав. *христология. При всем ее многообразии она носит черты существенного
единства и коренится в едином *Откровении. «Это единство, — подчеркивает Ш., —
невозможно найти на поверхности текстов, но необходимо более глубокое исследование,
особенно осмысление тех оснований, на к-рых зиждутся различные христологические
свидетельства, благодаря чему они приобретают прочный фундамент и взаимосвязь».
Сопоставляя различные фазы в истории христ. учения, как оно отражено в НЗ, Ш.
приходит к выводу, что все они органически связаны с первонач. керигмой о Воскресшем
и Прославленном Господе. В ней уже содержалось «исповедание Иисуса Христа, исповедание,
в к-ром исторический Иисус неразрывно связан с Христом пасхальной веры». Церковь
в лице *апостолов и *евангелистов «формулировала, раскрывала и делала более понятной
эту веру». Процесс ее осмысления выразился в своеобразии христологии отд. новозав.
писателей, к-рое не разрушало единства веры, а раскрывало ее многогранность
и полноту.
u Das Heilgeschehen bei der Taufe nach dem Apostel Paulus, Munch., 1950
(англ. пер. Baptism in the Thought of St. Paul, N.Y., 1964); Die sittliche Botschaft
des Neuen Testaments, Munch., 1962 (англ. пер.: The Moral Teaching of the NT,
Freiburg-L., 1965); Gottes Herrschaft und Reich, Freiburg, 1959 (англ. пер.:
God’s Rule and Kingdom, Freiburg-Montr№al, 1963); Die Kirche im Neuen Testament,
Freiburg, 1961 (англ. пер.: The Church in the NT, N.Y., 1965); Christliche Existenz
nach dem Neuen Testament, Munch., 1967-68, Bd.1-2 (англ. пер.: Christian Existence
in the NT, Notre Dame (Indiana), 1968-69, v.1-2); Schriften zum Neuen Testament,
Munch., 1971; Glaubensimpulse aus dem Neuen Testament, Duss., 1973; Mabstab des
Glaubens, Freiburg-Basel-Wien, 1978; в рус. пер.: Новозаветная христология, Брюссель,
1986.
l *H а r r i n g t o n W., The Path of Biblical Тhеоlоgу, Dublin, 1973.
|